Перейти к: навигация, поиск
критические замечания по работам Анпилоговой Т.Ю. (часть 1)

«Роль интеллигенции в воспитании молодёжи и зарождении пионерского движения в Донбассе в 20-годы ХХ столетия» (2006 г.) – статья;
«Пионерское лагерное движение как форма политико-идеологического и воспитательного влияния на советскую молодёжь» (2009 г.) – статья;
«Сиротство и детская беспризорность на Луганщине в 1920-1930-х гг.: причины возникновения и пути преодоления» (2015 г.) – монография;
«Детская беспризорность на Луганщине 1920-1930-х гг.: генезис и пути ликвидации» (2016 г.) – монография;
«Организация летнего отдыха и оздоровления детей Луганщины в 1920-1930-е гг.» (2016 г.) – статья;
«Роль пионерской и комсомольской организации в политико-идеологическом воспитании детей в интернатных учреждениях Луганщины в 1920-1930-е гг.» (2016 г.) – статья.
Также Анпилогова написала несколько статей о преподавателе ДИНО Бельском Ф.А., в которых она, в том числе отразила его роль в пионерском движении на Луганщине.

В целом пионерская тематика довольно объёмная, и из неё можно выделить отдельные темы для более углублённого изучения. Например, скажем, такие: детская журналистка, организация летнего отдыха детей, художественная самодеятельность, техническое творчество, военизация, детские экскурсии и туризм. Всё это называется формами работы с пионерами.
Названия работ Анпилоговой говорят о том, что цели изучить историю пионерского движения на Луганщине она перед собой не ставила, а занималась она только изучением некоторых форм работы с пионерами.


«Роль интеллигенции в воспитании молодёжи и зарождении пионерского движения в Донбассе в 20-годы ХХ столетия»

Статья была опубликована в общественно-политическом научном сборнике «Интеллигенция и власть» № 6 за 2006 год в серии «История» (этот сборник выпускается в Одесском политехническом университете с 2003 года; сборник выходит дважды в год на украинском языке в сериях «Социология», «История», «Политология»).

В сети можно найти информацию о том, что в 2006 году Анпилогова Т.Ю. написала диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук по теме «Гуманитарная интеллигенция Донбасса периода новой экономической политики (1921-1928 гг.)» (её защита состоялась в январе 2007 года), которая была посвящена проблеме формирования советской гуманитарной интеллигенции в Донбассе в 1920-е г.г. и её использования в политике советской власти.
По дате и названию диссертации и первой статьи Анпилоговой по пионерии нетрудно понять, почему её первая работа оказалась связана именно с интеллигенцией – у неё уже был собран соответствующий материал.

В автореферате к своей диссертации Анпилогова написала: Полученная модель гуманитарной интеллигенции не отвечала всем требованиям советской власти, что отразилось на результатах её использования. Большинство её представителей имели низкий культурный и квалификационный уровень, были беспартийными и лишь внешне лояльно относились к власти. Кроме того, интеллигенция Донбасса на протяжении 1920-х годов была перегружена огромными объёмами общественной работы, находилась в тяжелейшем экономическом положении, испытывала сильное давление со стороны партийных ячеек и местных органов власти, что приводило к духовному упадку и деморализации многих её представителей...
Жёсткая регламентация в области культуры со стороны партийной власти и отдельные направления ее политики (как, например, политика украинизации, кооперации на селе, антирелигиозная политика и т.д.), методы осуществления которых отличались принудительностью и жесткостью, приводили к устрашению интеллигенции, боязни выделиться из общей массы или вообще к разочарованию в советской власти и возникновению оппозиционного отношения к ней у некоторых представителей интеллигенции.
Новая интеллигенция приобрела совершенно иной облик и статус в обществе, превратившись из элитарного слоя в социально пренебрегаемую классовую прослойку
.

А теперь вопрос, какую роль такая "вшивая" интеллигенция, в интерпретации Анпилоговой, сыграла в развитии пионерского движения на Луганщине, – положительную или отрицательную, значимую или нет?


