Перейти к: навигация, поиск
критические замечания по монографии Пилипенко В.И.

В 2005 году вышла монография Пилипенко В.И. «Очерки истории областной пионерской организации Луганщины».
В предисловии сказано, что в монографии впервые на основе изучения архивных материалов обобщён опыт деятельности пионерской организации Луганщины по воспитанию подрастающего поколения. В конце даётся перечень используемой литературы, из которого видно, что только порядка 10 % источников информации были изданы в 1920-1930-х г.г., что, конечно же, не может являться достаточным для более-менее объективного освещения истории луганской пионерии за указанный период. Что, собственно, и видно по монографии – в период до 1941 года история луганской пионерии изложена довольно поверхностно, а также с многочисленными ошибками и неточностями (информация, изложенная в монографии, мной изучалась до начала Великой Отечественной войны – по 68 страницу включительно).

стр. 15:
Ещё не отгремели бои гражданской войны, а комсомол Донбасса активно приступил к созданию детской общественной организации. Первый съезд комсомола Донбасса (апрель 1920 года), поставивший своей задачей объединить все организации комсомола Донецкого бассейна, большое внимание уделил работе среди учащихся.
"Пролетарские дети, не оторвавшиеся от фабрик и заводов, должны быть поставлены в центр внимания" – отмечал и III съезд комсомола. На III съезде комсомола работала секция, обсудившая тезисы «О работе РКСМ среди детей».
Промышленный Донбасс с его многочисленными кадрам пролетариата, богатыми революционными традициями стал базой массового детского общественного движения. Детская организация была призвана стать важным звеном в системе воспитания молодого поколения, действительным средством приобщения детей и подростков к общественной деятельности.
Появление первых детских групп в Луганске относится к 1921 году.

По мнению Пилипенко, комсомол Донбасса активно (!) приступил к созданию детской общественной организации, согласно решениям I губернского съезда комсомола Донбасса (16-20.04.1920), и тут возникает вопрос, если комсомол Донбасса приступил к работе с детьми по их коммунистическому воспитанию в мае 1920 года, то почему в губернской газете, издававшейся в Луганске, не отражены её результаты в течение 1920 года?
Вскоре после I губсъезда комсомола Донбасса, в Луганской губернской газете вышла статья, в которой изложены основные направления работы комсомола, и как можно видеть, о работе с детьми в статье ничего не сказано. 11-16.05.1920 прошёл II съезд комсомола Украины, на котором вопрос о работе комсомола с детьми не обсуждался. По состоянию на июнь 1920 года комсомольцы Луганска в основном занимались повышением своего политобразовательного уровня – посещали лекции и кружок по изучению «Азбуки коммунизма».
В начале августа 1920 года в Луганске при 8-й трудовой школе (бывшая 1-я мужская гимназия) был образован ученический клуб под названием «Трудовая школа», в котором ученики луганских гимназий проводили свой досуг. Тем самым, казалось бы, были созданы благоприятные условия для проведения комсомольцами идеологической работы среди учащихся. 19 августа развлекательная вечерняя программа в школьном клубе подверглась критике, как буржуазная, и не отвечающая духу советского времени. На мой взгляд, показательным моментом является то, что навести порядок с досугом школьников в клубе во время летних каникул, обратились не к комсомолу, а к работникам Наробраза. А это говорит о том, что комсомольцы Луганска совершенно не проводили в то время никакой политико-просветительной работы со школьниками. И в этом нет ничего удивительного, так как согласно декларации Народного Комиссариата просвещения УССР «О социальном воспитании детей» от 01.07.1920, проведение соответствующей работы возлагалось на работников народного образования.
Кроме того, в конце июля 1920 года комсомол Донбасса поразил глубокий кризис, который явился следствием того, во многих ячейках стали царить разгильдяйство, расхлябанность, шкурничество и разврат. Было принято решение провести ещё одну чистку всей организации от примазавшихся мелкобуржуазных и мещанских элементов (в феврале 1920 года Луганская городская комсомольская организация была распущена и проведена переаттестации всех комсомольцев города). С 8 по 15 августа 1920 года была проведена перерегистрация всех комсомольцев города Луганска (позже и комсомольцев всех районных организаций в Донецкой губернии). Непрошедшие перерегистрацию были исключены из комсомола.
05.09.1920 в Донбассе отмечался международный юношеский день, и в этот день все силы комсомола были направлены на пропаганду среди беспартийной молодёжи задач КСМУ с целью вовлечения её в ряды комсомола. При этом задача о проведении в этот день какой-либо работы и среди детей, как будущих комсомольцев, не ставилась.
II губсъезд комсомола Донбасса (11-15.09.1920), состоявшийся после чистки, преодолеть кризис в комсомольской организации, однако, не смог, кроме того, среди задач, поставленных этим съездом комсомолу, работа с детьми – отсутствует. Вместе с тем, на II губсъезде комсомола Донбасса обсуждался вопрос «Народное просвещение и социальное воспитание молодёжи», но он касался комсомольцев (молодёжи), а не детей.
Как видно из публикаций, по состоянию на 1920 год комсомольцы Луганска (Донбасса) сами не были готовы к тому, чтобы воспитывать детей в коммунистическом духе.
Таким образом, можно однозначно констатировать, что после I и II съездов комсомола Донбасса никакой работы среди детей в Луганске в 1920 году комсомольцами не проводилось. Да и сам Пилипенко написал в монографии, что появление первых детских групп в Луганске относится к 1921 году – это можно посчитать как раз за тот самый результат, якобы, проводимой комсомолом активной работы, про который я выше задал риторический вопрос. Наверное, луганские комсомольцы в то время "долго активно запрягали, но быстро ехали". Но не всё так просто в запутанной луганскими профессиональными краеведами истории Луганска...

