Летом 1917 года правление Славяносербского уездного союза учителей и деятелей по народному образованию приняло решение об открытии при союзе одногодичных курсов для подготовки учителей для высших начальных училищ. В августе 1917 года в Министерстве Народного Просвещения было получено соответствующие разрешение на открытие в Луганске таких курсов. Занятия на них начались с 18 сентября 1917 года. Подготовка учителей на курсах велась на трёх отделениях: историко-филологическом, физико-математическом и естественно-географическом.

Летом 1918 года департаментом низшего образования Украинской державы в Луганске были открыты курсы по подготовке учителей для начальных школ.

Проблема с кадрами учителей для школ встала на Донбассе и в 1920 году, после окончательного установления тут советской власти. Для её решения стали открываться краткосрочные педагогические курсы, в частности – в Таганроге (с 1924 года – в составе РСФСР). Также в 1920 году были открыты и трёхгодичные педагогические курсы в Александровске-Грушевском (с 1924 года – в составе РСФСР).

Луганск университет имени Шевченко

15.06.1921 в Малониколаевском сельхозе Боково-Хрустальненского уезда (сейчас – пгт Малониколаевка Антрацитовского района) были открыты губернские высшие трёхгодичные педагогические курсы, которые в октябре 1922 года были переведены в Енакиево, а в начале 1923 года – в Луганск. 28.06.1923 согласно постановлению Наркомпроса Украины на базе этих курсов было основано первое в Донбассе высшее учебное заведение – Донецкий институт народного образования (ДИНО), с единственным факультетом социального воспитания (соцвос). Срок обучения составлял 3 года. На последнем курсе происходило разделение на три специализации: физико-математическая, обществоведческая и биологическая.
ДИНО разместился в бывшем доме купца Васнева (адрес этого дома несколько раз менялся – ул. Шевченко, 51; с 1929 года – ул. Шевченко, 45; сейчас – ул. Шевченко, 41).
Торжественное открытие ДИНО состоялось 7 ноября 1923 года, в годовщину Октябрьской революции. Официально учебный процесс в институте начался 1 января 1924 года после ещё одного торжественного открытия, хотя занятия в нём стали проводиться с ноября 1923 года.
С декабря 1923 года по инициативе профессора Кутепова Р.В. в ДИНО проводились вечера эстетического минимума.

С целью подготовки малообразованных граждан к обучению в ДИНО, при институте был открыт рабочий факультет (рабфак). Срок обучения на рабфаке сначала составлял 2 года, но оказалось, что этого времени недостаточно для подготовки рабфаковцев к занятиям в вузе, и в 1926 году он был увеличен на 1 год (рабфак просуществовал до начала Великой Отечественной войны).

По состоянию на январь 1924 года в институте обучалось: на соцвосе – 56 чел. (две группы), на рабфаке – 133 чел. (1 чел. был отчислен). На апрель 1924 года в ИНО училось 169 человек: на соцвосе – 50, на рабфаке – 119. Студенческое общежитие было переполнено.

Луганск университет имени Шевченко

В сентябре 1924 года прошла первая чистка студентов вуза от чуждых советской власти элементов (в дальнейшем такие чистки происходили периодически).
Для студентов в ДИНО работали кружки́: вокально-художественно-драматический, литературный, юнкоров и политкружок, также была организована футбольная команда из рабфаковцев. В вузе были организованы ячейки: компартии, комсомола, комитета незаможных селян, МОПР, ОАВУК. По существовавшей в то время практике общественной деятельности студенты ДИНО шефствовали над: конвойным отрядом и Домом беспризорных детей.
При институте работало ряд мастерских: художественная по выполнению различных декоративно-художественных работ, швейная и сапожная для обслуживания студентов, столярная и по ремонту различного оборудования.

В 1925 году рассматривался вопрос об открытии в ДИНО ещё одного факультета – профобразования, но это удалось осуществить только в 1930 году, когда институт переместили в новое, построенное для него здание.

