военная школа пилотов (летчиков)

11-я школа ВВС РККА

Нагрудный знак выпускников 11-й военной школы пилотов в г. Луганске. Знак изготовлен из позолоченной латуни, крепле- ние винтовое, на обратной стороне указан номер.

Приказом Народного комиссара обороны СССР № 169 от 28 августа 1936 года были введены нагрудные знаки для лиц, окончивших летные и технические школы ВВС РККА. Всего было учреждено двадцать разновидностей знаков, по количе- ству существовавших тогда учебных заведений ВВС. Все знаки просуществовали недолго и в 1938 году они были упразд- нены в связи с увеличением количества школ и училищ ВВС, что приводило к нарушению основных положений знаковой функции, ввиду их разнородности для учебных заведений одинакового военного профиля. А приказом Народного комисса- ра обороны СССР № 235 от 31 октября 1938 года были учреждены новые знаки для выпускников, единые для всех профи- лей военных авиационных школ и училищ, которые стали вручаться, начиная с 1940 года.

16 октября 1930 года был подписан приказ о создании в городе Луганске 11-й военной школы пилотов, строительство которой началось уже с ноября ме- сяца вблизи кургана «Острая Могила». Весной 1931 года началось строительство служебных и технических зданий, а также жилых домов для будущих курсантов и обслуживающего персонала школы. Также весной в школу прибыли пилоты и техники из Качинской авиашколы, которые образовали препода- вательское ядро будущей школы и поступили железнодорожным транспортом первые самолеты У-1 и Р-1. В мае-июне 1931 года состоялся первый набор курсантов в школу. Занятия проходили на открытом воздухе – у самолетов и в палатках. После учебы личный состав уходил на строительство – вместе с рабочими, курсанты закладывали фундамент учебного корпуса и курсантских общежитий, воздвигали ангары, прокладывали к городку железную дорогу.
Самолет У-1, на котором совершали свои первые полеты курсанты, работал на касторовом масле, поэтому было много дыма и копоти. Самолет приходи- лось ежедневно мыть и два раза в неделю устраивать ему настоящее купание. Уже в сентябре 1931 года был произведен первый выпуск 130 пилотов.
В следующем году в школе было четыре эскадрильи. В 1933 году во всех эскадрильях школы было создано по одному звену истребителей, летавших на самолетах И-3 и И-4. Школа постепенно росла – было семь готовых и заселенных корпусов, строительство четырехэтажного здания главного корпуса школы было почти завершено. Уже в большей его половине разместились казармы курсантов, клуб и учебно-летный отдел. На границе аэродрома стояли ангары и служебные здания. Полным ходом строились мастерские, гараж, складские помещения. Учебный городок был освещен электричеством, обес- печен водой, баней, магазинами, столовой.
16 января 1934 года 11-й школе пилотов было присвоено имя Пролетариата Донбасса. К маю 1936 года в ней был создан большой парк самолетов и це- лая система вспомогательных служб. К этому времени в школе было пять эскадрилий. После самолетов И-3 и И-4, личный состав школы учился летать на самолетах Р-5.
Со второй половины 1938 года 11-я военная школа пилотов стала называться – Ворошиловградской военной авиационной школой (ВВАШ). С мая 1940 го- да в школе была также организована еще и подготовка стрелков-радистов в количестве 250 человек.
В соответствии с приказом НКО от 5 февраля 1941 года № 049 «О переименовании военных авиационных школ и училищ ВВС и переводе их на новые штаты», ВВАШ стала – Ворошиловградской военной авиационной школой пилотов (ВВАШП) имени Пролетариата Донбасса, было увеличено количество курсантов по специальности "бомбардировщик". В мае 1941 года выпуск ВВАШП составил 956 человек.
К осени 1941 года на аэродроме школы появилась авиация действующей армии. В октябре было принято решение о перебазировании школы в г .Уральск (Казахстан).
Стояли уже тридцатипятиградусные морозы. На новом месте не было ничего: ни жилья, ни аэродрома, ни топлива, не хватало продуктов питания. Однако фронт требовал новых сотен и сотен летчиков. Кое-как были расселены прибывшие семьи по квартирам жителей Уральска и прилегающих селений. Летчики, техники и курсанты начали строить землянки, оборудовать их под общежития, а также строить и другие служебные помеще- ния. Много трудностей было пережито в те дни.
В мае 1942 года в школу прибыли самолеты – ИЛ-2 и в августе школа дала фронту первых летчиков-штурмовиков. В 1943 году школу окончило 550 лёт- чиков-штурмовиков.
В апреле 1946 года школа вернулась на прежнее место в город Луганск. Согласно постановлению Государтсвенного комитета обороны от 23.10.1943 пе- ребазирование школы в Луганск должно было состояться в апреле 1944 года (информацию о годе возвращения школы в Луганск я нашел в сети проти- воречивую, какая верная, я не знаю).
Вероятно в 1947 году школа сменила название и стала называться – Ворошиловградской военной школой лётчиков. Срок обучения в школе стал состав- лять три года. В августе 1950 года состоялся первый выпуск курсантов, которые учились по новой трехгодичной программе обучения. Просуществовала школа летчиков (пилотов) до 1953 года.


