Организация детского движения
Большое количество беспризорных детей и в целом неорганизованной детворы безгранично разлито на просторах Республики, и среди него едва заметными не то что островками, а просто точечками виднеются одиночные детские учреждения – детдома, островки детских колоний, и пока ещё немногочисленные архипелаги "детских городков".
Ни одно государство, ни одна власть не ставила до сих пор себе целью охватить единой организационной связью это шумящее, прихотливое, строптивое, импульсивное детское море. Только власть трудящихся, только диктатура пролетариата провозгласила своими, родными – всех детей Республики. Всё это детское население имеет право на лучшее воспитание, и только наша бедность, наши трудности, наследие проклятого панского хозяйствования в стране, заставляет нас проводить в жизнь наш лозунг социального воспитания – постепенно, через сеть созданных детских учреждений.
Государство готовит армию новых красных педагогов, совершенствует аппарат существующих детских домов, искореняет в них старый панский дух филантропических "убежищ" для каких-то "байстрюков", и всё своё внимание концентрирует на организации детской самостоятельности. Не сочувствие к "несчастным" детям, не благотворительность, а настоящая работа по их организации, вокруг создания новой детской армии сильного, крепкого поколения рабочего населения.
Тут на сочувствии далеко не уедешь, тут нужны большая преданность, энтузиазм, великое стремление к труду, науке, ибо только знания и умения дадут плодотворные результаты.
Сети советских детских учреждений ещё ой как много всего необходимо. Самостоятельность детей выражается тут в самообслуживании и самоуправлении. Детские дома будто бы отмежёваны от жизни – они живут своей обособленной и часто-густо ещё полностью "приютской" жизнью, где дети сами по себе, а педагогический персонал – сам по себе. Детские дома даже между собой не поддерживают отношений – дети из них встречаются разве что на каких-то праздниках.
Недавно в Доме образования собрались молодые организаторы детей на доклад тов. Менжинской о детском движении и роли в нём учителей. Тут они узнали о детском движении в Германии и его начале на Украине. Заблуждение "аполитичности" воспитания уже давно развеялось и современное немецкое детское движение полностью политическое и революционное.
Детское сплачивание идёт одновременно по всем направлениям: в каждом детском доме образуются самодеятельные кружки́, которые потом об'единяются в районные, куда входят и неорганизованные дети. Сплачиваются дети просто на улице – во время революционных праздников, процессий, экскурсий. Именно экскурсии и являются одним из методов этого процесса, в ходе которых дети учатся смотреть на жизнь с определённой научно осознанной точки зрения. Улица, базар, одежда прохожих – всё даёт материал для размышлений о социальных контрастах, классовых противоречиях, классовой борьбе.
Нужны такие организаторы детей, которые бы в каждой мелочи разоблачали клеймо экономического фактора, давали бы выразительные ориентиры в хаосе жизни.
В Германии детское движение направлено против буржуазно-клерикальной школы и целой системы образования, против черносотенных учителей. У нас детское движение не противопоставляет себя советской школе и детским домам, а дополняет их, стаёт особенной формой внешкольной деятельности, об'единяет детское население с интересами, стремлениями рабочего класса, заостряет детское внимание на борьбе пролетариата.
Представители комсомола вполне естественно заявили, что они наиболее ближе стоят к делу, являющемуся частью комсомольской деятельности. Руководители детских домов подчеркнули, что детские движение помогает в организации работы в детских домах. В Харькове, где детское движение началось около 4-х месяцев назад, было об'единено 15 детских домов, и прошла городская детская конференция.
Ещё не совсем определены организационные формы детского движения. Почти везде губкомы выделяют молодых комсомольцев, которых прикрепляют к детским домам, откуда они и начинают работу. Такие детские коммунистические группы проводят политпросветительную работу, организуют представления, походы, втягивают в работу детей с улицы.
Во многих местах ещё приходится бороться со старыми буржуазными скаутскими уклонами (например, на Кременчугщине), а тут ещё «Юный пионер» борется с «Юным Спартаком».
В Донбассе комсомол совместно с Соцвосом и Всевобучем
организовал детские группы, в которых уделено внимание и спорту, и литературным произведениям, и беседам не о "Божем свете", а о жизни населения. Базой групп является клуб КСМУ.
В Николаеве проводится организация детгрупп, была городская конференция. В Одессе детское движения приняло форму массовых мероприятий: была демонстрация по поводу сбора налога на образование и манифестация по случаю приезда в Одессу итальянских коммунистов.
В Екатеринославе прошла детская конференция, был выбран детский городской совет и комиссии: хозяйственная, культурно-образовательная и спортивная. «Юный Спартак» об'единяет 24 группы в количестве более 670 детей.
На Подолье и в некоторых уездах
организованы группы «Юных пионеров». Тут прошла первая в Украине губернская конференция детей.
Сейчас детскому движению придаётся организационная законченность: будет одна форма – «Юный Спартак», а скауты и пионеры упраздняются. Главное внимание обращается не на увлечение спортом, а на политическое образование и естествознание опытным путём.
Начиная с детских домов, движение перекидывается на неорганизованное детское море: сами дети идут к своих беспризорным товарищам на улицу, протягивая им товарищескую руку для совместной работы. Освобождение от улицы станет делом самих детей, возглавляемых армией организованных, политически грамотных сверстников. Конечно, это долгий процесс. Сразу ничего не делается, однако, детское движение идёт победной волной, и никакая тёмная сила его не остановит.
Против стихии улицы формируется на наших глазах организованная детская стихия.
Мы все, советская общественность, должны каждый на своём месте всецело помогать нашим детям в их борьбе. Мы все должны интересоваться детским движением, как своим личным делом, и брать в нём определённое участие. Но на первом месте должна быть женщина-коммунистка, женщина-пролетарка. Женотделы до сих пор мало обращали внимание на детское движение.
В. Коряк
газета «Вісти ВУЦВК» за 21 декабря 1922 года
|