Летом 1909 года гласные Луганской городской Думы, рассмотрев запрос инспектора народных училищ Славяносербского уезда, приняли решение выделить участок земли под строительство здания для учительской семинарии (для подготовки преподавателей начальной школы). 16.10.1913 уездное земство приняло решение учредить учительскую семинарию с наименованием "Романовская".
О причинах неоткрытия в Луганске этого учебного заведения, информации не имеется (мировая война?).

Летом 1917 года правление Славяносербского уездного союза учителей и деятелей по народному образованию приняло решение об открытии при союзе одногодичных курсов для подготовки учителей для высших начальных училищ. В августе 1917 года в Министерстве Народного Просвещения было получено соответствующие разрешение на открытие в Луганске таких курсов. Занятия на них начались с 18 сентября 1917 года. Подготовка учителей на курсах велась на трёх отделениях: историко-филологическом, физико-математическом и естественно-географическом.

Летом 1918 года департаментом низшего образования Украинской державы в Луганске были открыты курсы по подготовке учителей для начальных школ.

Проблема с кадрами учителей для школ встала на Донбассе и в 1920 году, после окончательного установления тут советской власти. Для её решения стали открываться краткосрочные педагогические курсы, в частности – в Таганроге (с 1924 года – в составе РСФСР). Также в 1920 году были открыты и трёхгодичные педагогические курсы в Александровске-Грушевском (с 1924 года – в составе РСФСР).

Луганск университет имени Шевченко

15.06.1921 в Малониколаевском сельхозе Боково-Хрустальненского уезда (сейчас – пгт Малониколаевка Антрацитовского района) были открыты губернские высшие трёхгодичные педагогические курсы, которые в октябре 1922 года были переведены в Енакиево, а в начале 1923 года – в Луганск. 28.06.1923 согласно постановлению Наркомпроса Украины на базе этих курсов было основано первое в Донбассе высшее учебное заведение – Донецкий институт народного образования (ДИНО), с единственным факультетом социального воспитания (соцвос). Срок обучения составлял 3 года. На последнем курсе происходило разделение на три специализации: физико-математическая, обществоведческая и биологическая.
ДИНО разместился в бывшем доме купца Васнева (адрес этого дома несколько раз менялся – ул. Шевченко, 51; с 1929 года – ул. Шевченко, 45; сейчас – ул. Шевченко, 41).
Торжественное открытие ДИНО состоялось 7 ноября 1923 года, в годовщину Октябрьской революции. Официально учебный процесс в институте начался 1 января 1924 года после ещё одного торжественного открытия, хотя занятия в нём стали проводиться с ноября 1923 года.
С декабря 1923 года по инициативе профессора Кутепова Р.В. в ДИНО проводились вечера эстетического минимума.

С целью подготовки малообразованных граждан к обучению в ДИНО, при институте был открыт рабочий факультет (рабфак). Срок обучения на рабфаке сначала составлял 2 года, но оказалось, что этого времени недостаточно для подготовки рабфаковцев к занятиям в вузе, и в 1926 году он был увеличен на 1 год (рабфак просуществовал до начала Великой Отечественной войны).

По состоянию на январь 1924 года в институте обучалось: на соцвосе – 56 чел. (две группы), на рабфаке – 133 чел. (1 чел. был отчислен). На апрель 1924 года в ИНО училось 169 человек: на соцвосе – 50, на рабфаке – 119. Студенческое общежитие было переполнено.

Луганск университет имени Шевченко

В сентябре 1924 года прошла первая чистка студентов вуза от чуждых советской власти элементов (в дальнейшем такие чистки происходили периодически).
Для студентов в ДИНО работали кружки́: вокально-художественно-драматический, литературный, юнкоров и политкружок, также была организована футбольная команда из рабфаковцев. В вузе были организованы ячейки: компартии, комсомола, комитета незаможных селян, МОПР, ОАВУК. По существовавшей в то время практике общественной деятельности студенты ДИНО шефствовали над: конвойным отрядом и Домом беспризорных детей.
При институте работало ряд мастерских: художественная по выполнению различных декоративно-художественных работ, швейная и сапожная для обслуживания студентов, столярная и по ремонту различного оборудования.

В 1925 году рассматривался вопрос об открытии в ДИНО ещё одного факультета – профобразования, но это удалось осуществить только в 1930 году, когда институт переместили в новое, построенное для него здание.

