критические замечания по работам Анпилоговой Т.Ю.
(часть 2)
– «Сиротство и детская беспризорность на Луганщине в 1920-1930-х гг.: причины возникновения и пути преодоления» (2015 г.) Первая монография написана на украинском языке (по состоянию на сентябрь 2024 года она ещё находилась в свободном доступе в интернете), а вторая – на русском. Причину выхода второй монографии понять можно – изменение политической ситуации в Луганске, а их разное название говорит о том, что вторая монография была Анпилоговой подкорректирована и чуть дополнена, и поэтому она считает её отдельной работой, а не переводом первой.
Их оглавление – полностью одинаковое, хотя объём чуть разный. Смысл текста – одинаковый, но в отдельных местах передан немного разными словами. В интернете есть упоминание о том, что в журнале научных публикаций «Наследие» № 1 за 2016 год была опубликована статья Анпилоговой «Роль пионерской и комсомольской организации в политико-идеологическом воспитании детей в интернатных учреждениях Луганщины в 1920-1930-е гг.», однако, отыскать её мне не удалось. Поэтому я могу только ограничиться упоминаем этой статьи. При этом в указанных мной выше монографиях Анпилоговой есть раздел: «Политико-идеологическое воспитание детей из интернатных учреждений средствами пионерской и комсомольской организации», поэтому можно предположить, что статья Анпилоговой – это копия раздела из её монографий. Как известно, в силу ряда причин борьба с беспризорностью в стране растянулась на долгие годы, и эта борьба не возлагалась на пионеров, которые принимали в ней только посильное участие. Обращает на себя внимание с логической точки зрения текст введения к монографии в части источниковой базы исследования (стр. 7-13). Как уже известно из моих разборов некоторых работ Анпилоговой, в них очень большой процент брака. Перечислив базу своих источников, Анпилогова, наверное, как бы хотела этим сказать, что эта её монография написана на высоком научном уровне, и что она (Анпилогова), как профессиональный краевед, ничего в ней не придумала, а опиралась исключительно на достоверные первоисточники. Поскольку в целом монография Анпилоговой посвящена не участию пионеров в борьбе с беспризорностью, то упрекать её за некоторые "шероховатости" будет некорректно, но тем не менее. Общество «Друзей детей» было создано для финансовой помощи населения борьбе с беспризорностью (позже – финансовой помощи и пионерам), так как у советской власти было недостаточно для этого средств. Других задач у этого общества не было. При этом местные ячейки не имели своего отдельного счёта, а распределением всех финансов занималось окружное правление общества. Даже просто логически поразмыслив, разумеется, при этом нужно хорошо вникнуть в темы борьбы с беспризорностью и пионерии, можно прийти к выводу, что фраза: "К каждой ячейке «Друзей детей» прикреплялся отряд юных пионеров" – бессмысленная. Если пионеры были членами общества «Друзей детей», то это совершенно другое, если они в рамках ежегодных месячников перечисляли средства на счёт окружного общества «Друзей детей» и агитировали взрослых за это, то в этом случае пионерским отрядам не нужно было прикрепляться к местным ячейкам общества. И хоть я разбираю тематику, связанную с пионерами, а не борьбой с беспризорностью, но всё-таки вынужден прокомментировать вот этот абзац на стр. 44: Печально то, что Анпилогова, взявшись за написание монографии (!), как видно, не готова в принципе к научной работе в интеллектуальном плане. Как я уже написал выше, ячейки общества «Друзья детей» стали образовываться в Украине с марта 1924 года, а борьба с беспризорностью велась ещё с 1919 года, когда был образован Центральный совет защиты детей. В конце 1922 года он был преобразован в Центральный комитет помощи детям (ЦК Помдет). И те функции, которая Анпилогова в своей монографии возложила на общество «Друзья детей», они изначально были у Помдета. И общество «Друзья детей» было создано не вместо Помдета, а в дополнение к нему. «Друзья детей» – было общественной организацией, а Помдет – государственным учреждением (на местах – губпомдет, а позже – окрпомдет). Общественная организация в принципе не могла открывать, в частности, детские дома и приёмники-коллекторы. Она могла только перечислять средства на их содержание. Луганский окрпомдет открывал, в частности, коммерческие предприятия, доходы от которых шли на борьбу с беспризорностью: казино, лото, тир, бильярдную и пр. стр. 44: В рамках проведения летних оздоровительных кампаний для детей члены общества [«Друзья детей»] организовывали оздоровительно-воспитательные площадки для школьников и юных пионеров, физкультурные площадки, солярии для детей, больных туберкулезом, сельские площадки. Ещё раз повторюсь, теперь уже персонально для Анпилоговой, если она когда-то это прочитает: общественная организация «Друзья детей» не "бежала впереди паровоза" государственных органов и учреждений. Проведение летней детской оздоровительной кампании возлагалось на окрисполком и Луганский горсовет, которые ежегодно образовывали