военное авиационное училище лётчиков

ВВАУЛ

Значок посвящен 50-летию создания Ворошиловградского военного авиационного училища лётчиков имени Пролетариата Дон- басса, которое отмечалось в 1980 году.

На значке вероятно изображен штурмовик времён Великой Отечественной войны – двухместный ИЛ-2.

В 1953 году военная школа летчиков в городе Луганске была преобразована в училище, в то время – Ворошиловградское военное авиационное училище лётчиков (ВВАУЛ).
В конце 50-х годов Хрущев Н.С. пришел к выводу, что ракеты должны заменить военно-воздушные силы, которые были зна- чительно сокращены, а многие современные по тем временам самолеты были отправлены в металлолом.
В связи с сокращением ВВС и упором на интенсивное развитите зенитно-ракетной техники, Луганское училище летчиков, в числе других военных училищ ВВС, было расформировано в 1960 году.
Освободившийся аэродром отдали вертолетному центру, полеты в котором осуществлялись на вертолетах МИ-4 и МИ-6. В се- редине 60-х г.г. вертолетный центр перевели в город Воронеж и его место занял полк Харьковского ВВАУЛ на учебно-трени- ровочных самолетах L-29 Дельфин. Этот полк базировался в г. Луганске до середины 1967 года.




высшее военное авиационное училище штурманов

В 1966 году главкомом ВВС было принято решение о создании в СССР второго авиационного училища штурманов, а так как единственное на тот момент училище штурманов находилось в Челябинске, то выбор руководства минобороны пал на Украину – на город Луганск, где на базе ранее ликвидированно- го в 1960 году училища летчиков и было принято решение о создании училища штурманов.
9 сентября 1966 года считается официальной датой образования ВВВАУШ (в то время – ЛВВАУШ). Из Челябинского ВВАКУШ были направлены в Луганск ряд офицеров, которые составили костяк преподовательского состава. Летом 1967 года был проведен первый набор курсантов в училище (две роты). А свой первый выпуск Луганское ВВАУШ произвело в 1968 году в составе двух отделений (41 человек), переведенных из Челябинского ВВАКУШ осенью 1967 года по специализации штурманы военно-транспортной авиации (ВТА).
В 1969–1970 г.г. в училище также выпускались курсанты 4-го курса Челябинского ВВАКУШ профиля ВТА, в количестве 43 и 48 человек соответственно. В период 1969–1971 г.г. в ЛВВАУШ (ВВВАУШ) проводилась ускоренная подготовка штурманского состава из младших лейтенантов, призванных из запаса и прошедших в аэроклубах ДОСААФ подготовку по программе первоначального обучения летчиков. Выпускались штурманы-техники со средним образова- нием.
В 1969 году командование училища обратилось в обком партии с просьбой о присвоении ЛВВАУШ, как правопреемнику Луганской военной школы пило- тов, имени "Пролетариата Донбасса".