стр. 15:
Появление первых детских групп в Луганске относится к 1921 году. Комсомол создавал их при детских домах, которых в городе было десять. По 20-40 человек входило в каждую группу, по-разному назывались эти группы: "детские комитеты", "исполкомы", "детские комсомольские ячейки".
Жизнь детей в детских домах была однообразной, не давала ярких переживаний: четыре стены, завтрак, обед, ужин иногда в голодной норме, дежурства на кухне, часы учёбы. Когда же комсомол города решил создать отряды юных пионеров, дети [детских домов] с радостью откликнулись на это.
В ноябре 1922 года по решению горкома комсомола в Луганске создаются пионерские отряды. Сначала в детском доме № 1 и № 5, и в других...

Во-первых, надо обратить внимание на разное название этих групп, во-вторых, задаться вопросом, почему детские группы были созданы именно и только в детских домах, и будет единственный ответ – всё дело было в специфике этого учреждения. А отсюда напрашивается вывод, что детские группы в луганских детдомах, которые упомянуты в монографии, являлись по своей сути – детским самоуправлением, образованным по примеру других регионов страны, и никакого отношения к пионерскому движению не имели. Их разное название говорит о том, что они образовывались не сразу одновременно и централизованно во всём Луганске, как это должно было бы быть, судя по информации Пилипенко, а каждая – сама по себе.
Тут очень примечательна фраза: Жизнь детей в детских домах была однообразной, не давала ярких переживаний: четыре стены, завтрак, обед, ужин иногда в голодной норме, дежурства на кухне, часы учёбы. Я думаю, что так Пилипенко хотел описать жизнь детей в детских домах до создания в них комсомолом детских групп, но он так бестолково сформулировал свою мысль, что получилось, что создание этих групп в 1921 году совершенно никак не отразилось на жизни детей в детских домах в лучшую сторону. И дети с радостью откликнулись на решение комсомола о создании теперь уже пионерских отрядов в ноябре 1922 года, в надежде всё-таки улучшить свою однообразную и скучную жизнь.
Так зачем же комсомол создал в 1921 году в луганских детских домах бесполезные детские группы, активно готовясь к их созданию в течение 1920 года? Или можно спросить так: имеет ли комсомол к ним отношение?
Думается, будет уместно привести копию заметки, опубликованной 31.08.1924 в газете «Луганская правда» под названием «Детское движение в Луганске», где ни о каких детских группах в детдомах в 1921 году не упоминается. В то же время есть информация, что первая пионерская ячейка в Донбассе была образована в Бахмуте (Артёмовске) в декабре 1921 года, но она первое время, по сути, никакой полезной работой не занималась, так как Донецкий губком ЛКСМУ сначала не имел никакого представления о том, как проводить работу с детьми.

Печально, что Пилипенко после значительного времени, прошедшего с момента распада СССР, так и не научился публиковать достоверную историческую информацию, не приукрашая советскую действительность, и критически относиться к публикациям периода 1960-1980-х г.г., в которых "политкорректно" (перекручено) описаны процессы о первых годах советской власти.

стр. 15:
В ноябре 1922 года по решению горкома комсомола в Луганске создаются пионерские отряды. Сначала в детском доме № 1 и № 5, и в других, затем – в Луганском доме рабочих подростков, при заводах, железнодорожных мастерских.
В детском доме № 1 по инициативе и непосредственном участии комсомольцев патронного завода была основана первая ячейка в количестве 10 человек. Именно этому объединению детей суждено было начать историю красногалстучной пионерии нашей области. Вожатым ячейки «Юный Спартак» стал комсомолец завода, молодой рабочий Илья Шамровский, а председателем избрали Костю Катариогло.

В списке используемой в монографии литературы, под № 130 указано: "Шамровский, «Воспоминания первого вожатого», газета «Молодогвардієць» от 09.05.1962. И сразу становится понятно, откуда Пилипенко взял сведения о начале пионерского движения в Луганске.
Нужно сказать, что эти воспоминания Шамровского несколько не соответствуют действительности. Безусловно, Пилипенко пришлось ими воспользоваться за неимением у него документальных первоисточников того времени. В действительности же, 29.09.1922 в Луганске из наиболее развитых ребят была образована инструкторская группа, в которой стали готовить будущих секретарей пионерских ячеек и звеньевых. Создание этой группы положило начало образованию в Луганске организации «Юного Спартака». Первая же ячейка «Юного Спартака» была образована в городе – в декабре 1922 года при патронном заводе. В работе этой заводской ячейки стали принимать участие и дети из близлежащих детских домов.
К маю 1923 года в Луганске существовало 6 ячеек «Юного Спартака» общей численностью 500 чел.: три – при заводах, и три – при детских домах (всего детских домов в Луганске в то время было 7). Самая крупная ячейка была при паровозостроительном заводе в количестве 175 чел. Работой ячеек руководил горком «Юных Спартаков» (председатель Шамрай А.Е.). По состоянию на сентябрь 1923 года в Луганске было 7 ячеек «Юного Спартака».
Из выделенного мной текста монографии можно сделать вывод, что пионерский отряд в доме рабочих подростков был образован в 1923 году – в числе первых в Луганске, но это, как оказалось, не соответствует действительности. В Луганске было образовано два дома рабочих подростков: один (для евреев) – в августе 1924 года, второй – в мае 1925 года. Что же касается пионерского отряда в детском доме № 1, который, согласно информации в монографии, был образован, якобы, самым первым в Луганске, то известна точная дата этого события – 11.10.1923. Таким образом, пионерская ячейка в детском доме № 1 стала восьмой по счёту в городе Луганске, а не первой.