По состоянию на май 1925 года в ДИНО училось 264 человека; на апрель 1926 года – 363 человека (на соцвосе – 212, на рабфаке – 151).
В 1926 году в институте состоялся первый выпуск: соцвос окончило 32 человека, рабфак – 14 человек.
Летом 1926 года Наркомпросом и Совнаркомом УССР принято решение о расширении ДИНО и об увеличении количества студентов в нём до 700 человек в течение двух лет.
В начале 1927 года Луганским горсоветом был разработан двухлетний план по выполнению постановления правительства Украины по расширению ДИНО, а также принято решение о строительстве для института нового здания, торжественная закладка которого состоялась 13.11.1927.
27 июня 1927 года состоялся второй выпуск ДИНО – соцвос окончило 34 человека, рабфак – 29.
В сентябре 1927 года на первый курс института (соцвос) было принято 66 человек и 40 человек на рабфак. С этого учебного года срок обучения на факультете социального воспитания был увеличен до 4-х лет.
С ноября 1927 года в институте стали проводиться еженедельные семинары повышенного типа по различным предметам. В апреле 1928 года высказывалась мысль об открытии экспериментальной школы, в которой бы выпускники ДИНО под руководством опытных педагогов получали бы свой первый опыт работы. В декабре того же года на базе ДИНО работала выездная сессия Всеукраинского заочного педагогического института.
В январе 1929 года, когда отмечалось 5-летие ДИНО, количество учащихся в институте было 480 человек, из которых стипендии получали 413 студентов. В июне 1929 года ДИНО окончило 35 человек (соцвос) и 60 человек рабфак.
В 1929-30 учебном году количество мест на первом курсе было увеличено – до 240, однако был недобор.

В связи с принятием в стране первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, был составлен и пятилетний план развития образования на Луганщине, согласно которому, в частности, было намечено расширение ДИНО. Намечались различные варианты его реорганизации. Сначала планировалось создание двух факультетов: профобразования – для подготовки преподавателей фабрично-заводских семилеток, фабрично-заводских училищ (фабзавучей), горно-промышленных училищ (горпромучей) и социального воспитания – для подготовки учителей младших концентров школ соцвоса (факультет комплексников). Но уже летом 1929 года вместо факультета профобразования было решено открыть индустриально-педагогическое отделение, а факультет соцвоса преобразовать в общественно-технический факультет с социально-экономическим, агро-биологическим и физико-математическим отделениями. Ещё через полгода планы реорганизации ДИНО опять изменились: предполагалось открыть индустриально-педагогический институт (вместо индустриально-педагогического отделения), институт социального воспитания и педагогический техникум.

С весны 1930 года занятия стали проходить в новом здании института по адресу: ул. Новосветловская, 1 (сейчас – ул. Оборонная, 2).
По состоянию на осень 1930 года в институте было организовано два сектора (факультета): социального воспитания (с отделами: агро-биологическим, историко-экономическим, литературно-лингвистическим, техно-математическим) и профессионального образования (с отделами: историко-экономическим, литературно-лингвистическим, физическим, математическим). Количество мест на первом курсе было увеличено – до 480 и на рабфаке – до 360. Также при ДИНО был открыт педтехникум, занятия в котором начались 01.10.1930 (в середине 1930-х г.г. он был преобразован педагогическое училище и перемещён в здание СШ № 6).
В марте 1931 года при ДИНО был открыт институт профобразования с двумя факультетами: физико-математическим и социальных наук (с лета 1931 года – социально-экономический). Летом того же года также открыли ещё один факультет – естественных наук (в 1932 году, вероятно, был упразднён).
В первой половине 1930-х г.г. в Луганске недолго существовал заочный институт профобразования с двумя факультетами: физхиммат-природоведческим и социальных наук.

В 1931 году ДИНО окончило 82 человека. По всей видимости, в 1932 году ДИНО был переименован в Луганский институт народного образования (ЛИНО). В 1934 году ЛИНО был реорганизован в Луганский педагогический институт. Где-то в этот период при пединституте был открыт учительский институт (двухгодичный), в который принимали на обучение учителей, не имевших высшего педагогического образования.
В марте 1936 года работа директора института Неверовского подверглась критике. В то время выпускники института при сдаче государственных экзаменов больше всего сталкивались с трудностями по предмету «Педагогика», был также очень большой процент неуспевающих студентов и по другим предметам. Это было связано с отсутствием учебников, наглядных пособий, программ по ряду дисциплин, недостаточной квалификацией часто меняющихся преподавателей и руководителей кафедр и факультетов.