По состоянию на май 1925 года в ДИНО училось 264 человека; на апрель 1926 года – 363 человека (на соцвосе – 212, на рабфаке – 151).
В 1926 году в институте состоялся первый выпуск: соцвос окончило 32 человека, рабфак – 14 человек.
Летом 1926 года Наркомпросом и Совнаркомом УССР принято решение о расширении ДИНО и об увеличении количества студентов в нём до 700 человек в течение двух лет.
В начале 1927 года Луганским горсоветом был разработан двухлетний план по выполнению постановления правительства Украины по расширению ДИНО, а также принято решение о строительстве для института нового здания, торжественная закладка которого состоялась 13.11.1927.
27 июня 1927 года состоялся второй выпуск ДИНО – соцвос окончило 34 человека, рабфак – 29 (студенты двух первых выпусков соцвоса ДИНО были направлены на работу в учреждения профессионального образования).
В сентябре 1927 года на первый курс института (соцвос) было принято 66 человек и 40 человек на рабфак. С этого учебного года срок обучения на факультете социального воспитания был увеличен до 4-х лет, в связи с чем выпуска студентов в 1928 году не было.
С ноября 1927 года в институте стали проводиться еженедельные семинары повышенного типа по различным предметам. В апреле 1928 года снова высказывалась мысль о необходимости открытии экспериментальной школы, в которой бы выпускники ДИНО под руководством опытных педагогов получали бы свой первый опыт работы (её открыть хотели ещё осенью 1926 года). В декабре того же года на базе ДИНО работала выездная сессия Всеукраинского заочного педагогического института.
В январе 1929 года, когда отмечалось 5-летие ДИНО, количество учащихся в институте было 480 человек, из которых стипендии получали 413 студентов. В июне 1929 года ДИНО окончило 35 человек (соцвос) и 60 человек рабфак.
В 1929-30 учебном году количество мест на первом курсе было увеличено – до 240, однако, был недобор.

В связи с принятием в стране первого пятилетнего плана развития народного хозяйства, был составлен и пятилетний план развития образования на Луганщине, согласно которому, в частности, было намечено расширение ДИНО. Намечались различные варианты его реорганизации. Сначала планировалось создание двух факультетов: профобразования – для подготовки преподавателей фабрично-заводских семилеток, фабрично-заводских училищ (фабзавучей), горно-промышленных училищ (горпромучей) и социального воспитания – для подготовки учителей младших концентров школ соцвоса (факультет комплексников). Но уже летом 1929 года вместо факультета профобразования было решено открыть индустриально-педагогическое отделение, а факультет соцвоса преобразовать в общественно-технический факультет с социально-экономическим, агро-биологическим и физико-математическим отделениями. Ещё через полгода планы реорганизации ДИНО опять изменились: предполагалось открыть индустриально-педагогический институт (вместо индустриально-педагогического отделения), институт социального воспитания и педагогический техникум.

С весны 1930 года занятия стали проходить в новом здании института по адресу: ул. Новосветловская, 1 (сейчас – ул. Оборонная, 2).
По состоянию на осень 1930 года в институте было организовано два сектора (факультета): социального воспитания (с отделами: агро-биологическим, историко-экономическим, литературно-лингвистическим, техно-математическим) и профессионального образования (с отделами: историко-экономическим, литературно-лингвистическим, физическим, математическим). Количество мест на первом курсе было увеличено – до 480 и на рабфаке – до 360. Также при ДИНО был открыт педтехникум, занятия в котором начались 01.10.1930 (в середине 1930-х г.г. он был преобразован педагогическое училище и перемещён в здание СШ № 6).
В марте 1931 года при ДИНО был открыт институт профобразования с двумя факультетами: физико-математическим и социальных наук (с лета 1931 года – социально-экономический). Летом того же года также открыли ещё один факультет – естественных наук (в 1932 году, вероятно, был упразднён).
В первой половине 1930-х г.г. в Луганске недолго существовал заочный институт профобразования с двумя факультетами: физхиммат-природоведческим и социальных наук.

В 1931 году ДИНО окончило 82 человека. По всей видимости, в 1932 году ДИНО был переименован в Луганский институт народного образования (ЛИНО). В 1934 году ЛИНО был реорганизован в Луганский педагогический институт. Где-то в этот период при пединституте был открыт учительский институт (двухгодичный), в который принимали на обучение учителей, не имевших высшего педагогического образования.
В марте 1936 года работа директора института Неверовского подверглась критике. В то время выпускники института при сдаче государственных экзаменов больше всего сталкивались с трудностями по предмету «Педагогика», был также очень большой процент неуспевающих студентов и по другим предметам. Это было связано с отсутствием учебников, наглядных пособий, программ по ряду дисциплин, недостаточной квалификацией часто меняющихся преподавателей и руководителей кафедр и факультетов.