стр. 17:
Уже весной 1923 года по просьбе пионеров и при поддержке горкома комсомола Английская улица, на которой находился детдом № 1, была переименована в улицу Юного Спартака.

На самом деле, улица Английская была переименована в улицу Юного Спартака – в январе 1924 года.

стр. 17:
Осенью 1923 года был проведён набор студентов на факультет социального воспитания [Донецкого института народного образования]. Студентами стали 56 ребят и девушек. По учебному плану факультет стал готовить специалистов-организаторов учебно-воспитательной работы в единой трудовой школе и организаторов детского общественного движения пионеров. Уже на четвёртом курсе студенты проходили обязательную практику в одном из детских учреждений. Выпускники ДИНО получали глубокие знания по педагогике, анатомии, физиологии ребёнка и детскому общественному движению, и на практике претворяли их в жизнь, в том числе и в жизнь рождавшейся в эти годы пионерии родного края.

1. Первое, на что нужно обратить внимание, это на источник информации, которым пользовался Пилипенко. Оказывается, им был исторический очерк 1998 года года издания – «Луганский государственный педагогический университет имени Тараса Шевченко» (автор Климов А.А.). С большой долей уверенности можно утверждать, что достоверность изложенной там информации, касательно 1920-х г.г., не лучше степени её достоверности в монографии Пилипенко (сам очерк я не изучал).
2. Первые выпускники ДИНО, которые окончили вуз в 1926-1927 г.г., обучались 3 года. Первый выпуск студентов, которые отучились в ДИНО 4 года, произошёл в 1929 году. В июне 1929 года соцвос ДИНО окончило 35 чел.
3. Школьная программа в то время изначально не была согласована с пионерским движением, хотя о необходимости этого постоянно говорили и партия, и работники Наркомпроса. Только на III всеукраинской конференции по педагогическому образованию (01-07.10.1924) было принято решение о введении в программу факультетов социального воспитания в институтах народного образования учебного курса по детскому коммунистическому движению, но он был для подготовки студентов (будущих учителей), а не работников по детскому движению. Соответственно, ввели его с 1925 года, а не в 1923 году, как это можно понять из текста монографии.
4. Чтобы подготовить учителя для школы нужно было сначала – 3 года (позже – 4), а чтобы подготовить пионерработника (вожатого) нужно было – несколько месяцев, и наличие высшего образования ему не требовалось, таким образом, выпускники ДИНО, окончившие соцвос, не работали в качестве организаторов детского коммунистического движения – это было нерационально. Педагог в то время ценился выше, чем пионерработник, и нехватка в педагогах, имевших высшее образование, в то время сильно ощущалась. При этом молодые учителя школ, являвшиеся комсомольцами, не привлекались к работе пионервожатыми, они только помогали им, а не заменяли вожатых.
5. Первые выпускники ДИНО в 1926-1927 г.г. (в 1928 году выпуска не было) были направлены на работу учителями не в школы, а – в учрежде- ния профессионального образования, т.е. туда, где учились подростки и пионеров не было.

Таким образом, выпускники ДИНО, в качестве учителей школ, стали соприкасается в своей работе с пионерами-школьниками только с 1929-30 учебного года, и к этому времени пионерия Луганского округа вполне себе развивалась (не без недостатков, конечно) без таких "прекрасных организаторов пионерского движения". Вместе с тем, нужно заметить, что в октябре 1926 года 75 студентов ДИНО были прикреплены к пионерским отрядам города Луганска для практической работы. К сожалению, нет информации о характере такой работы. При этом в пионерских ячейках студенты проводили общественную работу ещё с 1924 года. Кроме того, летнюю практику студенты ДИНО проходили в пионерских лагерях (только в 1925 году) и на детских летних площадках. Таким образом, студенты ДИНО действительно в 1920-е г.г. принимали некоторое участие в работе среди пионеров, но только в качестве студентов, а не педагогов, как об этом написано в монографии.

стр. 18:
Первые пионерские объединения носили тогда название «Юные Спартаки». С начала 1924 года стали называться юными пионерами.

Дело в том, что пионерские организации в 1922-1923 г.г. назывались детскими ячейками (группами) юного Спартака только на территории Украины, а в РСФСР были – юные пионеры. В связи со смертью Ленина В.И. (21.01.1924), с февраля 1924 года юные Спартаки в Украине стали называться – юными ленинцами (ЮЛами), а не юными пионерами. Юными пионерами они стали называться с 1925 года.

