«О работе комсомола в начальной и средней школе»
Постановление Х пленума ЦК ВЛКСМ
Пленум ЦК ВЛКСМ отмечает, что под руководством
большевистской партии и правительства советская
школа за последние годы добилась новых значительных
успехов.
В СССР внедрено в жизнь всеобщее обязательное
первоначальное образование на родном языке. Количество
учащихся в школах всех ступеней возросло
с 23814 тысяч в 1933/34 году до 33965,4 тысячи
в 1938/39 году. В городах и селах за 1933-1938 годы
построено 20607 новых школ. Советское учительство
выросло в мощную культурную силу советского воспитания
подрастающего поколения.
Наряду с этими успехами в школах имеются и
серьезные недостатки. Во многих школах успеваемость
части учащихся, главным образом по русскому
языку и математике, продолжает оставаться низкой,
не изжито еще второгодничество. В школах
имеют место нетерпимые факты недисциплинированности
учащихся, неправильного отношения с их стороны
к учителям, невнимательного отношения к урокам
и учебным заданиям.
Пленум ЦК ВЛКСМ считает, что ответственность
за указанные недостатки ложится на комсомол. Комсомол
в значительной мере устранился от задач успешного
воспитания и обучения детей, не ведет должной
работы в школах, рассматривая школу не как
важнейший участок работы комсомола, а как дело
второстепенное, не заслуживающее повседневного внимания
и заботы. Если би комсомольские комитеты понастоящему
руководили школьными комсомольскими и пионерскими организациями и повседневно занимались
вопросами школ, многие недостатки в работе
школ были бы ликвидированы. Вместо того чтобы
вникать в деятельность каждой комсомольской организации
школы, помогать ей повседневно повышать
успеваемость и сознательную дисциплину, регулярно
бывать в школах, на собраниях, вечерах учащихся,
комсомольские руководители передоверили эту работу
отделам школ и отделам пионеров.
В силу плохой работы комсомола в школе имеется
немало фактов, когда школьники-комсомольцы не
только не служат хорошим примером для остальных
учащихся, но сами являются неуспевающими.
Во многих комсомольских организациях существует
неправильное отношение к учителю. Учителю доверено
советским государством почетное дело коммунистического
воспитания и образования подрастающего
поколения. Без постоянной связи комсомольской
организации с учителем нельзя успешно вести работу
в школе. Однако вместо того чтобы помогать учителю,
работать с ним рука об руку, вместе добиваться
повышения успеваемости и укрепления дисциплины,
комсомольские организации в школах часто
отгораживаются от учителя, подменяют его и не
воспитывают правдивого отношения к нему со стороны
всех учащихся.
Работа с учащимися, не состоящими в комсомоле,
поставлена неудовлетворительно. Вместо того чтобы
брать на себя инициативу в создании различных
кружков, вовлекать всю массу учащихся в различные
мероприятия комсомола, объединять их и вести за
собой, комсомольские организации подчас отрываются
от них и замыкаются в себе.
Пленум ЦК ВЛКСМ особо отмечает неудовлетворительное
руководство со стороны комсомольских комитетов
пионерскими отрядами. Комсомольские организации
повседневно не занимаются пионерскими отрядами
и не знают их работы, вспоминая о них
только в дни каникул или накануне отправки детей
в лагеря.
В руководстве пионерами много шаблона и формализма.
Разносторонние запросы детей, их возрастные
особенности не учитываются. Работа пионерских отрядов, как правило, сводится к проведению сборов,
часто к тому же бессодержательных и скучных, что
сужает инициативу детей и мешает им проявить свои
способности.
Многие пионерские отряды не имеют подготовленных
вожатых. Существующая система подбора
пионерских вожатых, основанная исключительно на
привлечении комсомольских работников со стороны,
не связанных с данной школой и не имеющих педагогической
подготовки, себя не оправдала. Опыт ряда
школ показывает, что правильней привлекать на работу
старшими вожатыми учителей школ.
Широкие массы учащихся стремятся к проявлению
своих способностей во всех областях науки, техники,
искусства, спорта. Среди детей имеется огромное количество
изобретателей, музыкантов, чтецов, художников,
спортсменов. Советская школа создала широкие
возможности для удовлетворения этой инициативы
детей. Вместо того чтобы возглавить многостороннюю
самодеятельность учащихся, взять в свои руки
руководство детским самодеятельным творчеством
и тем самым развивать соревнование между школами,
между отдельными кружками в среде учащихся,
комсомольские организации и прежде всего их руководители
считают это делом второстепенным и мало
заботятся об организации показа творческой самодеятельности
детей в виде выставок детских работ,
смотров, детских олимпиад, концертов и т.д.
Пленум ЦК ВЛКСМ устанавливает, что перечисленные
недостатки явились результатом непонимания
комсомольскими организациями того, что школа есть
важнейший участок работы комсомола. Пленум
ЦК ВЛКСМ решительно осуждает недооценку работы
комсомола в школе.