С 1971 года осуществляется выпуск курсантов, которые отучились четыре года непосредственно в ВВВАУШ. Обучение в училище осуществлялось по четырем профилям: военно-транспортная авиация (ВТА), морская ракетоносная авиация (МРА), противолодочная авиация (ПЛА) и профиль ОБУ – офицер боевого управления.
Изготовление памятных выпускных значков началось с 1972 года. После праздника, посвященного выпуску курсантов 1972 года, по просьбе начальника училища М.А.Лашина, были изготовлены еще и значки аналогичного дизайна значкам выпуска 1972 года, на которых вместо года было написано – "вы- пуск 3" (1970 год), для офицеров, которые ранее окончили ВВВАУШ и были на празднике в качестве гостей (фото такого значка у меня нет).
Сначала значки делались одинаковые на весь выпуск для всех профилей (имеется ввиду профили ВТА, МРА и ПЛА), а впоследствие каждый профиль заказывал себе значки индивидуального дизайна. На памятных значках 1977, 1978, 1988 годов выпуска, цифры: 12, 13, 34 означают номера учебных рот.

После провозглашения независимости Украины министерство обороны страны было не в силах поддерживать училище и его постепенно начали сокра- щать, а в октябре 1993 года Луганское ВВАУШ имени Пролетариата Донбасса вошло в состав Харьковского института Военно-Воздушных Сил в качестве филиала (сейчас это Харьковский университет Воздушных Сил имени Ивана Кожедуба).
Последний выпуск курсантов из ЛВВАУШ был произведен в 1996 году и в конце того же года на базе училища была сформирована 205-я авиационная учебная база Харьковского института ВВС, которая просуществоала два года и была расформирована. Датой официальной ликвидации ЛВВАУШ считает- ся – 17 июля 1997 года.

В 1993 году при содействии Луганской областной государственной администрации на базе ЛВВАУШ министерством обороны Украины был создан Луган- ский военный лицей с усиленной военно-физической подготовкой. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины № 643 от 13.06.1996, лицей был передан в коммунальную собственность Луганской облгосадминистрации и стал называться лицеем с усиленной военно-физической подготовкой. Вы- пускники лицея получали право поступления в высшие учебные заведения Министерства обороны Украины на льготных условиях.

ВВВАУШ

В состав авиации ВМФ или морской авиации входят: противолодочная, морская ракетоносная, штурмовая авиация корабельно- го и наземного базирования, разведывательная, а также подразделения и части транспортных самолётов, и подразделения дру- гого назначения.

К задачам авиации ВМФ относятся: обнаружение и уничтожение кораблей, морской авиации и подводных лодок противника, а также нанесение ракетных и бомбовых ударов по портам, береговым базам, аэродромам и другим военным и промышленным объектам.

Луганское (Ворошиловградское) ВВАУШ готовило в том числе и штурманов для авиации ВМФ. Курсанты для морской авиации готовились в училище по двум профилям: МРА (морская ракетоносная авиация) и ПЛА (противолодочная авиация).
Первый выпуск курсантов для авиации ВМФ был осуществлен в 1971 году по профилю МРА (2-я рота), а по профилю ПЛА – в 1973 году (13-я рота). Предположительно курсанты по двум этим профилям выпускались до конца 70-х г.г., а потом обучение осуществлялось только по профилю ПЛА.
До 1985 года курсанты-штурманы для морской авиации летали на самолетах Ту-134Ш, а в 1985 году Ту-134Ш были переданы в Челябинское ВВАКУШ, вместо них ВВВАУШ получило Ан-26Ш.