стр. 18:
Пионерская организация быстро завоевала авторитет в массе детей рабочих и крестьян. Но не все учителя сразу поняли её роль в воспитании подрастающего поколения. Были споры, кто руководит детдвижением школа или комсомол.

По информации, размещённой в монографии на стр. 15 (см. выше), видно, что первые пионерские отряды образовывались в Луганске не при школах, а при заводах и детских домах. И тут вполне очевидно, что учителя (школа) не руководили такими пионерскими отрядами. При этом Пилипенко крайне бестолково сформулировал мысль в своей монографии. Дело в том, что детские дома (как и школы), относились к органам социального воспитания, а вот в них пионерские отряды образовывались изначально. Но даже не это главное. Пионерским движением, как и абсолютно всеми процессами в стране, руководила компартия. На XIII съезде компартии (23-31.05.1924) было подтверждено, что непосредственное руководство пионерами возлагается партией на комсомол, который должен был проводить свою работу в согласованности с органами социального воспитания (школы, детские дома). Кроме того, из ряда публикаций следует, что учителя́ даже не стремились к тому, чтобы руководить пионерами. Поэтому непонятно, зачем понадобилось Пилипенко в этом моменте "изобретать велосипед"?

стр. 19:
В работе первых объединений детей имелись огромные трудности: не было единой организационной структуры, единого положения. Поэтому возникло много структурных вариантов и названий.

Никакой трудности в работе пионерских ячеек на местах разные названия не вызывали, в то же время это приводило к неудобству их руководством в масштабе Украины. Поэтому ещё середине декабря 1922 года при председателе Главсоцвоса Украины Менжинской Л.Р. состоялось всеукраинское совещание по вопросу детского движения, на котором было принято решение о том, что в дальнейшем в Украине коммунистическое детское движение будет развиваться под названием «Юный Спартак», а скауты, юные пионеры и др. – упраздняются. В 1923 году пионерские организации в Украине назывались детскими ячейками (группами) юного Спартака, и словосочетание "юный пионер", как в РСФСР, уже не употреблялось. В конце 1923 года комсомолом была утверждена единая структура для спартаков-пионеров: ячейка, состоящая из звеньев. Этому же вопросу было уделено внимание и на I всеукраинском совещании по детдвижению (22-29.02.1924), на котором всё было приведено к единообразию на территории Украины. Таким образом, данный вопрос был довольно быстро урегулирован.

стр. 20:
1 ноября 1923 года в Луганске открылась первая городская конференция «Юных Спартаков».

Первая общегородская конференция юных Спартаков состоялась в Луганске 07.05.1923. После этого, в течение 1923 года, прошло ещё порядка 4-5 городских конференций юных Спартаков.

стр. 26-27:
В августе 1925 года в пионерской организации [Донбасса] было 55 тысяч детей. К началу 1926 года только пионерская организация Луганщины возрастает до 15 тысяч юных ленинцев.
Пионерская организация выросла не только количественно, но и качественно: улучшается постановка организационной работы, используются разнообразные формы и методы, растёт сельская часть организации юных пионеров.

Тут написана недостоверная информация. Я не думаю, что Пилипенко сделал это сознательно. Очевидно, у него не было достаточных источников информации, поэтому ему пришлось приукрасить положение дел. Дело в том, что во второй половине 1925 года пионерскую организацию по всей стране поразил первый серьёзный кризис и значительный спад в работе, который достиг пика в конце того года. Об этом было сказано на XIV съезде компартии (18-31.12.1925). Этот кризис сильно затронул и Луганщину. Подробнее об этом написано на странице "пионерское движение (ч. 2)", а тут я только приведу статистику. По состоянию на февраль 1925 года в Луганском округе было 14 тысяч пионеров, на март 1925 года – 15 тысяч пионеров, на май 1925 года – 18 тысяч пионеров, на сентябрь 1925 года – 20 тысяч пионеров. А вот в течение IV квартала 1925 года количество пионеров в Луганском округе, в следствие упадка в работе, резко сократилось на 30 % (!) и на 01.01.1926 составило – 13 тысяч чел. (потом опять пошёл рост, с небольшими колебаниями).

стр. 28.
Под фотографией написано: Первые окружные курсы пионерработников г. Луганска (1923 г.)

В действительности, первый окружной курссъезд (курсы-съезд) пионерработников Луганщины прошёл в октябре 1924 года.

стр. 29:
надпись под фото: "Отряд юных пионеров имени Яна Томпа (венгерского революционера) совработников города Луганска".

Ян Томп – это эстонский коммунист, а не венгерский. Он был казнён 14.11.1924. Процесс над ним освещался в советской прессе, в том числе и в «Луганской правде». В качестве протеста его казни, 20.11.1924 в Луганске прошла многочисленная демонстрация, на предприятиях города состоялись митинги.
Перед казнью Томпа советское правительство проводило безрезультатные переговоры с эстонским правительством, чтобы обменять его на эстонских белогвардейцев, осужденных в СССР.
Пионеротряд имени Яна Томпа при Луганском союзе совработников был образован 13.12.1924.

стр. 30:
Пионеры Луганщины переписывались с немецкими и японскими детьми трудящихся. С большим подъёмом приняли участие в 1923 году в сборах, посвящённых III международной детской неделе.