Придя к власти на Украине, большевики развернули активную деятельность по реорганизации системы образования. Они хорошо понимали роль школьных и внешкольных молодежных организаций в процессе воспитания молодежи – будущих советских строителей социализма. Поэтому важное место в этом процессе отводилось комсомольским и детским коммунистическим организациям, которые стихийно создавались в России и на Украине.
О понимании партией их значимости свидетельствует внимание, уделяемое большевиками этому вопросу. Ещё в мае 1920 года на II съезде комсомола Украины обсуждался вопрос о роли и влиянии комсомола в школе [2].

По источнику информации видно, что Анпилогова воспользовалась работой 1963 года издания, а не самими материалами II съезда комсомола Украины, которой прошёл 11-16.05.1920. Ознакомиться со всеми материалами этого съезда мне не удалось, но в тех, что оказались доступны, никаких вопросов, связанных с воспитанием школьников (детей), не обсуждалось (речь Зиновьева Г.Е. на съезде «К молодежи Украины»).
Если брать непосредственно Донбасс, то данный вопрос на первом губернском съезде комсомола Донбасса (16-20.04.1920) не обсуждался.
В начале августа 1920 года в Луганске был образован ученический клуб, в котором ученики луганских гимназий проводили свой досуг. 19 августа развлекательная вечерняя программа в школьном клубе подверглась критике, как буржуазная, и не отвечающая духу советского времени. Навести порядок с досугом школьников-старшеклассников в клубе во время летних каникул, обратились к работникам Наробраза (а не к комсомолу). А это говорит о том, что комсомольцы Луганска совершенно не проводили в то время никакой политико-просветительной работы со школьниками. И в этом нет ничего удивительного, так как согласно декларации Народного Комиссариата просвещения УССР «О социальном воспитании детей» от 01.07.1920, проведение соответствующей работы возлагалось на работников народного образования.
В конце июля 1920 года комсомол Донбасса поразил глубокий кризис, который явился следствием того, во многих ячейках стали царить разгильдяйство, расхлябанность, шкурничество и разврат. Было принято решение провести чистку всей организации от примазавшихся мелкобуржуазных и мещанских элементов. С 8 по 15 августа 1920 года была проведена перерегистрация всех комсомольцев города Луганска (позже и комсомольцев всех районных организаций в Донецкой губернии). Непрошедшие перерегистрацию были исключены из комсомола.
На втором губернском съезде комсомола Донбасса (11-15.09.1920), состоявшемся после чистки, обсуждался вопрос «Народное просвещение и социальное воспитание молодёжи», но он касался комсомольцев (молодёжи). В то время сами комсомольцы ещё не были готовы к тому, чтобы воспитывать детей в коммунистическом духе.


Началось активное создание детских коммунистических отрядов по всему СССР под руководством комсомола и под контролем партии. Детские коммунистические организации... стали активно распространяться с лета 1922 повсеместно: они действовали в Донбассе, Житомирщине, Черниговщине, Одессе, Киеве, Харьковщине и основывались, как правило, при детских домах, школах, клубах...
Среди детских организаций наиболее активную работу вели юные спартаковцы, которых было большинство и в Донбассе. В эту организацию принимали детей в возрасте от 10 до 15 лет. Первая организация "Юные Спартаковцы" была организована в Бахмуте (Артемовске) в 1921 году; в Мариуполе детская коммунистическая организация была в виде секции при уездном комитете комсомола; в Луганске действовали так называемые легионы, которые делились на отряды; в селе Привольном Славянского района были созданы так называемые "овцеводческие звенья", которые летом пасли скот, а зимой устроили в селе "ленинские клубики". По своей структуре все эти группы в основном напоминали комсомольские ячейки.
Широкие организационные мероприятия, принятые партийной и комсомольской организациями, привели к быстрому росту количественного состава юных пионеров СССР и Украины. В июле 1924 г. в СССР насчитывалось 200 тыс. пионеров, а в Украине на декабрь 1924 пионерами были более 200 тыс... К январю 1926 года пионерская организация Украины имела в своих рядах уже 370 тыс. членов. Возрастала и численность пионерской организации Донбасса. Так, в апреле 1924 года в одном только Сталино насчитывалось 2600 пионеров.

