высшие учебные заведения

Первый институт в Луганске был открыт в конце 1923 года – Донецкий институт народного образования (ДИНО). В период 1926-1929 г.г. все техникумы, от- крытые в Луганске (как и по всей Украине), относились к высшим учебным заведениям.
Приём в ДИНО и техникумы производился по классовому признаку: каждой категории отводилось определённое количество мест. Из учебного заведения исключали, если устанавливалось скрытое студентом непролетарское происхождение, или, например, за венчание студента (студентки) в церкви.
Сначала приём в вузы (техникумы) осуществлялся согласно развёрстке, определявшейся на заседании окружной комиссии по распределению мест в ву- зы между организациями и учреждениями. С 1926-27 учебного года был изменён порядок приёма студентов в вузы – был отменён принцип развёрстки, также требовалось обязательное знание украинского языка. В том году в луганские вузы (техникумы) было принято 256 человек (рабочих – 129, крестьян – 58, служащих и кустарей – 69).
Так как значительная часть молодёжи была малограмотна, что не позволяло ей, с её уровнем образования, учиться в вузах, то при них стали открываться рабочие факультеты (рабфаки). Срок обучения в рабфаках сначала составляла 2 года, потом – 3. По окончанию обучения в рабфаке, абитуриент прини- мался в вуз (техникум) без экзамена. В рабфаки принимали лиц в возрасте 20-35 лет, только пролетарско-крестьянского происхождения, имеющих произ- водственный стаж не менее 3-х лет. В виде исключения принимали активных общественно-политических работников и красноармейцев со стажем также не ниже 3-х лет.

В 1925 году по всей стране были закрыты подготовительные курсы при институтах и техникумах. Из-за несогласованности учебных программ между шко- лами-семилетками, профшколами и вузами (техникумами) приходилось нанимать репетиторов выпускникам профшкол, для подготовки их к поступлению в вузы (техникумы). В условиях НЭПа это привело к повышению стоимости услуг репетиторов, и соответственно – их недоступность для многих рабочих и крестьянских семей. Для решения этой проблемы Луганский окружной отдел народного образования осенью 1927 года вновь открыл подготовительные курсы для поступления в вузы (техникумы) и рабфаки.

На протяжении многих лет жизнь луганских студентов проходила в очень трудных материально-бытовых условиях. Стипендии едва хватало только на двухразовое питание, из-за чего многие студенты недоедали и голодали. Но и не всем студентам эта стипендия выплачивалась. Мест в переполненных общежитиях на всех нуждающихся не хватало. Всё это негативно сказывалось на успеваемости учащихся. По состоянию на май 1925 года были больны около трети всех студентов города Луганска. В ходе обследования у них выявлено: острое малокровие – 230 чел., неврастения – 128 чел., хроническое недоедание – 98 чел., катар дыхательных путей – 74 чел., невроз сердца – 26 чел., туберкулёз – 18 чел., ревматизм – 12 чел., малярия – 8 чел.

С лета 1929 года и до окончания периода украинизации, вступительные экзамены в вузы на территории восточной Украины проводились исключительно на украинском языке. В 1929-30 учебном году размер стипендии для студентов был увеличен с 27-ми до 30-ти рублей (в ряде вузов она была выше), так- же изменился порядок её распределения.
В 1928-29, 1929-30, 1930-31 учебных годах из-за низкой подготовки молодёжи и сложных материально-бытовых условий был значительный недобор в лу- ганские вузы, на фоне увеличения количества мест на первых курсах. Такая ситуация сложилась и в целом по Украине. В связи с чем, циркуляром Нар- компроса УССР, приём в вузы в 1929-30 уч.г. был продлён до 25.09.1929, кроме того, было разрешено принимать в вузы рабочих, батраков, крестьян и в том случае, если они не сдадут вступительные экзамены по двум дисциплинам. В начале 1930 года в Луганском округе для решения этой проблемы под- ключили комсомол, а он, в свою очередь – Научное общество Донбасса и Луганский окружной комитет профсоюза работников просвещения. Также были открыты рабфаки в Краснодоне, Алчевске, и при различных промышленных предприятиях.

В период 1928-1930 г.г. произошла реорганизация ряда луганских учебных заведений. Некоторые техникумы были преобразованы в институты. Так, сельс- кохозяйственный техникум был преобразован в институт полеводства (1928 г.); повторно открытый в 1929 году сельхозтехникум был преобразован в ого- родный институт (июль 1930 года), и – садово-огородный институт (сентябрь 1930 года). С 01.10.1930 оба эти института были объединены в один – огород- ный.
Кооперативный техникум был преобразован в кооперативный институт (1929 г.); вечерний рабочий техникум – в вечерний рабочий машиностроительный институт (1930 г.).

С 1929-30 учебного года в луганских институтах началось преподавание военных дисциплин (военизация институтов по стране началась с осени 1926 года).

В декабре 1929 года на коллегии Наркомпроса УССР было принято решение об отмене в институтах Украины дипломных работ. По мнению членов колле- гии, дипломная работа только задерживала темпы подготовки новых специалистов, недостаток в которых остро ощущало народное хозяйство, и никак не улучшала их подготовку.

19 сентября 1932 года ЦИК СССР принял постановление «Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах», в котором рекомендовал упорядочить сеть вузов и техникумов, а также номенклатуру специальностей. Это постановление привело к сокращению небольших, "карликовых" техни- кумов и вузов, которое произошло в период 1934-1936 г.г. В Луганске был закрыты институты: машиностроительный и общественного питания (бывший ко- оперативный).
По состоянию на 01.09.1936 в Луганске было два института: педагогический и сельскохозяйственный. Незадолго до начала войны, вновь открылся маши- ностроительный институт.

Последнее обновление страницы – 13.08.2016

Варианты
Навигация
Яндекс.Метрика