3-я международная детская неделя, которая впервые отмечалась в СССР в масштабах страны в 1923 году, стала важным этапом в организации пионерского движения (в некоторых городах, в частности, в Харькове, по инициативе местных органов, эта неделя отмечалась и в 1922 году). Она преподносилась как смотр работы пионерских ячеек и должна была способствовать популяризации детского движения в стране, она же положила начало интернациональному воспитанию пионеров (переписка с зарубежными детскими группами детей рабочих, ознакомление с их жизнью). Поскольку луганские пионеры стали переписываться с пионерами из Германии только после проведения в стране 3-й международной детской недели, то размещение информации о переписке перед информацией о неделе, является некорректным. Кроме того, из-за несогласованности организационных мероприятий, старт проведению детской недели в Украине был дан 24 июня, как и в европейских странах, однако, сразу же поступило распоряжение отмечать международную детскую неделю в Украине совместно со всеми республиками в СССР – 24-30 июля – на месяц позже, чем за рубежом. Поскольку луганские спартаки-пионеры по состоянию на конец июля должны были находиться за городом – в лагере-коммуне, то международную детскую неделю они отметили – 7 июля, "сократив" её до одного международного детского дня.
Что касается японских детей, то переписка с ними луганчанами не велась. При этом после сильного землетрясения в Японии, и.м. 01.09.1923, некоторые ячейки юных Спартаков Донбасса (в частности, мариупольская) осенью 1923 года собирали средства на помощь японским детям.

стр. 30:
1923 год был годом активного участия юных пионеров Донбасса широкой кампании помощи детям немецких рабочих в создании боевого фонда имени К.Либкнехта.... В феврале 1923 года был объявлен месячник помощи голодающим детям Германии...

Тут Пилипенко имеет в виду Рурский конфликт, когда в период с 11 по 16 января 1923 года французские и бельгийские войска оккупировали всю территорию Рурского региона Германии, в ответ на которую там было объявлено пассивное сопротивление и прекращение работы. Профсоюзы СССР закупали тогда в феврале-марте 1923 года для бастующих германских рабочих Рура зерно и отправляли им деньги (золотом), но об участии пионеров в сборе средств, я информации не нашёл. Кроме того, тогда Германия взяла на себя выплату заработной платы рабочим Рурского региона за счёт дополнительного выпуска денег.
В сентябре 1923 года в Германии (в том числе и в Рурском регионе) началась мощная волна революционных выступлений трудящихся против политики правительства. Тысячи германских рабочих были арестованы и брошены в тюрьмы. Их семьи (в том числе дети) голодали. Пролетариат мира развернул широкое движение солидарности с германскими рабочими, в авангарде которого шли трудящиеся Советского Союза. В октябре 1923 года в СССР была создана «Лига помощи трудящимся Германии и их детям». Пионеры на Украине, включились в сбор средств для германских детей в ноябре 1923 года. Таким образом, помощь германским детям, пионеры Донбасса (в том числе и Луганщины) в 1923 году оказывали только в течение двух месяцев – ноября и декабря (и потом в начале 1924 года).
Чуть дальше (на стр. 31) Пилипенко пишет:
"Позор эксплуататорам Рура, – писали юные спартаковцы школы имени Володарского (Ровеньковский район) в апреле 1923 года, – которые отбирают последний кусок хлеба у детей рабочих". Газета в газете «Пионер Донбасса» в статье «Спартаки – германским детям» писала: "Сейчас по всему Донбассу проходят кампании помощи германским детям. В этой кампании «Юные Спартаки» принимают громадное участие. Всюду они ходят с подписными листами, кру́жками. Всюду в школе они говорят об этом. И следы этой работы видны: не одну сотню червонцев, подарков собрано в пользу германских детей". Так гласили резолюции многочисленных сборов.
Однако такая заметка была опубликована в печати не весной 1923 года, как это можно понять из текста монографии, – а в январе 1924 года (!).

стр. 31:
[В 1923 году] активную помощь оказывали пионеры Международной организации помощи борцам революции...

Помощь МОПРу луганские пионеры стали оказывать с января 1925 года. Возможно, – с осени 1924 года, но никак не в 1923 году.

стр. 31:
В январские дни 1924 года, когда страна прощалась с В.И.Лениным, 6 тысяч детей Луганска, Лисичанска, Красного Луча, Ровенёк, городов и сёл Донбасса вступили в пионерскую организацию, которой было присвоено имя вождя. Международная детская неделя проводилась под лозунгом «Ленинские пионеры проводят в жизнь заветы Ильича», «Пролетарские дети СССР – братья пролетарским детям всего мира», «Пионеры города, укрепляйте смычку города и села».

1. После смерти Ленина количество пионеров на Донбассе увеличилось на 4 тысячи человек – с 6-ти тысяч до 10-ти тысяч. При этом надо понимать, что значительному росту количества пионеров в то время способствовала не только смерть Ленина. Дело в том, что с начала 1924 года работа с пионерами стала проводиться более целенаправленно и системно по четырём направлениям: общественно-политическая работа, трудовое воспитание, физическое развитие, культурно-образовательная работа (в рамках которых проводилась, в том числе, интернациональная и антирелигиозная работа). В то время как в 1923 году пионерское движение в стране развивалось в целом стихийно, практически без участия комсомола.
2. Информацию о 4-й международной детской неделе Пилипенко сразу разместил после смерти Ленина, даже не указав, когда она проводилась, таким образом, получилось, что детнеделя, якобы, была связана с этим трагическим для населения страны событием. Вместе с тем, 4-я международная детская неделя, начавшаяся 31.08.1924, и со смертью Ленина связана не была.