Тут нужно обратить внимание на название статьи Анпилоговой, в котором она сделала акцент не просто на зарождении пионерского движения на Донбассе, а – о роли интеллигенции в этом процессе. Но, как видно из текста статьи, Анпилогова ничего не написала об интеллигенции. Дело в том, что интеллигенция вообще не принимала никакого участия в зарождении (возникновении) пионерии на Донбассе, поэтому само название статьи является некорректным. Оно должно звучать так: «Роль интеллигенции в воспитании молодёжи и развитии пионерского движения в Донбассе в 20-годы ХХ столетия». Это, во-первых.
Во-вторых, вполне отчётливо видно, что Анпилогова описала процесс зарождения пионерии – в целом по всей Украины, а Донбасс она только упомянула как бы между прочим, как часть Украины. В то время, как исходя из названия статьи, акцент в ней должен был сделан именно на Донбассе. За Анпилогову сейчас это сделаю я. Первые детские группы коммунистической направленности на Донбассе возникли: в Бахмуте (декабрь 1921 года), Мариуполе (июль 1922 года), Луганске (октябрь-декабрь 1922 года) и Юзовке (весна 1923 года). Что касается пастушьих звеньев в селе Привольном Славянского района, то они были образованы позже – летом 1925 года. Тогда вопрос стоял не только в том, как проводить соответствующую работу среди сельских детей, но и как не отрывать их от учёбы в школе.
Количественно пионерия Донбасса росла так: по состоянию на январь 1923 года в Донбассе было – 1345 пионеров, на 01.03.1924 – более 6 тысяч пионеров, на апрель 1924 года – более 10 тысяч пионеров, на 01.06.1924 – 15 тысяч пионеров (из них 250 чел. – в Старобельском округе), на январь 1925 года – порядка 43-45 тысяч пионеров, на май 1925 года – 60 тысяч пионеров (из них 3000 чел. – в Старобельском округе).


Детские коммунистические организации действовали во всех уголках Союза.... в УССР они отличались своей пестротой и были представлены детскими "ячейками" комсомола, организациями "Юнтрудармия", "Юные коммунисты", "Детский интернационал", "Юные Спартаковцы", которые стали активно распространяться с лета 1922 повсеместно: они действовали в Донбассе, Житомирщине, Черниговщине, Одессе, Киеве, Харьковщине...

Анпилогова не написала, что в середине декабря 1922 года в Харькове при председателе Главсоцвоса Украины Менжинской Л.Р. состоялось всеукраинское совещание по вопросу детского движения, на котором было принято решение о том, что в дальнейшем на Украине коммунистическое детское движение будет развиваться под названием «Юный Спартак», а скауты, юные пионеры и др. – упраздняются. В 1923 году пионерские организации в Украине назывались детскими ячейками (группами) юного Спартака, и словосочетание "юный пионер", как в РСФСР, уже не употреблялось. В конце 1923 года комсомолом была утверждена единая структура для спартаков-пионеров: ячейка (отряд), состоящая из звеньев. Этому же вопросу было уделено внимание и на I всеукраинском совещании по детдвижению (22-29.02.1924), на котором всё было приведено к единообразию на территории Украины.


После смерти В.Ленина 21 января 1924 года, началось объединение детских коммунистических групп в единую организацию. Экстренный Пленум ЦК РКСМ, состоявшийся 23 января этого же года, постановил переименовать существующие в СССР группы Спартака в "Детские коммунистические группы юных пионеров имени товарища Ленина". Менялось не только название – началась унификация всей сети пионерской организации, её структуры и деятельности. По всей республике была проведена реорганизация ячеек юных спартаковцев в коллективы юных пионеров.

С февраля 1924 года юные Спартаки в Украине стали называться – юными ленинцами (ЮЛами), а не юными пионерами. Юными пионерами они стали называться с 1925 года.