межведомственную комиссию по проведению детской летней оздоровительной кампании. Вас удивляет, что научный работник (Анпилогова) не видит разницы между общественной организацией («Друзья детей») и госучреждением (окрпомдет), между созданием детских площадок и их финансированием? А какая роль и значение рецензентов, указанных в монографиях? Они – такие же бестолковые, как и Анпилогова? Вот он истинный уровень луганской науки! Печально, однако. стр. 44: Правление общества «Друзья детей» направляло письма и обращения к различным социальным и профессиональным группам – рабочим, крестьянам, интеллигенции, красноармейцам – с предложением принять участие в борьбе с беспризорностью и оказать помощь детским домам. Письма-обращения направлялись и в бюро юных пионеров. В них говорилось о необходимости осуществления шефства над детскими домами и «укрепления смычки между детьми рабочих и детьми, воспитывающимися в детских домах» (ссылка на луганский архив). На мой взгляд, тут совершенно бестолково сформулирована мысль. Во-первых, в 1920-х г.г. все сёла на Луганщине и все учреждения имели шефов. Их назначала местная власть. Это делалось для того, чтобы у кого-то не оказалось несколько шефов, а у кого-то ни одного. Шефская помощь была разной, но за каждым, в том числе луганским детским домом был закреплён конкретный шеф. Во-вторых, в луганских детских домах были образованы пионерские отряды, и как в таком случае понять смысл выделенного мной абзаца – пионеры детских домов были в какой-то своей отдельной детдомовской пионерской организации, оторванной от жизни городских пионеров? На стр. 86. – начало раздела: "Организация оздоровления детей, трудовое
воспитание и подготовка выпускников детдомов и коммун к
самостоятельной жизни". Самый основной раздел монографии, связанный с пионерией, это: «Политико-идеологическое воспитание детей из
интернатных учреждений средствами пионерской и комсомольской организации» (стр. 97). стр. 98: В 1920–1922 годах при клубах, детских домах, школах зарождаются первые детские объединения – «Юные коммунисты», «Юношеская трудовая армия», «Юные спартаковцы» и другие. Одновременно продолжала существовать и активно приспосабливаться к новым условиям скаутская организация, которая соперничала с комсомолом за влияние на детей страны. Как я уже заметил выше, Анпилогова выбрала чёткие рамки своей монографии, которые отражены в её названии, это – территория Луганщины. Тут же она пишет о том, что было на территории страны и чего не было на Луганщине. На Луганщине не было скаутов в то время, зачем же их упоминать? стр. 98: губсоцвос должен был выписывать для детдомов газету «Юный Спартак». Я уже разбирал в своих прошлых статьях взаимоотношение пионеров и соцвоса, и размещал информацию о том, что не было согласованности в их работе в течение долгого времени. Когда была образована пионерская организация (1922 год), губсоцвос находился в Артёмовске (а не Луганске) и был упразднён в 1925 году в связи с ликвидацией Донецкой губернии. Средств на выписку луганскими пионерами всеукраинской газеты «Юный Спартак»/«Юный ленинец» не хватало. Одним из направлений работы луганских юных Спартаков (пионеров) в 1923-1924 г.г. являлось увеличение количества подписчиков на газету «Юный Спартак» (с 1924 года – «Юный ленинец»). По состоянию на декабрь 1923 года всеукраинская пионерская газета в Луганске выписывалась в количестве 104 экземпляров, из них только один экземпляр выписывался главсоцвосом, а пионеры детдомов сами должны были выписать для себя нужное им количество экземпляров пионерской газеты. На начало 1924 года для города было установлено задание – 250 экземпляров, выполнение которого было провалено: в январе 1924 года луганчане выписали только 15 экземпляров всеукраинской пионерской газеты. стр. 98: Еще в мае 1920 года на II съезде комсомола Украины обсуждался вопрос о роли и влиянии комсомола в школе... Это утверждение Анпилогова скопировала из своей статьи «Роль интеллигенции в воспитании молодёжи и зарождении пионерского движения в Донбассе в 20-годы ХХ столетия» (2006 г.), которую я разобрал на странице "критика ч. 3". Допустим, – обсуждал, и какой итог этого обсуждения? Она сказала "А", но где же "Б"? В монографии она сразу перескакивает на резолюцию от 19.05.1922 российского съезда комсомола. стр. 99: В УССР они [детские коммунистические группы] отличались пестротой и были представлены детскими «ячейками» комсомола, организациями «Юнтрудармия», «Юные коммунисты», «Детский интернационал», «Юные Спартаковцы», которые с лета 1922 года начали создаваться повсеместно. Такие группы действовали на Донбассе, Житомирщине, Черниговщине, Одессе, Киеве, Харьковщине и организовывались, как правило, при детских домах, школах, клубах. Наибольшую активность в создании детских организаций проявляли воспитанники детских домов. К январю 1924 года в пионерской организации УССР уже насчитывалось 50 тыс. детей. Тут Анпилогова снова выходит за границы тематики своей монографии, рассказывая о зарождении пионерского движения на Украине. Кроме того, воспитанники