В 1936-37 учебном году количество мест на первом курсе института составляло – 510. При институте работали четырёхмесячные подготовительные курсы для абитуриентов.
Для подготовки школьных учителей по иностранным языкам, в мае 1937 года в институте был открыт новый факультет – иностранных языков (лингвистический).

Перед Великой Отечественной войной обучение в институте осуществлялось в:
педагогическом институте (срок обучения 4 года) на факультетах: историческом (русский и украинский секторы), языка и литературы (украинский и русский секторы), географическом (русский и украинский секторы), физико-математическом (украинский сектор), природоведческом (украинский сектор);
учительском институте (срок обучения 2 года) на факультетах: языка и литературы (русский и украинский секторы), историческом (русский и украинский секторы), иностранных языков.
В институте были открыты заочное и вечернее отделения, как для педагогического, так и учительского институтов.

В апреле 1938 года при институте были открыты 7-месячные курсы по подготовке учителей для 5-7 классов по истории, русскому и украинскому языкам. Осенью того же года эти курсы были расширены и переведены в Луганское педагогическое училище, которое располагалось в помещении СШ № 6 по ул. Юного Спартака, 11 (сейчас – ул. Даля).

В июле 1938 года пединститут окончило 186 человек, из которых 37 человек – с дипломом 1-й степени.
В 1938-39 учебном году количество мест на первом курсе института составляло – 400 (без учительского института). С этого года в институте была открыта аспирантура по специальности «Русский язык».
В 1939 году институт окончило 772 человека (по другим информациям – 530 чел., и – 675 чел.). Всего в пединституте по состоянию на 1938-39 учебный год обучалось порядка 7 тысяч студентов.
В 1939 году в институт поступило 574 человека (328 – в педагогический институт, 246 – в учительский институт), в 1940 году – 540.

Луганск университет имени Шевченко

26 апреля 1939 года Указом Президиума Верховного Совета УССР Луганскому педагогическому институту было присвоено имя Т.Г.Шевченко.

В октябре 1940 года в институте развернулась борьба, как со студентами-прогульщиками (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.06.1940), так и за повышение качества учёбы (подача материала преподавателями на лекциях и самоподготовка студентов).

В июне 1941 года институт окончило 326 человек, а в июле 1942 года должны были выпуститься 86 человек, но, вероятно, они не успели сдать все экзамены до оккупации Луганска немецкими войсками (17.07.1942).
22-25.06.1942 в институте прошла научная сессия профессорско-преподавательского состава, посвящённая борьбе с немецкими оккупантами.
В середине июля 1942 года институт был эвакуирован в г. Энгельс Саратовской области.

После освобождения Луганска от немецких захватчиков (14.02.1943), занятия в институте начались 01.03.1943, но из-за обострения ситуации на фронте и угрозы возможного контрнаступления немцев, в июне 1943 года институт снова был эвакуирован в село Владимировка Сталинградской области, где он был объединен со Старобельским учительским институтом. В августе 1943 года вуз вернулся в Луганск.
После войны на 13-ти кафедрах работали более ста преподавателей, обучалось более тысячи студентов. Институт располагал хорошей библиотекой и хорошо оборудованными лабораториями. Как и до войны, институт также стал образовательным комплексом – при институте действовал учительский институт и филиал Всеукраинского института повышения квалификации педагогов.
В 1951 году количество факультетов в вузе путём их объединения было сокращено до четырёх: естественно-географический, историко-филологический, физико-математический, физического воспитания (открыт в 1947 году). В 1960 году был открыт музыкально-педагогический факультет с вечерним отделением и институт общественных профессий с отделами международной жизни, коммунистической эстетики, научного атеизма.
В середине 1960-х г.г. пединститут претендовал на получение статуса классического университета, но тогда на пути к этой цели стала нерасторопность партийного руководства Луганской области, и статус университета в 1965 году получил Донецкий пединститут.
В 1974 году институту была вручена Почётная грамота Президиума Верховного Совета УССР за успехи в подготовке педагогических кадров. К своему 60-летию, которое отмечалось в 1983 году, ЛГПИ был в числе крупнейших педагогических вузов страны. В пединституте было шесть факультетов: филологический, физико-математический, естественно-географический, исторический, физического воспитания и подготовки учителей начальных классов.