На январь 1926 года пионерская организация Украины имела в своих рядах уже 370 тыс. членов...
Организация идеологического, воспитательного воздействия на детей и подростков включала в себя несколько форм работы. Первое из этих направлений работы выступал в форме теоретической разработки методики воспитания, средств воспитательной работы, наполнения содержания учебно-воспитательного процесса коммунистической идеологией. Эту работу выполняли педагогические комиссии, созданные при педтехникумах, педкурсах и пединститутах. Для наглядности новых форм обучения при пединститутах создавали педагогические музеи и выставки. Один из таких педмузеев был образован при Донецком институте народного образования (далее – ДИНО). Штат музея состоял из заведующего, профессора педагогических дисциплин Ф.А.Бельского и лаборанта Ф.М.Красильникова. Среди кружков, действовавших при ДИНО, был кружок детского движения, возглавляемый преподавателем института, профессор Ф.Бельский. Проблемами методики преподавания и воспитания молодежи занимались преподаватели К.М.Бельская, А.Д.Буравцова, К.А.Коликова. Преподаватели украинского языка высших учебных заведений и школ активно привлекались к работе по украинизации пионерии Донбасса, которая повсеместно проводилась в [19]20-е годы...

Как сама упомянула Анпилогова, только значительный рост пионерской организации выдвинул задачу уточнения принципов и форм пионерского движения, его координации с учебно-воспитательной деятельностью школы, а значит – участию интеллигенции в дальнейшем развитии пионерского движения.
04.08.1924 Оргбюро ЦК РКП(б) приняло постановление «О пионерском движении», в котором подчеркивалось, что основная задача этого движения – быть школой коммунистического воспитания. Постановление отмечало в качестве существенного недостатка, что движение не связано со школой, и указывало, что большинство наших педагогов до сих пор не понимает значения пионерского движения и не идет ему навстречу. Поэтому, первоочередной задачей Наркомпроса и комсомола Оргбюро ЦК РКП(б) считало разработку вопросов о практической увязке и согласовании работы пионерских организаций со всей системой социального воспитания, широкую популяризацию детского движения в учительских массах.
На III всеукраинской конференции по педагогическому образованию (01-07.10.1924) было принято решение о введении в программу факультетов социального воспитания в институтах народного образования (в Украине их было 12) учебного курса по детскому коммунистическому движению (с 1925 года). При этом согласованности между пионерскими отрядами и школой кое-где ещё не было в течение нескольких лет.
Что касается ДИНО... о роли его студентов, выпускников и преподавателя Бельского Ф.А. в развитии пионерского движения на Луганщине, см. на сайте отдельную статью – на странице "критика ч. 5".


Дальше Анпилогова затрагивает в своей статье различные вопросы развития пионерского движения, при этом, на мой взгляд, очень широко раздвинув понятие "интеллигенция", и в конце статьи она сделала вывод:
И именно представители интеллигенции – работники культурно-образовательных учреждений, прессы, медики, преподаватели-ученые, учителя и работники детских домов, студенты и партийные общественные работники – были теми, кто формировал под пристальным контролем партии общественно-политическую позицию и коммунистическое мировоззрение подростков и юношей Донбасса.

Пионерская организация Луганского округа (пионеры и октябрята) насчитывала в своих рядах: по состоянию на январь 1926 года – 13 тысяч детей, на февраль 1926 года – 17 тысяч детей, на апрель 1926 года – 20 тысяч детей, на ноябрь 1926 года – 23 тысячи 700 детей (428 отрядов), на январь 1927 года – 20 тысяч детей (о количестве учеников в школах округа в 1926-27 уч. году информация публиковалась противоречивая: и – 52 тысячи, и – 57 тысяч, и – 64 тысячи детей), на сентябрь 1927 года – 22 тысячи детей, на март 1928 года – 19 тысяч 700 детей (328 отрядов), на январь 1929 года – почти 23 тысячи (394 отряда) (на сентябрь 1928 года в школах Луганского о́круга училось 67 тысяч детей), на август 1929 года – 24 тысячи детей. Если взять отдельно Луганск, то по состоянию на март 1928 года в школах города училось 7118 детей, а в пионерской организации по состоянию на январь 1928 года было 1955 чел. Таким образом, социально пренебрегаемая классовая прослойка как ни старалась, но поднять количество пионеров на Луганщине в течение второй половины 1920-х г.г. больше, чем на треть от общего количества школьников, так и не смогла.
Из статьи Анпилоговой совершенно непонятно, этот показатель (количество пионеров) как нужно считать – достижением луганской интеллигенции, или же провальной работой в следствие её низкого культурного и квалификационного уровня? Ответ на этот вопрос она дала позже.
В своих монографиях о борьбе с детской беспризорностью, Анпилогова, в частности, написала:
стр. 94 (монография 2015 года) и стр. 100 (монография 2016 года): Пионерское движение на Луганщине в 1920-е годы развивалось довольно сложно и противоречиво. Основной проблемой являлись слабая организация и отсутствие мотивации у местных комсомольцев, на которых и возлагалась основная работа по созданию и развитию пионерских ячеек на местах.