Памятные значки курсантов отдела подготовки офицеров боевого управления авиацией (ОПОБУА) ВВВАУШ – 1977, 1980 и 1982 годов выпуска.

История этого отдела начинается – с 1968 года, когда в составе Ейского ВВАУЛ было создано отделение по подготовке штурманов боевого управления. Для подготовки специалистов этого профиля в Ейском училище была сформирована кафедра Боевого управления авиацией.
Сразу после выпуска курсантов в 1972 году началось перебазирование отделения в Крым – в пгт. Багерово. В связи с передислокацией произошли и штатные преобразования: отделение стало отделом и теперь он включал в себя три учебные кафедры: Теории и методики наведения, Автоматизирован- ных и радиотехнических средств управления авиацией, Боевого управления авиацией, а также – учебно-тренажный комплекс и учебно-действующий ко- мандный пункт. Для обеспечения учебного процесса отдела, который теперь стал называться отделом подготовки штурманов боевого управления авиа- цией, были созданы: авиационный полк, батальон обеспечения, батальон связи, узел автоматизированной системы управления. Стояла задача в кратчай- шие сроки подготовить учебную базу для проведения плановых занятий, которые начались с 12 ноября 1972 года.
Весной 1974 года ОПШБУА из Ейского ВВАУЛ был передан в состав ВВВАУШ и сменил свое название на – отдел подготовки офицеров боевого управ- ления авиацией (ОПОБУА), но памятный значок этого отдела 1974 года выпуска, решено было не переделывать.
Курсанты профиля ОБУ, поступившие в ВВВАУШ до 1982 года, первые два курса обучались в г. Луганске, а последние два – в ОПОБУА, в пгт. Багерово. Курсанты, зачисленные в училище в 1982 году, обучались в городе Луганске только первый курс, а со второго курса обучение у них проходио в пгт. Ба- герово, в созданном на базе ОПОБУА – филиале ВВВАУШ. В дальнейшем обучение курсантов по профилю ОБУ осуществлялось непосредственно в Ба- герово с 1-го курса.

В 1977 году количество выпускников ОПОБУА составило 232 человека, в 1980 году – 171, в 1982 году – 175. Вероятно столько же было изготовлено и памятных значков.
В 1980 году отмечалось 50-летие создания военной школы пилотов в городе Луганске, которая впоследствие была преобразована в училище летчиков, на базе которого и было образовано ВВВАУШ. Вероятно цифра "50" на памятном значке выпускников 1980 года как раз и отражает этот юбилей.

ВВВАУШ

Памятная общественная медаль «Ворошиловградское ВВАУШ».

В целях инициативы по сохранению традиций российской фалеристики, попытки систематизировать направление общест- венных наград (разнообразные медали и знаки, учрежденными рядом общественных организаций, фондов, союзов, об- ществ и т.д.), детального изучения данной темы, по инициативе Региональной общественной организации Академия рус- ской символики «МАРС» (Москва) и Международного фонда «Дети новой эры» в 2005 году была образована Комиссия по награждению общественными наградами и памятными знаками. Основной задачей Комиссии является учреждение новых общественных медалей и памятных знаков, с максимальным соблюдением, как исторических традиций, так и нормативно- правовой базы Российской Федерации. Новые общественные медали и знаки, учрежденные Комиссией – это не только по- пытка увековечить важные и значимые события и юбилеи, которые по разным объективным и субъективным причинам не были отмечены государственными и ведомственными наградами. Это предоставление возможности руководителям раз- личных организаций, прежде всего региональных и ветеранских, поощрить данными общественными наградами своих от- личившихся граждан, показать, что слава их заслуг всегда живет в памяти, лишний раз проявить свое внимание и благо- дарность к этим людям, их мужеству, честному выполнению военного и гражданского долга.
Комиссией учреждаются общественные награды как по обращениям и ходатайствам общественных союзов и организа- ций, так и по собственной инициативе самих членов Комиссии.