В 1936-37 учебном году количество мест на первом курсе института составляло – 510. При институте работали четырёхмесячные подготовительные курсы для абитуриентов.
Для подготовки школьных учителей по иностранным языкам, в мае 1937 года в институте был открыт новый факультет – иностранных языков (лингвистический).

Перед Великой Отечественной войной обучение в институте осуществлялось в:
педагогическом институте (срок обучения 4 года) на факультетах: историческом (русский и украинский секторы), языка и литературы (украинский и русский секторы), географическом (русский и украинский секторы), физико-математическом (украинский сектор), природоведческом (украинский сектор);
учительском институте (срок обучения 2 года) на факультетах: языка и литературы (русский и украинский секторы), историческом (русский и украинский секторы), иностранных языков.
В институте были открыты заочное и вечернее отделения, как для педагогического, так и учительского институтов.

В апреле 1938 года при институте были открыты 7-месячные курсы по подготовке учителей для 5-7 классов по истории, русскому и украинскому языкам. Осенью того же года эти курсы были расширены и переведены в Луганское педагогическое училище, которое располагалось в помещении СШ № 6 по ул. Юного Спартака, 11 (сейчас – ул. Даля).

В июле 1938 года пединститут окончило 186 человек, из которых 37 человек – с дипломом 1-й степени.
В 1938-39 учебном году количество мест на первом курсе института составляло – 400 (без учительского института). С этого года в институте была открыта аспирантура по специальности «Русский язык».
В 1939 году институт окончило 772 человека (по другим информациям – 530 чел., и – 675 чел.). Всего в пединституте по состоянию на 1938-39 учебный год обучалось порядка 7 тысяч студентов.
В 1939 году в институт поступило 574 человека (328 – в педагогический институт, 246 – в учительский институт), в 1940 году – 540.

26 апреля 1939 года Указом Президиума Верховного Совета УССР Луганскому педагогическому институту было присвоено имя Т.Г.Шевченко.

В октябре 1940 года в институте развернулась борьба, как со студентами-прогульщиками (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1940), так и за повышение качества учёбы (подача материала преподавателями на лекциях и самоподготовка студентов).

В июне 1941 года институт окончило 326 человек, а в июле 1942 года должны были выпуститься 86 человек, но, вероятно, они не успели сдать все экзамены до оккупации Луганска немецкими войсками (17.07.1942).
22-25.06.1942 в институте прошла научная сессия профессорско-преподавательского состава, посвящённая борьбе с немецкими оккупантами.
В середине июля 1942 года институт был эвакуирован в г. Энгельс Саратовской области.

После освобождения Луганска от немецких захватчиков (14.02.1943), занятия в институте начались 01.03.1943, но из-за обострения ситуации на фронте и угрозы возможного контрнаступления немцев, в июне 1943 года институт снова был эвакуирован в село Владимировка Сталинградской области, где он был объединен со Старобельским учительским институтом. В августе 1943 года вуз вернулся в Луганск.
После войны на 13-ти кафедрах работали более ста преподавателей, обучалось более тысячи студентов. Институт располагал хорошей библиотекой и хорошо оборудованными лабораториями. Как и до войны, институт также стал образовательным комплексом – при институте действовал учительский институт и филиал Всеукраинского института повышения квалификации педагогов.
В 1951 году количество факультетов в вузе путём их объединения было сокращено до четырёх: естественно-географический, историко-филологический, физико-математический, физического воспитания (открыт в 1947 году). В 1960 году был открыт музыкально-педагогический факультет с вечерним отделением и институт общественных профессий с отделами международной жизни, коммунистической эстетики, научного атеизма.
В середине 1960-х г.г. пединститут претендовал на получение статуса классического университета, но тогда на пути к этой цели стала нерасторопность партийного руководства Луганской области, и статус университета в 1965 году получил Донецкий пединститут.
В 1974 году институту была вручена Почётная грамота Президиума Верховного Совета УССР за успехи в подготовке педагогических кадров. К своему 60-летию, которое отмечалось в 1983 году, ЛГПИ был в числе крупнейших педагогических вузов страны. В пединституте было шесть факультетов: филологический, физико-математический, естественно-географический, исторический, физического воспитания и подготовки учителей начальных классов.