стр. 32-34:
Особое место в пионерской организации Луганщины занимало создание первых пионерских лагерей-коммун. Загородные пионерские лагеря приступили к работе летом 1923 и 1924 года...
Лагеря-коммуны выполняли две задачи: приучение юных пионеров к коллективной жизни и труду, и оздоровление детей в дни каникул...
К лету 1925 года пионерские лагеря стали открываться повсеместно... Только за лето 1924 года было организовано около 30 лагерей, которые приняли около 9-ти тысяч пионеров...

На территории Луганского округа пионерские лагеря были открыты только в 1923-1925 г.г. (округ был упразднён в сентябре 1930 года). Но понять это из монографии Пилипенко нельзя. В 1923 году был открыт только 1 лагерь, в 1924 году – порядка 7-8. Необходимо отметить, что территория Луганского округа не охватывала всю территорию современной Луганщины, которая распространяется также на Старобельский округ и часть Артёмовского округа. По состоянию на 01.06.1924 в Старобельском округе было 4 пионерских отряда, охватывавших 250 чел., соответственно, для них был организован один лагерь-коммуна. Пилипенко же указал общее количество лагерей и количество, отдохнувших в них пионеров, за 1924 год – по всем округам Донбасса.
В 1926 году в Луганском округе было признано, что организация пионерских палаточных лагерей себя не оправдала ни с воспитательной, ни с оздоровительной точек зрения, поэтому такая форма организации летней работы с пионерами была заменена, как тогда казалось, на более эффективные – оздоровительно-воспитательные площадки с питанием, прогулки в садах и парках, экскурсии-массовки (загородные однодневные выезды/походы на природу), экскурсии в Крым и на Кавказ. Пилипенко об этом упомянул аж на стр. 43 (об этом см. ниже).

стр. 37:
В марте 1926 года при Луганском заводе имени Октябрьской революции был создан первый территориальный отряд юных пионеров, который насчитывал 755 человек и объединял 11 групп пионеров и 5 групп октябрят.

Пилипенко не написал, зачем было принято решение о создании в Луганске пионерских теротрядов. Как я отметил выше, в конце 1925 года в пионерском движении Луганщины был упадок в работе, о котором Пилипенко ничего не написал в своей монографии. Одним из главных вопросов, который обсуждался на VIII окрконференции комсомола Луганщины (14-17.02.1926), был вопрос о работе с пионерами. На этой конференции и было принято решение о прикреплении пионерских отрядов к цеховым (заводским) ячейкам комсомола, объединив их в теротряды. Предполагалось, что городские цехячейки комсомола будут лучше руководить работой пионеров. В этом вопросе имелся положительный опыт теротряда, образованного в начале 1925 года при Луганском паровозостроительм заводе имени Октябрьской Революции.

стр. 37:
Окрбюро детского движения, обеспокоенное замедлением роста пионерской организации, на своём заседании в августе 1927 года указало на основные причины: содержание работы отрядов не удовлетворяет запросы детей; работа зачастую ведётся скучно, носит неплановый характер; недостаёт подготовленных кадров пионерработников; отряды не имеют помещений для работы; отсутствует материальная база для развития пионерских отрядов.
Эти недостатки в работе с пионерами преодолевались. В выводах Луганского окрбюро КДД в связи с обследованием работы школы и юных пионеров на железнодорожном транспорте, отмечалось, например, что "значительно улучшилось руководство со стороны партийных и комсомольских ячеек, выделены члены партячеек на работу с юными пионерами, принимающие активное участие в работе"
.

Учитывая, что именно Пилипенко написал в монографии о периоде 1926-1927 г.г. (стр. 37), видно, что у него не было достаточных источников информации о ситуации, сложившейся в пионерском движении Луганщины за эти два года. Кризис в пионерском движении в конце 1925 года, из которое оно только стало выходить в начале 1926 года, наложился на не менее острый кризис в комсомоле в 1926 году. А поскольку комсомол непосредственно руководил работой пионерских отрядов, то кризис в комсомоле негативно отразился и на пионерах. В Луганском округе вопрос стоял не столько в том, как из комсомольцев подготовить хорошие кадры пионерработников, а в том, где взять хоть какие-то кадры. По состоянию на июль-август 1926 года в ряде комсомольских ячеек в Луганском округе осталось комсомольцев от 10 до 30 % от прежнего количества, работа в комсомольских ячейках замерла и, соответственно, пионеры были предоставлены самим себе, а поскольку они уже были отучены комсомолом работать самостоятельно, то никакой работой пионеры сами, по сути, не занимались. При этом в конце 1926 года не было такого значительного количества выходов пионеров из организации, как это было годом ранее. Поэтому о том, что недостатки в работе с пионерами, якобы, на Луганщине преодолевались, Пилипенко просто выдумал, или другими словами – "политкорректно" описал плохую ситуацию. Безусловно, определённая работа по улучшению ситуации проводилась, но эта работа позволяла всего лишь удерживать количество пионеров на Луганщине, примерно, на одном уровне – до 30 % от общего количества школьников пионерского возраста.
К середине 1928 года в пионерском движении (в том числе и на Луганщине) всё ещё оставались актуальными ряд проблем, которые никак не удавалось решить, что нашло своё отражение в постановлении ЦК ВКП(б) от 25.06.1928 «О состоянии и ближайших задачах пионердвижения».