Пленум ЦК ВЛКСМ постановляет:
1. Обязать комсомольские организации и их руководителей
покончить с недооценкой работы комсомола
в школе как с крупнейшим недостатком в работе
всего комсомола. Комсомольские организации
обязаны по-большевистски взяться за ликвидацию
крупных недостатков работы комсомола в школе и
в кратчайший срок обеспечить решительное улучшение деятельности школьных комсомольских организаций
и пионерских отрядов.
ЦК ВЛКСМ будет судить о результатах работы
каждой комсомольской организации прежде всего по
тому, как поставлены учеба и дисциплина в школе.
2. Предложить республиканским, краевым, областным,
окружным, городским, районным комитетам
комсомола коренным образом улучшить руководство
комсомольскими организациями школ. Обязать руководителей
местных организаций комсомола регулярно
бывать в школах и внешкольных учреждениях, чутко
и внимательно относиться к запросам учителей и
учащихся, оказывать им помощь и поддержку во всей
работе. Созывать активы учителей и учащихся, добиваясь
вместе с органами народного образования хорошей
и отличной успеваемости, укрепления сознательной
дисциплины в школе, всестороннего развития учащихся,
обсуждать на бюро и пленумах вопросы школ
и школьных комсомольских организаций.
3. Обязать комсомольские организации покончить
с имеющимися в отдельных комсомольских организациях
фактами неправильного отношения к учителям.
Привлекать учителей к обсуждению вопросов работы
комсомольских организаций в школе, опираться на их
опыт и знания. Вовлекать передовую часть молодых
учителей в комсомол.
4. Всемерно расширять социалистическое соревнование
между школами за лучшую успеваемость и
дисциплину. В этих целях считать целесообразным на
районных учительских совещаниях и конференциях,
наряду с отчетами заведующих районными отделами
народного образования, заслушивать доклады отдельных
школ и передовых учителей.
Обязать районные, городские, областные комитеты
комсомола активно участвовать в подготовке и проведении
учительских совещаний и конференций и добиваться
широкого распространения опыта передовых
школ и учителей, выявляемого на этих конференциях.
5. Обязать областные, городские, районные комитеты
комсомола принимать активное участие в решении
хозяйственных вопросов школ, помогать органам
народного образования в снабжении школ учебными
пособиями, топливом, инвентарем. Принять меры к улучшению работы школьных столовых, качества
завтраков. В тех сельских местностях, где учащиеся
проживают далеко от школы, добиться обслуживания
их транспортом.
6. Обязать ЦК ВЛКСМ, ЦК комсомола союзных
республик, обкомы содействовать органам народного
образования в дальнейшем повышении политического
уровня и деловой квалификации учителей, в ознакомлении
их с произведениями литературы, искусства,
с новыми открытиями науки и техники.
7. Для развития творческого соревнования между
учащимися и поощрения их способностей в различных
видах искусства, литературы, техники пленум
ЦК ВЛКСМ рекомендует проводить совместно с органами
народного образования районные, городские,
областные выставки детского творчества, а также
районные, городские, областные смогры детской художественной
самодеятельности. Выставки и смотры
должны являться одним из показателей того, как местные
организации комсомола руководят всем многообразным
самодеятельным творчеством детей.
8. Поддержать инициативу ряда школ Московской,
Ленинградской и других областей по созданию
плодовых садов, а также по разбивке опытных участков,
огородов, цветников. Районным, городским, областным
комитетам комсомола оказать всемерную
помощь школам в этой работе.
9. Обязать райкомы, горкомы, обкомы комсомола
покончить с крупнейшими недостатками в работе пионерских
организаций, изменить существующую систему
подбора пионерских вожатых. Установить, что
старшие вожатые пионерских отрядов в школах, как
правило, должны подбираться из учителей и, во всяком
случае, из лиц, имеющих педагогическую подготовку.
Вожатыми пионерских отрядов в 3-4-х классах
могут быть комсомольцы с образованием не ниже 6-7 классов, вожатыми отрядов в 5-6-х и 7-х классах –
комсомольцы с образованием не ниже 7-8 классов.
10. Отмечая неудовлетворительное освещение вопросов
работы школы «Комсомольской правдой» и
местной комсомольской печатью, обязать «Комсомольскую
правду» и все редакции комсомольских газет
обеспечить широкое распространение опыта работы передовых школ, учителей, школьных комсомольских
организаций, учащихся-отличников.
11. Объединить во всех обкомах, окружкомах,
крайкомах, ЦК ЛКСМ союзных республик и
в ЦК ВЛКСМ существующие отделы учащейся молодежи
и отделы пионеров в единые отделы школьной
молодежи и пионеров.
газета «Комсомольская правда» за 10 января 1940 года
|