«Пионерское лагерное движение как форма политико-идеологического и воспитательного влияния на советскую молодёжь» (2009 г.)
«Организация летнего отдыха и оздоровления детей Луганщины в 1920-1930-е гг.» (2016 г.)

Две свои статьи Анпилогова написала на одну и ту же тематику – организация летнего отдыха детей (пионеров).

Первая её статья была опубликована в журнале Луганского педуниверситета – «Вестник» № 21 за 2009 год (стр. 4-8), вторая – была подготовлена для международной конференции по теме «Детское и молодежное движение: история и современность», которая прошла в Костроме в 2016 году. На эту конференцию луганские краеведы подготовили ряд материалов, в том числе и Анпилогова – стр. 32-36.
Из названий статей видно, что в первой из них был сделан упор на политико-идеологическом характере летнего отдыха пионеров, во второй – на оздоровительном, причём она тут охватила не только пионеров, которых было в 1920-е г.г., примерно, 30 % от общего количества школьников, но и полностью всех детей (в течение 1930-х г.г. процентное количество пионеров увеличилось до 50 %).

Свою первую статью, перейдя к её сути, она начала с утверждения: Одной из форм осуществления интенсивного политико-идеологического и воспитательного воздействия на детей и молодежь во внеучебное время было создание детских пионерских оздоровительных и трудовых лагерей, призванных организовывать досуг детей, наполняя его общественно полезным трудом и мероприятиями, направленными на физическое развитие, формирование здорового образа жизни, повышение политического и идейного уровня будущих строительных коммунизмов.
Организованное пионерское лагерное движение Донбасса берет свое начало в 1925 году, когда дети под руководством своих пионерских и комсомольских вожаков начали устраивать свой летний отдых вне города или поселка, располагаясь во временных лагерях-кочевках, сооруженных на лесных полянах или берегах.

Тут дело в том, какой смысл вкладывала Анпилогова в понятие "Организованное пионерское лагерное движение". Пионерские лагеря были образованы на Донбассе и в 1923 году, и в 1924 году, причём их образование в эти годы в целом не носило стихийного характера (о них написано ниже).
Вторая статья начата так: Задача по оздоровлению детей, поставленная партийным руководством ряду ведомств в 1920-е годы, обусловила необходимость создания единой системы детских оздоровительных учреждений.
Таким образом, несмотря на то, что обе статьи как бы посвящены одной теме, но фактически они разные, это касается и временного периода. Но у них есть общая точка соприкосновения – пионерские лагеря. Сначала Анпилогова утверждала, что пионерские лагеря создавались с главной целью – не прерывать на лето политико-идеологическое воспитание пионеров, а потом – что главной их целью являлось оздоровление пионеров: Еще одним видом оздоровления и отдыха детей и подростков было их пребывание в летних пионерских лагерях.
В первой статье, если брать период до начала Великой Отечественной войны, то там информация дана только за один 1925 год, и только одно это является основным недостатком статьи. Учитывая, что вторая статья Анпилоговой по периоду 1920-1930-е г.г. более информативна, то далее разбирать я буду её.

стр. 33:
В сети... учреждений УССР можно условно выделить две группы заведений: массовые оздоровительные (оздоровительные площадки, физкультурные базы, пионерские лагеря, детские оздоровительные колонии, дома отдыха подростков и дома отдыха пятого дня (на выходные) для подростков) и оздоровительные учреждения санаторного типа (санатории, оздоровительные группы в школах, дневные санатории для школьников, ночные санатории, школы-санатории для психоневротикив).