стр. 38:
Опыт работы Луганских пионеров был настолько ценным, что пленум Центрального Бюро детского движения ЦК ЛКСМ Украины (1927 год) слушал специальный доклад о работе Луганского окружкома [комсомола] с пионерами. Опыт работы был распространён в республике.
Одной из важных проблем в руководстве пионерской организации оставалась проблема кадров. Комсомол Луганщины направляет в пионерские отряды в 1928 году около 500 комсомольцев (имеется в виду для работы вожатыми)...
По состоянию на январь 1929 года состав работников юных пионеров Луганского округа выглядел так: всего руководителей 549 человек...

К сожалению, Пилипенко не отразил в своей монографии, какой же именно опыт работы луганских комсомольцев с пионерами, был распространён на Украине. При этом на стр. 37, после перечисления основных недостатков в работе с пионерами (см. выше), Пилипенко, скупо написал, что недостатки в работе с пионерами преодолевались, но как именно? Значительным улучшением руководства пионерами со стороны партийных и комсомольских ячеек?
11-12.05.1929 прошла IX окружная конференция луганского комсомола, на которой, в том числе рассматривалась работа с пионерами. Если проанализировать информацию, опубликованную в «Луганской правде» в преддверии этой конференции и после неё, то становится видно, что луганский комсомол даже на территории Луганского округа в течение 1928 года не смог распространить какой-то свой положительный опыт работы с пионерами (если, конечно, он вообще был). Так, например, было отмечено:
"Проблема руководства пионердвижением – одна из важнейших проблем, над которыми сейчас работают и комсомол, и пионерорганизация. Эта проблема ещё далеко не разработана и над разработкой её придётся работать значительное время. Прежде всего, один центральный, коренной вопрос – комсомольское руководство сейчас ограничивается на 99 % организационными вопросами (подбор работников, отчёты на бюро и собраниях) и ещё ни в какой мере не затрагивает воспитательной работы, досуга, работы в школе и т.д. Очень мало ячеек и даже комитетов ЛКСМУ, которые бы в полном об'ёме обсуждали вопросы пионердвижения, внедрения новых форм работы, проверили бы, что в этой области делают отдельные организации. Большая часть работников комсомола имеет весьма смутное представление о деталях работы пионеров. Это ещё в большей степени относится к секретарям комсомольских ячеек. Пионеры чрезвычайно болезненно реагируют на слабость комсомольского руководства. На всех без исключения собраниях, совещаниях, конференциях пионеры в один голос заявляют: "У нас плох вожатый", "Ячейка не обращает внимания..."
"...В [Луганском] округе замечается ослабление внимания со стороны партийных и комсомольских ячеек к руководству пионерской организацией. Пионерия же особенно нуждается в помощи со стороны партии и комсомола. Многие организации до сих пор не понимают задач, стоящих перед пионерской организацией, а это сказывается на низком качестве руководства, а иногда приводит к тому, что к подбору руководителей подходят механически. Во многих комсомольских ячейках до сих пор при выделении пионерработников рассуждают так: не нагружен комсомолец, значит надо послать его на пионерработу. Совершенно не учитывают, способен ли он, сумеет ли этот товарищ руководить пионерской организацией. Качество пионерских работников по округу оставляет желать лучшего. Из 315 человек пионерруководителей – всего 7 человек работают более 3-х лет на пионерской работе. Уровень политзнаний пионерруководителей низок. В большинстве это комсомольцы, прошедшие проверку по 1-й категории..."

При этом ещё с 1925 года все луганские комсомольские руководители на местах хорошо знали (ибо это постоянно говорилось на всех совещаниях и конференциях), что в пионервожатые нужно выдвигать политически грамотных комсомольцев, т.е., имевших по политобразованию не ниже 2-й категории политучёта, категорически отказавшись от частой их смены.
Нестыковка в цифрах количества пионерруководителей (315 и 549), вероятно, связана с тем, что в это понятие вкладывается не одинаковый смысл. Кроме вожатых, которые непосредственно работали в пионерских отрядах, в пионерском движении ещё были районные и окружные его руководители.

500 комсомольцев для работы с пионерами было мобилизовано в Луганском округе в декабре 1929 года, согласно постановлению ЦК ВКП(б) от 02.09.1929.

стр. 43:
С 1926 года формы летней работы на Луганщине несколько изменились. Вводятся летние площадки физкультурно-воспитательного типа с питанием. Только за лето 1926 года было организовано 60 площадок.

Эту информацию, думается, нужно было разместить раньше – на стр. 34, где Пилипенко написал о пионерских лагерях. При этом в монографии не написано, что детские площадки открывались с 1926 года вместо пионерских лагерей. Кроме того, он значительно преувеличил количество открытых площадок в 1926 году. В том году через оздоровительные площадки, работавшие всё лето, было пропущено – только 680 детей во всём Луганском округе. В 1927 году, когда на детскую летнюю оздоровительную кампанию было собрано гораздо больше средств, чем в 1926 году, в округе было открыто  32 детских площадки: 12 школьных (954 чел.), 7 дошкольных (245 чел.), 13 физкультурных (1094 чел.). В 1928 году было открыто 34 площадки. Таким образом, учитывая среднее количество детей, приходившихся на одну площадку в 1927-1928 г.г., можно сделать вывод, что в 1926 году в Луганском округе было открыто не больше 10-ти площадок (информации об общем количестве детских площадок, открытых в 1926 году, я информации в прессе не нашёл).