Медаль «Ворошиловградское ВВАУШ» является памятной негосударственной общественной наградой, которая была уч- реждена Комиссией по награждению общественными наградами и памятными знаками (РФ) – 03.03.2008 (решение № 17).
Медалью награждаются: выпускники Ворошиловградского ВВАУШ и его филиалов; ветераны и военнослужащие, проходившие военную службу в Воро- шиловградском ВВАУШ и его филиалах, служащие из числа гражданского персонала; ветераны и военнослужащие, проходившие военную службу в ор- ганах военного образования, курирующих военные училища, служащие из числа гражданского персонала; ветераны и военнослужащие, проходившие военную службу в частях обеспечения Ворошиловградского ВВАУШ и его филиалах, а также, служащие из числа гражданского персонала; другие лица, содействующие развитию высшего военного образования, оказывающие помощь военным училищам, общественным объединениям ветеранов и вы- пускников военных училищ.
Право вручения памятной общественной медали «Ворошиловградское ВВАУШ» предоставляется: председателю Комиссии по награждению обществен- ными наградами и памятными знаками; руководителям ветеранских организаций; командирам воинских частей, руководителям организаций и предприя- тий.

Автором эскиза медали и инициатором ее учреждения является Бабенко Вадим Яковлевич, выпускник ОПОБУА ВВВАУШ 1983 года. Первая медаль была вручена его отцу, военному пенсионеру Бабенко Якову Матвеевичу.

ВВВАУШ
ВВВАУШ

Значки посвящены 25-ти и 15-летию окончания ВВВАУШ (ЛВВАУШ) курсантами 1981 и 1991 годов выпуска соответственно.

Первый значок изготовлен из латуни московской фирмой «Лидеръ» в 2006 году. Судя по дизайну, второй значок вероятно также изготовлен этой же фирмой.

Встреча выпускников ВВВАУШ 1981 года выпуска состоялась 19 августа 2006 года, на ней присутствовало 140 человек.

Встреча выпускников ЛВВАУШ 1991 года выпуска состоялась в Луганске 21 октября 2006 года. Началась она на плацу бывшего училища, потом было посещение казармы и встреча с майором Тернавским С.В., который в 1991 году был командиром взвода, а позже – командиром роты в училище. Вечером в ресторане бизнесмена Дмитрия Морозова, бывшего ко- мандира 214-го к/о собралось порядка 60-ти бывших выпускников училища, чтобы отметить 15-летие окончания ЛВВАУШ.

ВВВАУШ

Знак посвящен 25-летию окончания ВВВАУШ курсантами 1982 года выпуска, которое отмечалось в 2007 году.

Встреча выпускников ВВВАУШ 1982 года выпуска состоялась 16 октября 2007 года на КПП бывшего училища. Затем было посе- щение кладбища на Острой Могиле и поездка по городу Луганску – знакомство с достопримечательностями. Вечером был банкет в ресторане «Дружба».
Фотографии с этой встречи можно посмотреть на сайте выпускников ВВВАУШа.





ВВВАУШ

Петличный знак выпускников ВВВАУШ.

Первая партия знаков была изготовлена в сентябре 2008 года в Луганске (ООО СП «Колумб»). Носится он как символ принадлеж- ности к выпускникам Луганского (Ворошиловградского) высшего военного авиационного училища штурманов.




школа авиации и космонавтики

В 1967 году ЦК ВЛКСМ принял решение о том, что при всех высших военных училищах должны были быть созданы школы по военно-патриотическому воспитанию молодежи. Во исполнение этого решения 23 февраля 1967 года при ЛВВАУШ была создана школа авиации и космонавтики имени Г.С.Титова. Первым начальником школы авиации и космонавтики был начальник кафедры тактики ВВВАУШ полковник Аксёнов, а затем школой руководил полковник запаса Михаил Николаевич Резников. Первый набор школы был в колличестве 97 человек и состоял из учащихся 9-х классов школ Луганска. Занятия с ними в школе авиации и космонавтики проводились по воскресеньям в течение двух лет. Летом курсанты школы продолжали обучение в загородном па- латочном лагере «Космос» (два потока по 20 дней каждый), где учеба сочеталась с сельхозработами. Численность лагерной смены составяла 100 че- ловек.
После окончания этой школы учащиеся получали удостоверение на право льготного поступления в военные авиаучилища страны, а желающим посту- пить в ВВВАУШ – выпускные экзамены засчитывались как вступительные. Почти 75 % выпускников школы становились курсантами военных училищ.