Луганск университет имени Шевченко

В 1990-х г.г., несмотря на резкое обострение социально-экономического кризиса в стране, рост института продолжался: создавались новые факультеты, открывались специальности и специализации, начали действовать докторантура по педагогике и специализированный ученый совет. В 1998 году институт признан аккредитованным в полном объеме по IV уровню аккредитации и на его базе создается Луганский государственный педагогический университет имени Тараса Шевченко. Указом Президента Украины № 1012/2003 от 11.09.2003 университету предоставлен статус «национального».
В 2006-2007 г.г. в состав ЛНПУ вошли: Рубежанский политехнический колледж имени Порай-Кошицы, Брянковский технолого-экономический техникум, Лисичанский педагогический колледж, Луганский колледж технологии и дизайна, Луганский профессиональный торгово-кулинарный лицей, Счастьенский профессиональный лицей автомобильного транспорта, Центр научно-технической информации, Рубежанский профессиональный электромеханический лицей.

Луганский университет имени Тараса Шевченко

На базе ЛНПУ были открыты филиалы ряда институтов Национальной Академии наук Украины, а также научно-исследовательские центры и научно-исследовательские лаборатории.
Благодаря тесному сотрудничеству с посольствами разных стран при университете было открыто ряд языково-культурных центров: образовательно-культурный центр «институт Конфуция» (Китай), Японский центр, ресурсный учебный центр «Лингва» (США), Гёте-центр (Германия), украинско-канадский центр «Возрождение», центры изучения иврита и турецкого языка.
В апреле 2008 года ЛНПУ был реорганизован в Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко (в названии убрали "педагогический"), так как он уже давно вырос из узкопрофильности. Кроме 20-ти существовавших в Украине педагогических специальностей, он готовил специалистов ещё по 80-ти с лишним направлениям: художников, экологов, психологов, журналистов, спортсменов, музыкантов, IT-специалистов и пр.
До 2014 года университет представлял собой многоуровневый образовательный комплекс, который насчитывал около 30-ти тысяч студентов и свыше полутора тысяч преподавателей. ЛНУ – член Международной и Европейской ассоциаций университетов. Один из самых интересных для Украины международных проектов вуза – сотрудничество с американским университетом Франклин Пиерс (штат Нью-Гемпшир) по программе МВА (подготовка магистров бизнес-администрирования). МВА – один из самых востребованных и популярных дипломов в мире. Благодаря тому, что ЛНУ выиграл международный гранд, этот был единственный вуз в Украине, где можно было получить американский диплом международного уровня. Финансирование обучения практически полностью покрывал Национальный фонд США.
В состав Луганского национального университета входило восемь институтов, семь факультетов, девять колледжей и лицеев в разных городах области и три – в Луганске. Ещё университет объединял 21 научное подразделение.

После провозглашения Луганской Народной Республики, университет эвакуировали в г. Старобельск Луганской области, где с 03.10.2014 он был зарегистрирован по адресу: пл. Гоголя, 1 (сайт).

Луганск университет имени Шевченко

В Луганске (ЛНР) университет возобновил свою работу в октябре 2014 года по прежнему адресу: ул. Оборонная, 2.
Распоряжением Совета Министров Луганской Народной Республики № 02-05/87/15 от 22.04.2015 было создано Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ЛНР – Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко.
По состоянию на 2017 год в структуре университета находилось:
6 обособленных подразделений: колледж Луганского национального университета им. Шевченко; Луганский профессиональный торгово-кулинарный колледж; колледж технологий и дизайна; Ровеньковский факультет; Стахановский педагогический колледж; Брянковский колледж;
8 институтов: экономики и бизнеса; физического воспитания и спорта; физики, математики и информационных технологий; торговли, обслуживающих технологий и туризма; последипломного образования и дистанционного обучения; педагогики и психологии; истории, международных отношений и социально-политических наук; культуры и искусств;
2 факультета: филологический и естественных наук.

Распоряжением правительства ЛНР от 17.07.2020 № 797-р/20 национальный университет имени Тараса Шевченко был переименован в государственный педагогический университет.

первые ректоры и директоры института:

Ефремов Пётр Фёдорович – 1923-1926 г.г.
Галин Владимир Григорьевич – 1926-1929 г.г.
Воробьёв Александр Григорьевич – 1929-1932 г.г.
Цыкин Константин Павлович – 1932-1933 г.г.
Паскель Илья Георгиевич – 1933-1935 г.г.