стр. 48:
Главным вопрос общественной деятельности пионерской организации всё больше становилась работа в школе... Начался массовый перевод пионерских отрядов на базу школы (1933-1935 годы). Отряды стали создаваться в каждом классе с 3-го по 7-й класс, объединяя каждый по 40 пионеров.... По существу, в [19]30-е годы все учащиеся были пионерами.

1. В действительности, стихийная перестройка пионерских организаций начала осуществляться с 1931-1932 учебного года, когда деятельность пионеров была нацелена на выполнение одной главной задачи – хорошо учиться и бороться за то, чтобы в школе не стало второгодников. И несмотря на то, что в стране ещё не были ликвидированы производственно-пионерские базы, созданные при предприятиях (это произошло в 1934 году), деятельность пионеров фактически постепенно стала осуществляться на базе школ: в городах – при фабрично-заводских семилетках и девятилетках (ФЗС и ФЗД), в сельской местности – при школах крестьянской молодёжи (ШКМ). Комсомольские производственные и колхозные организации стали как бы "подбрасывать" прикреплённые к ним пионерские отряды – органам народного образования (т.е. школе). Пика этот процесс достиг в 1933-1934 учебном году, когда во многих школах в стране пионерами стали руководить учителя и директора, а не самоустранившийся комсомол, что, конечно же, партией было признано ненормальным явлением.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 15.05.1934 «О структуре начальной и средней школы в СССР», были установлены следующие типы общеобразовательной школы: начальная, неполная средняя и средняя, таким образом, ФЗС, ФЗД и ШКМ были упразднены. Такое преобразование повлекло за собой и упразднение производственно-пионерских баз, хотя в течение 1934-35 учебного года многие пионерские отряды ещё продолжали числиться при предприятиях. Школьные пионерские отряды стали образовываться повсеместно с сентября 1935 года.
2. В пионеры принимались учащиеся 4-8-х классов.
3. В 1930-е г.г. информация о количестве пионеров и школьников в «Луганской/Ворошиловградской правде» публиковалась крайне нерегулярно, но те сведения, которые имеются, позволяют сделать вывод, что пионерами были только около половины школьников.
По состоянию на лето 1932 года на территории Луганского горсовета численность пионерской организации составляла порядка 15800 чел. (вместе с октябрятами), по состоянию на февраль 1940 года количество пионеров в Луганске было 16 тысяч чел., т.е. за 7 с половиной лет роста практически не произошло. При этом в 1931-32 учебном году в школах Луганского горсовета (района) училось 20 тысяч школьников, а осенью 1932 года к занятиям в школах района приступило 25500 детей. В сентябре 1936 года в Луганском районе приступило к занятиям порядка 42-х тысяч школьников (на 5000 детей больше, чем годом ранее) в 117-ти школах, из которых 26 школ (из них десятилеток – 10) было в самом Луганске. Таким образом, количество школьников в Луганске в 1930-е г.г. увеличивалось в среднем на 3 тысячи детей ежегодно (к 1941 году в Луганске было порядка 33-х школ, в каждой из которых училось не меньше 1000 детей), а количество пионеров из года в год оставалось, примерно, на одном уровне – 16 тысяч чел.
На стр. 67 Пилипенко написал: К 1940-1941 учебному году число учащихся в школах Ворошиловградской области... составило 336474 человек... В 1940 году... в Ворошиловградской области армия юных ленинцев составляла 167130 человек.

стр. 49:
На проходившем в 1932 году в г.Луганске окружном слёте юных пионеров делегаты со всех концов округа рапортовали о своём участии в ликвидации неграмотности, о помощи деревне, о многообразной воспитательной работе.

Поскольку Луганский округ был упразднён в сентябре 1930 года в ходе административно-территориальной реформы в стране, то в 1932 году в городе никак не мог проходить окружной слёт пионеров (в сентябре 1930 года Луганск был выделен в отдельную административно-хозяйственную единицу – Луганский городской совет, подчинённую непосредственно ВУЦИК, а с июля 1932 года – Донецкому (Сталинскому) облисполкому).

стр. 52:
В 1939 году в Ворошиловграде был открыт Дворец пионеров, который помещался на улице Пушкинской в бывшем здании торгового техникума...

Открытие Дворца пионеров в Луганске состоялось 07.11.1940, находился он в здании бывшей 4-й школы (ул. Карла Либкнехта, 68).

Кроме озвученных мной выше ошибок и неточностей, в монографии не отражено много различной информации, касательно 1920-1930-х г.г. – по причине отсутствия у Пилипенко достаточного количества источников информации за этот период времени.
Монография Пилипенко – "слабенькая", к сожалению. Вроде и работа им проделана большая, а результат получился весьма посредственный. На мой взгляд, на работу Пилипенко никак нельзя ссылаться, как на источник достоверной информации, и тем более считать её монографией, т.е. научной работой.

Последнее обновление страницы – 20.02.2025

Варианты
Навигация
Яндекс.Метрика