луганских детских домов и приёмников сначала дичились, приходящих к ним пионеров, и прятались от них под кровати. В конце 1924 года перед пионерами страны была поставлена задача – охватить в 1925 году пионерским движением все детские дома. Если бы детдомовские дети действительно проявляли бы наибольшую активность, то задача на 1925 год по их втягиваю в пионерское движение вообще бы не ставилась. стр. 100: Пионерское движение на Луганщине в 1920-е годы развивалось довольно сложно и противоречиво. Основной проблемой являлись слабая организация и отсутствие мотивации у местных комсомольцев, на которых и возлагалась основная работа по созданию и развитию пионерских ячеек на местах. Особенно трудно организовывалась сеть пионерских организаций на селе, где часто вся деятельность пионеров заканчивалась после образования кружка юных ленинцев. Очевидно, у Анпилоговой "зачесались руки" по написанию истории луганской пионерии, но она почему-то не стала писать отдельной своей монографии на эту тему, а впихнула всю информацию в монографию, посвящённую борьбе с беспризорностью, значительно выйдя за обозначенные рамки этой темы. Но, написав о сложности и противоречивости развития пионерского движения на Луганщине, Анпилогова должна была сравнить этот процесс с другими округами Донбасса. А как там у них развивалось пионерское движение? Что это за несовместимые друг с другом процессы или обстоятельства? Это чисто луганское явление? Чисто пионерское? (в том плане, были ли подобные противоречия в комсомоле и партии?) стр. 101: Их количество [пионеров] в Луганском округе постоянно менялась, из-за чего трудно отследить общую динамику увеличения количества юных пионеров на середину 1920-х годов. Например, в марте 1925 года их насчитывалось 983, в апреле – 1.308, в мае – 659 человек. Таким образом, выявить четкую положительную динамику увеличения числа местных пионеров в этот период не представляется возможным. Тут Анпилогова ссылается на заметку в «Луганской правде» от 11.09.1925. Я уже обратил внимание на то, что Анпилогова не умеет интерпретировать информацию из первоисточников. Она порой её значительно искажает, в результате теряется истинный смысл. стр. 101-102: Пионерская организация ставила своей задачей не только привлечение бывших беспризорников-воспитанников детдомов к своему движению, но и ликвидацию самого явления беспризорности и безнадзорности. Луганский городской комитет Юных Спартаков на одном из своих заседаний официально признал важной задачей пионерской организации ликвидацию беспризорности в Луганске в течение одного летнего сезона. Тут Анпилогова ссылается на информацию из монографии Пилипенко «Очерки истории областной пионерской организации Луганщины». Когда я разбирал эту монографию, то не стал комментировать этот чрезмерный юношеский максимализм. А если бы луганские пионеры постановили построить коммунизм в течение лета, Анпилогова тоже бы отразила этот факт в своей монографии, как будто что-то значащий? стр. 102: Пионеры помогали милиции и органам социального обеспечения изымать детей с улицы, уговаривать их прекратить бродяжнический образ жизни. Часто пионерские отряды в школах города брали на воспитание кого-либо из беспризорников. Странно, почему Анпилогова не написала, что это милиция и другие органы помогали луганским пионерам бороться с беспризорностью? стр. 103: Они [комсомольцы и пионеры] принимали участие в самодеятельных постановках, распространяли подписные листы, помогали в ликвидации неграмотности. Юные пионеры привлекались к проведению политических и хозяйственных кампаний на селе, усилению смычки между Красной Армией и рабочими, приобщению к пионерским отрядам «неорганизованных» детей, организации театральных представлений и концертов детской самодеятельности. Так, пионеры Енакиево организовали кружок «Красные галстуки» (наподобие «Синей блузы»), который занимался постановкой пьес, а пионерские отряды Дебальцево установили шефство над детьми, жившими в колониях, с целью привлечения их к пионерской организации. Тут приходится снова повториться о том, что Анпилогова засунула в свою монографию информацию, которая не имеет никакого отношения к борьбе с беспризорностью, а также к Луганщине. Почему-то её не смутило то, что Дебальцево и Енакиево – это не Луганский округ, а борьба с неграмотностью, это не борьба с беспризорностью, даже если она проводилась в детской колонии бывших беспризорных (учителя́ там не справлялись что ли со своей работой, и им помогали дети-пионеры и подростки-комсомольцы?). И только на стр. 103 Анпилогова приступила к изложению по сути этого раздела монографии: С целью идейно-патриотического и политического воспитания дети в колониях и детдомах привлекались к кружковой деятельности... (и далее по тексту) В конце монографии помещено ряд фотографии луганских пионеров, которые никакого отношения к борьбе с беспризорностью не имеют. Очевидно, именно так Анпилогова хотела подчеркнуть, что главной задачей пионеров Луганщины являлась борьба с беспризорностью. |
Последнее обновление страницы – 20.02.2025 |