Как курсанты, так и преподаватели школы очень ответственно относились к тому, что школа носила имя Героя Советского Союза, летчика-космонавта Гер- мана Титова. Сам Титов с удовольствием общался с курсантами. Приезжал на торжества по случаю выпуска курсантов. Три раза училище выделяло са- молёт и курсанты школы летали в Звёздный городок, где они знакомились с процессом подготовки космонавтов. Об одной такой поездке в Звездный городок в августе 1973 года по приглашению летчика-космонавта СССР Берегового Г.Т. была опубликована заметка в газете «Молодогвардеец».

Просуществовала школа аваиации и космонавтики до самого распада СССР. Какие-либо значки, посвященные этой школе, мне пока не попадались.



спецшкола ВВС

Ворошиловградская спецшкола ВВС

Знак посвящен 65-летию образования Ворошиловградской спецшколы ВВС, которое отмечалось в 2005 году.

Идея воссоздания подготовительных военно-учебных заведений по образцу кадетских корпусов царской России, но уже в новых условиях принадлежит В.Д.Грендалю, которой он поделился с К.Е.Ворошиловым.
По решению Правительства от 5 мая 1937 года пять московских средних школ Наркомата просвещения в экспериментальном по- рядке приступили к обучению юношей 8-10 классов по специальной программе, согласно которой математика, физика, химия, чер- чение и военное дело изучались приближенно к программам военных училищ. Школы комплектовались учащимися, которые ус- пешно окончили 7 классов и были годны по состоянию здоровья для поступления в военные училища. В соответствии с Положе- нием о специальных школах их выпускники могли после 10 класса поступать в любое военное училище. Однако, уже в ноябре 1937 года в Положение было внесено уточнение, по которому все спецшколы становились артиллерийскими, а их выпускники шли на комплектование артиллерийских училищ. Часть ребят, мечтавших стать моряками или летчиками, покинула спецшколы.
В 1940 году, когда артиллерийские спецшколы выявили все положительные стороны такой формы подготовки молодежи к кадровой военной службе, были созданы в дополнение к артиллерийским еще 20 спецшкол ВВС и 7 спецшкол ВМФ.
Специальные школы были созданы в системе Народного Комиссариата Просвещения для целевой подготовки молодежи в конкретные военно-учебные заведения. Эти спецшколы давали одну привилегию – гарантированное поступление в военное училище. Это были школы восьмых, девятых и десятых классов с военной дисциплиной, военной формой одежды (на петлицах учащиеся носили эмблему соответствующего вида или рода войск и буквы «СШ», а с 1 января 1944 года – погоны) и летними военными лагерями. Кроме обычной общеобразовательной программы, в спецшколах изучались некоторые военные предметы. В штате школы были строевые командиры и замполит. Поступление в спецшколу определялось конкурсом аттестатов за семилетку. Большая часть поступивших были отличниками. Допускалось в аттестате не более трех-четырех четверок. Поступавшие проходили строгую медицинскую комиссию, требования к поступавшим были высокие.
Большую роль в создании специальных школ для военно-воздушных сил сыграл прославленный летчик М.М.Громов. При его непосредственном содей- ствии в мае 1940 года руководство ВВС обратилось в правительство с просьбой "организовать авиационные спецшколы Наркомпроса по типу артиллерий- ских с обязательным ежегодным выходом в лагеря, с организацией общежитий (интернатов) для иногородних учеников".
