педагогический институт

211 академических часов прогулов

В прошлом учебном году один из студентов литературного факультета Ворошиловградского пединститута заявил своему однокурснику, готовившемуся к сдаче экзамена: Брось читать литературу, вполне достаточно этих шпаргалок. И с видом знатока по сдаче зачётов "без больших трудов" он показал на небрежно написанные, с большими пропусками конспекты...
Этот пример ярко характеризует отношение многих студентов названного института к учёбе, к овладению науками. Конспекты, записанные под диктовку лектора на лекции, – всезаменяющее средство для таких великовозрастных школьников. Очень часто на лекциях, например, кандидата филологических наук Самойленко, преподавателей Миланич, Гнездилов слышатся просьбы: "Тише, не успеваем записать". И, странно, преподаватели уступают этим просьбам, превращая лекции в монотонную диктовку.
Такие настроения живут в институте потому, что комсомольская и профсоюзная организации до сих пор не ведут с ними борьбы. Решения партии о работе высшей школы прошли мимо руководителей этих организаций. Известно, что главная задача высшей школы – приучить студента к самостоятельной работе. Лекция преподавателя – это только план, указание к тому, как разрабатывать курс самостоятельно. Лекция должна выделить узловые вопросы, помочь студенту правильно подойти к изучаемому материалу. Таких лекций в институте почти нет. Все привыкли к тому, что лектор должен давать возможность записать его лекцию слово в слово. Этими записями и ограничиваются, над дополнительными материалами большинство студентов не работает. К этому ведёт ещё и то, что сами преподаватели нетребовательны. Почти невозможно указать случая, когда бы был потребован конспект самостоятельной работы над литературой. Зато можно указать немалое число случаев, когда студенты ограничиваются зубрёжкой записей лекций. Например, студенткa II курса исторического факультета Коночкина в прошлом учебном году не прочла ни одной книги по истории. На экзамен она пришла, вызубрив свои записи. И что же, думаете, она его не сдала? Ничего подобного. Экзамен был сдан.
Институт располагает всеми условиями для самостоятельной работы студентов. В их распоряжение предоставлены библиотека, читальня, кабинеты, в которых имеется в большом выборе нужная литература, наглядные пособия. Но, к сожалению, кабинеты пустуют. Они не выполняют своей основной задачи, не организуют помощи студентам. И дело здесь не только в том, что студенты не хотят посещать кабинеты, а, главным образом, в том, что кафедры не интересуются работой кабинетов, не направляют их деятельность. Некоторые же из кабинетов превратились просто в свалку различного старья. Так, например, выглядит кабинет всеобщей истории (старший лаборант Альбрехт).
Несколько слов о качестве лекций некоторых преподавателей. В прошлом учебном году преподаватель всеобщей истории Ч. сделал открытие, что греческий драматург Софокл был... весьма красивой женщиной. Преподаватель психологии Д. заявил студентам, что Раскольников – главный герой романа... «Бесы».
Желает лучшего и устная речь многих из преподавателей. Один из преподавателей истории народов СССР, например, обогатил русский язык словом "куцее", что, по его мнению, должно означать самый куцый.
Об этих небрежностях можно было бы и не говорить, но беда в том, что они находят своё отражение в знаниях студентов. Раз дозволено преподавателю путать, и неправильно говорить, то нам тем более можно – рассуждают многие из студентов.
Нормальной работе во многом мешает низкая дисциплина студентов. То и дело во время лекций можно слышать, как отдельные нетерпеливые натуры обрывают преподавателя своими вопросами и замечаниями. Из угла в угол летят записки, в которых студенты делятся впечатлениями о просмотренной картине, о встрече в прошедший вечер и т.д. О низкой дисциплине говорит и тот факт, что за первые 15 дней нового учебного года прогулы составили 211 академических часов. "Первенство" занимает физико-математический факультет: из этого числа на его долю выпадает 116 часов.
Очевидно, решение ЦК ВЛКСМ о делах в Московском медицинском институте мало встревожило комсомольскую организацию и дирекцию Ворошиловградского пединститута

П. Всеволодский

газета «Комсомольское племя» от 25 сентября 1940 года




Покончить с гнилым либерализмом

26 сентября комитет ЛКСМУ Ворошиловградского пединститута организовал обсуждение статьи «211 академических часов прогулов учебном году» (см. «Комсомольское племя» от 25 сентября). На заседании, кроме членов комитета, присутствовали комсомольские организаторы групп и факультетов, секретарь партийного комитета института тов. Пойтик.
Оживлённые высказывания студентов показали, что выступление газеты явилось своевременным. Первый месяц нового учебного года прошёл в институте при весьма низкой дисциплине. Комсомольские организации групп и факультетов ещё не включились, как следует в борьбу за высокую дисциплину и качество учёбы.
Комсорги Игнатович (исторический факультет), Дунаевский (учительский институт), рассказывая о выполнении Указа от 26 июня, смогли привести только отдельные примеры нарушений. И один и другой, к своему великому стыду, не знали, сколько же часов в целом по факультетам потеряно. А между тем, цифры прогулов весьма велики и, что самое тревожное, с каждым днём они всё возрастают, как в этом признались сами выступающие.
Это происходит потому, что с нарушителями Указа либеральничают. Самой жёсткой мерой наказания прогульщиков здесь считалось... поставить на вид. О действенности такой "борьбы" можно судить по таким фактам: комсомольцы Плахотникова и Федорченко пропустили по 18 часов, студентка 1-го курса Концевая (литературный факультет учительского института) на лекциях вступает в пререкания с преподавателями. Безразличие к мелкобуржуазной распущенности служит замечательной почвой для роста хулиганства. Ведь дошло же дело до того, что институтские организации вынуждены были привлечь к судебной ответственности хулигана Мирошниченко.
Выступавшие говорили также о том, что часты случаи, когда дирекция исключает комсомольцев-студентов за неуспеваемость, а комсомольские организации всё ещё числят их членами союза.
К сожалению, большинство выступавших говорило только о посещаемости. Вопросы учёбы, роста студентов почти не затрагивались. А ведь этот не менее важный вопрос требует не меньшего обсуждения. Все были согласны с тем, что определённая часть студентов ограничивается в подготовке к зачётам своими записями на лекциях, что кабинеты пустуют. Но вот, как будет организована борьба с этим злом, никто не говорил. Эту ошибку нужно будет исправить, организации групп и факультетов должны будут вести решительную борьбу с верхоглядами и лодырями.
Ход обсуждения статьи показал, что комитет комсомола не сумел ещё поднять на нужную высоту роль групповых и факультетских организаций. Комитет порой подменяет их.
В принятом решении комитет отметил, что статья правильно и своевременно вскрывает недостатки в жизни института и комсомольской организации. Это же решение обязывает комсоргов групп и секретарей факультетских комитетов обсуждать нарушителей Указа в день совершённого ими преступления, наказывая их по всей строгости.
Комсомольцы института начали борьбу за строжайшую дисциплину и высокое качество учёбы. Необходимо, чтобы в эту борьбу включились и профсоюзная организация и кафедры института. Нужно, чтобы либерализм педагогов, поощряющих бездельников, был осуждён как негодный метод подготовки кадров.

З. Компаниец

газета «Комсомольское племя» от 2 октября 1940 года