Неверовский – 1935-1936 г.г.
Ажажа Евгений Герасимович – 1936-1938 г.г.
Пеньков – 1938-1940 г.г.
Бадаев Феликс Никитович – 1940-1941 г.г.

Центр инновационных технологий

Значок, посвящённый Центру инновационных технологий, был изготовлен в период 1999-2003 г.г.

Центр инновационных технологий был создан при университете им. Тараса Шевченко в 1999 году, и просуществовал по 2014 год. В связи с вооружённым конфликтом и разделением университета, деятельность Центра была приостановлена.
04.01.2017 Центр возобновил свою работу, и осенью того же года был переименован в Центр инновационного развития.
Основная цель Центра – внедрение инноваций в преподавательскую деятельность. Для оказания научно-методической помощи учителям в области внедрения инновационных технологий в современные образовательные процессы, Центром проводятся семинары-практикумы, семинары-тренинги и курсы повышения квалификации.
Центр инновационной развития осуществляет: разработку эффективных механизмов развития, координацию эффективной работы по осуществлению инноваций в ЛНУ, в том числе в образовательной сфере; организационно-методическое сопровождение мероприятий по вовлечению в экономический оборот результатов научной деятельности ЛНУ.

    Задачи Центра инновационного развития:
  • информационно-аналитическая работа по вопросам инновационного развития университета на основе сбора, анализа и обобщения информации об инновационном потенциале структурных подразделений университета и его реализации;
  • организация проведения университетских инновационных конкурсов, реализация инновационных программ, проектов;
  • разработка и реализация механизмов развития объектов инновационной инфраструктуры, развитие сотрудничества и установление стратегического партнёрства в инновационной сфере с вузами, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и научно-производственными организациями в ЛНР, России и за рубежом;
  • создание малых инновационных предприятий, основная цель которых коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащей университету.
  • Центр инновационного развития существует в структуре института профессионального развития, входящего в состав ЛГПУ.

институт торговли

Значок посвящён институту торговли, обслуживающих технологий и туризма, который существовал в структуре Луганского университета имени Тараса Шевченко. Значок сделан в виде эмблемы этого института.

Институт торговли, обслуживающих технологий и туризма был образован в структуре университета в 2007 году. В конце 2014 года, в связи с вооружённым конфликтом на Донбассе, и разделением университета, институт торговли, обслуживающих технологий и туризма также был разделён на два вуза с одинаковым названием, которые стали располагаться в Луганске и Старобельске соответственно.
В Луганском институте действовало 6 кафедр: туризма, гостиничного и ресторанного дела; технологий производства и профессионального образования; товароведения и торгового предпринимательства; дизайна и проектных технологий; безопасности жизнедеятельности, охраны труда и гражданской защиты. Обучение студентов осуществлялось по следующим направлениям:

    образовательно-квалификационный уровень «бакалавр»:
  • «Туризм»;
  • «Гостиничное дело» (профиль «Ресторанная деятельность»);
  • «Дизайн» (профили «Графический дизайн», «Дизайн интерьера», «Дизайн костюма»);
  • «Профессиональное обучение» (профили «Транспорт», «Технология изделий лёгкой промышленности», «Пищевые технологии»);
  • «Педагогическое образование» (профиль «Технология»);
  • «Техносферная безопасность»;
  • образовательно-квалификационный уровень «магистр»:

  • «Туризмоведение»;
  • «Гостиничное дело» (профиль «Ресторанная деятельность»);
  • «Дизайн» (профили «Графический дизайн», «Дизайн интерьера», «Дизайн костюма»);
  • «Профессиональное обучение» (профили «Транспорт», «Технология изделий легкой промышленности», «Пищевые технологии»);
  • «Педагогическое образование» (профиль «Технологии производства и образования»).

В 2020 году институт торговли, обслуживающих технологий и туризма в Луганске был упразднён, а на его базе и базе ещё двух институтов в Луганском педагогическом университете 01.09.2020 был образован институт физико-математического образования, информационных и обслуживающих технологий.

Последнее обновление страницы – 27.09.2021

Варианты
Навигация
Яндекс.Метрика