В постановлении правительства указывалось, что в целях подготовки кадров для комплектования военно-авиационных училищ летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС Красной армии предложить Совнаркомам РСФСР, УССР, БССР, Грузинской ССР и Армянской ССР организовать в системе на- родных комиссариатов просвещения 20 специальных средних школ военно-воздушных сил (в составе восьмого, девятого и десятого классов) в сле- дующих городах: Москве, Ленинграде, Воронеже, Горьком, Саратове, Сталинграде, Иванове, Курске, Свердловске, Ростове-на-Дону, Казани, Краснода- ре, Киеве, Ворошиловграде, Харькове, Днепропетровске, Одессе, Минске, Тбилиси и Ереване.
Также Советом народных комиссаров было утверждено и положение о спецшколах ВВС: общее количество учащихся во всех трех классах каждой спе- циальной средней школы должно было быть не менее 500 человек, начало занятий предусматривалось со 2 января 1941 года.
Каждая спецшкола получила свой номер, у Ворошиловградской был – № 19 и она размещалась в здании нынешней СШ № 26 (г. Луганск, улица имени 50-летия образования СССР, 35).
Специально созданные комиссии проверяли знания абитуриентов по всем общеобразовательным дисциплинам. Помимо прохождения медицинской ко- миссии каждый поступающий должен был продемонстрировать свою физическую подготовку на спортивных снарядах. Высоко оценивалось наличие спортивных значков: «Готов к труду и обороне», «Ворошиловский стрелок», «Осоавиахим» и других. Учитывался и интеллектуальный уровень будущих авиаторов.
Структурно каждая спецшкола была подобна армейскому подразделению: она делилась на роты, а каждая рота подразделялась на пять взводов (по мер- кам обычной школы это было пять параллельных классов), во главе каждого стоял командир – все подчинялось строгому воинскому распорядку.
Большинство учащихся школы (местные) жили в своих семьях и каждое утро обязаны были являться к утреннему построению, поверке и зарядке. Затем следовали завтрак, занятия, обед, самоподготовка (приготовление уроков) и ужин, после чего воспитанники отправлялись домой. Иногородние учащиеся проживали в интернате при спецшколе, где царил жесткий распорядок дня с подъемами, построениями и отбоями, т.е. в полном соответствии с Уставом внутренней службы Красной армии.
Летом и осенью 1941 года началась эвакуация спецшкол из западных областей, подальше от приближавшегося фронта – на Алтай, Урал, в Сибирь, Ка- захстан, где они продолжали работать. Программа обучения оставалась прежней, проводились и летние лагерные сборы.
В 1944 году спецшколы вернулись на свои прежние места и в них снова стали проводить набор учащихся. Однако попасть теперь в спецшколу ВВС оказалось довольно трудно: за чистотой ее рядов особенно тщательно следили органы НКВД. В спецшколу не принимали лиц, имеющих родственников за границей или репрессированных. В отношении же юношей, чьи родственники или они сами проживали на временно оккупированной немецкими захват- чиками территории, проводилась тщательная проверка: не сотрудничали ли они с немцами.
По сравнению с курсантами, окончившими 10 классов обычной средней школы, "спецы" оказывались намного лучше подготовленными к изучению не только военных предметов, но и общеобразовательных дисциплин. Кроме того, они отличались лучшей физической подготовкой, дисциплинированностью и крепкой товарищеской сплоченностью.
В 1955 году состоялся последний выпуск спецшкол ВВС – в связи с изменением военной доктрины СССР. По указанию первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева главное внимание было сосредоточено на развитии ракетных войск, которые должны были заменить военно-воздушные силы.

17 сентября 2010 года в средней школе № 26 города Луганска состоялась встреча выпускников Ворошиловградской специализированной школы ВВС, которые собрались, чтобы отметить 70-й юбилей со дня основания этой спецшколы.

Варианты
Навигация
Яндекс.Метрика