Луганск университет имени Шевченко

В 1990-х г.г., несмотря на резкое обострение социально-экономического кризиса в стране, рост института продолжался: создавались новые факультеты, открывались специальности и специализации, начали действовать докторантура по педагогике и специализированный ученый совет. В 1998 году институт признан аккредитованным в полном объеме по IV уровню аккредитации и на его базе создается Луганский государственный педагогический университет имени Тараса Шевченко. Указом Президента Украины № 1012/2003 от 11.09.2003 университету предоставлен статус «национального».
В 2006-2007 г.г. в состав ЛНПУ вошли: Рубежанский политехнический колледж имени Порай-Кошицы, Брянковский технолого-экономический техникум, Лисичанский педагогический колледж, Луганский колледж технологии и дизайна, Луганский профессиональный торгово-кулинарный лицей, Счастьенский профессиональный лицей автомобильного транспорта, Центр научно-технической информации, Рубежанский профессиональный электромеханический лицей.

Луганский университет имени Тараса Шевченко

На базе ЛНПУ были открыты филиалы ряда институтов Национальной Академии наук Украины, а также научно-исследовательские центры и научно-исследовательские лаборатории.
Благодаря тесному сотрудничеству с посольствами разных стран при университете было открыто ряд языково-культурных центров: образовательно-культурный центр «институт Конфуция» (Китай), Японский центр, ресурсный учебный центр «Лингва» (США), Гёте-центр (Германия), украинско-канадский центр «Возрождение», центры изучения иврита и турецкого языка.
В апреле 2008 года ЛНПУ был реорганизован в Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко (в названии убрали "педагогический"), так как он уже давно вырос из узкопрофильности. Кроме 20-ти существовавших в Украине педагогических специальностей, он готовил специалистов ещё по 80-ти с лишним направлениям: художников, экологов, психологов, журналистов, спортсменов, музыкантов, IT-специалистов и пр.
До 2014 года университет представлял собой многоуровневый образовательный комплекс, который насчитывал около 30-ти тысяч студентов и свыше полутора тысяч преподавателей. ЛНУ – член Международной и Европейской ассоциаций университетов. Один из самых интересных для Украины международных проектов вуза – сотрудничество с американским университетом Франклин Пиерс (штат Нью-Гемпшир) по программе МВА (подготовка магистров бизнес-администрирования). МВА – один из самых востребованных и популярных дипломов в мире. Благодаря тому, что ЛНУ выиграл международный гранд, этот был единственный вуз в Украине, где можно было получить американский диплом международного уровня. Финансирование обучения практически полностью покрывал Национальный фонд США.
В состав Луганского национального университета входило восемь институтов, семь факультетов, девять колледжей и лицеев в разных городах области и три – в Луганске. Ещё университет объединял 21 научное подразделение.

После провозглашения Луганской Народной Республики, университет эвакуировали в г. Старобельск Луганской области, где с 03.10.2014 он был зарегистрирован по адресу: пл. Гоголя, 1 (сайт).

Луганск университет имени Шевченко

В Луганске (ЛНР) университет возобновил свою работу в октябре 2014 года по прежнему адресу: ул. Оборонная, 2.
Распоряжением Совета Министров Луганской Народной Республики № 02-05/87/15 от 22.04.2015 было создано Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ЛНР – Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко.
По состоянию на 2017 год в структуре университета находилось:
6 обособленных подразделений: колледж Луганского национального университета им. Шевченко; Луганский профессиональный торгово-кулинарный колледж; колледж технологий и дизайна; Ровеньковский факультет; Стахановский педагогический колледж; Брянковский колледж;
8 институтов: экономики и бизнеса; физического воспитания и спорта; физики, математики и информационных технологий; торговли, обслуживающих технологий и туризма; последипломного образования и дистанционного обучения; педагогики и психологии; истории, международных отношений и социально-политических наук; культуры и искусств;
2 факультета: филологический и естественных наук.

Распоряжением правительства ЛНР от 17.07.2020 № 797-р/20 национальный университет имени Тараса Шевченко был переименован в государственный педагогический университет.

первые ректоры и директоры института:

Ефремов Пётр Фёдорович – 1923-1926 г.г.
Галин Владимир Григорьевич – 1926-1929 г.г.
Воробьёв Александр Григорьевич – 1929-1932 г.г.
Цыкин Константин Павлович – 1932-1933 г.г.
Паскель Илья Георгиевич – 1933-1935 г.г.

Неверовский – 1935-1936 г.г.
Ажажа Евгений Герасимович – 1936-1938 г.г.
Пеньков – 1938-1940 г.г.
Бадаев Феликс Никитович – 1940-1941 г.г.

Центр инновационных технологий

Значок, посвящённый Центру инновационных технологий, был изготовлен в период 1999-2003 г.г.

Центр инновационных технологий был создан при университете им. Тараса Шевченко в 1999 году, и просуществовал по 2014 год. В связи с вооружённым конфликтом и разделением университета, деятельность Центра была приостановлена.
04.01.2017 Центр возобновил свою работу, и осенью того же года был переименован в Центр инновационного развития.
Основная цель Центра – внедрение инноваций в преподавательскую деятельность. Для оказания научно-методической помощи учителям в области внедрения инновационных технологий в современные образовательные процессы, Центром проводятся семинары-практикумы, семинары-тренинги и курсы повышения квалификации.
Центр инновационной развития осуществляет: разработку эффективных механизмов развития, координацию эффективной работы по осуществлению инноваций в ЛНУ, в том числе в образовательной сфере; организационно-методическое сопровождение мероприятий по вовлечению в экономический оборот результатов научной деятельности ЛНУ.

    Задачи Центра инновационного развития:
  • информационно-аналитическая работа по вопросам инновационного развития университета на основе сбора, анализа и обобщения информации об инновационном потенциале структурных подразделений университета и его реализации;
  • организация проведения университетских инновационных конкурсов, реализация инновационных программ, проектов;
  • разработка и реализация механизмов развития объектов инновационной инфраструктуры, развитие сотрудничества и установление стратегического партнёрства в инновационной сфере с вузами, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими и научно-производственными организациями в ЛНР, России и за рубежом;
  • создание малых инновационных предприятий, основная цель которых коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащей университету.
  • Центр инновационного развития существует в структуре института профессионального развития, входящего в состав ЛГПУ.

институт торговли

Значок посвящён институту торговли, обслуживающих технологий и туризма, который существовал в структуре Луганского университета имени Тараса Шевченко. Значок сделан в виде эмблемы этого института.

Институт торговли, обслуживающих технологий и туризма был образован в структуре университета в 2007 году. В конце 2014 года, в связи с вооружённым конфликтом на Донбассе, и разделением университета, институт торговли, обслуживающих технологий и туризма также был разделён на два вуза с одинаковым названием, которые стали располагаться в Луганске и Старобельске соответственно.
В Луганском институте действовало 6 кафедр: туризма, гостиничного и ресторанного дела; технологий производства и профессионального образования; товароведения и торгового предпринимательства; дизайна и проектных технологий; безопасности жизнедеятельности, охраны труда и гражданской защиты. Обучение студентов осуществлялось по следующим направлениям:

    образовательно-квалификационный уровень «бакалавр»:
  • «Туризм»;
  • «Гостиничное дело» (профиль «Ресторанная деятельность»);
  • «Дизайн» (профили «Графический дизайн», «Дизайн интерьера», «Дизайн костюма»);
  • «Профессиональное обучение» (профили «Транспорт», «Технология изделий лёгкой промышленности», «Пищевые технологии»);
  • «Педагогическое образование» (профиль «Технология»);
  • «Техносферная безопасность»;
  • образовательно-квалификационный уровень «магистр»:

  • «Туризмоведение»;
  • «Гостиничное дело» (профиль «Ресторанная деятельность»);
  • «Дизайн» (профили «Графический дизайн», «Дизайн интерьера», «Дизайн костюма»);
  • «Профессиональное обучение» (профили «Транспорт», «Технология изделий легкой промышленности», «Пищевые технологии»);
  • «Педагогическое образование» (профиль «Технологии производства и образования»).

В 2020 году институт торговли, обслуживающих технологий и туризма в Луганске был упразднён, а на его базе и базе ещё двух институтов в Луганском педагогическом университете 01.09.2020 был образован институт физико-математического образования, информационных и обслуживающих технологий.

Последнее обновление страницы – 15.07.2024

Варианты
Навигация
Яндекс.Метрика