Анпилогова выделила основные виды летнего оздоровления детей и подростков в Украине, хотя должна была ограничиться только Луганщиной. Дальше в статье она останавливалась подробнее на каждом. Начала она с домов отдыха и санаториев:
Самые крупные и известные санаторно-лечебные учреждения располагались в киевской пригородной зоне, а также Одессе, Бердянске, Славянске, Скадовске и других курортных местностях. Далеко не все дети Луганщины в межвоенный период имели возможность отдохнуть летом в санаториях, или получить должное оздоровление. Этому мешало как скудное государственное финансирование, так и голод, охвативший УССР, в начале 1930-х годов.
И тут становится понятно, почему она вышла за границы Луганщины. Во-первых, по её мнению, на территории Луганщины не было создано для детей ни домов отдыха, ни санаториев. Во-вторых, дети в эти учреждения, расположенные за пределами Луганщины, стали направляться только с 1932 года (см. таблицу). Также обращает на себя внимание краткость информации об этом виде оздоровления луганских детей.

Также кратко она написала и о детских дачах, и о площадках:
стр. 34:
Жители городских детдомов, как правило, переезжали летом на дачи. Например, воспитанники луганского детского дома № 2... в 1935 году в течение двух месяцев отдыхали на даче в с. Красный Яр.
Городские дети из обычных семей в большинстве своем имели возможность оздоровиться только на школьных площадках. В Луганске к концу 1920-х годов действовало семь таких площадок, в частности, в Парке им. 1 мая, в парке при клубе металлистов и др. В 1930-е годы именно школьные площадки стали наиболее распространенной формой оздоровления и отдыха детей.

Учитывая, что о пионерских лагерях (о них речь пойдёт ниже) Анпилогова написала гораздо больше, то значит, что у неё практически не было информации об организации летнего оздоровительного отдыха детей на Луганщине в 1920-1930-е г.г., кроме пионерских лагерей. И тут возникает главный вопрос: если нет информации, зачем браться за статью с такой расширенной тематикой?

В течение 1920 года Луганск был центром Донецкой губернии, и именно в 1920 году на Луганщине при советской власти был впервые организован летний оздоровительный отдых для детей (и работающих подростков). А потом из-за голода, борьбы с бандитизмом и восстановительного периода летний отдых для луганских детей местной властью не организовывался в течение нескольких лет.
В 1920 году для детей с ослабленным здоровьем были открыты: губернская загородная колония в селе Александровка (сейчас – город Александровск), кроме того, луганские дети направлялись и в Таганрогский детский санаторий (100 мест); рабочие-подростки по заключению врачебной комиссии направлялись на отдых в летние колонии отдыха, которые должны были открыться на территории Донецкой губернии (были ли они открыты, информации нет).
Для дошкольников (4-8-летнего возраста) были открыты детские площадки: в Луганске четыре – в садах (так в то время назывались парки): 1-го Мая, Железнодорожном и Ботаническом, а также на бывшей даче Попова (сейчас – территория бывшего хлебозавода № 1, ул. Кирова, 2). По состоянию на август 1920 года в Луганском районе (без учёта г. Луганска) в ведении районного отдела народного образования (райнаробраз) было 5 детских площадок (и ещё 4 площадки, находившиеся в ведении губнаробраза, были в Луганске). Всего эти 9 площадок охватили порядка 1300 детей. Также детские площадки были открыты и в других районах Донецкой губернии.
Что касается школьников, то организацией их летнего отдыха в 1920 году не занимались в связи с тем, что они были привлечены на сельхозработы в составе ученических трудовых дружин (они были образованы во всех 13-ти районах губернии) и были задействованы на работах по уходу за пришкольными огородами.

С учётом того, что к середине 1920-х г.г. в Луганском округе было порядка 60 % подростков, испытывающих проблемы со здоровьем, в начале 1926 года был поднят вопрос о необходимости организации для них оздоровительной летней кампании. В 1926-1927 г.г. в станице Каменской (сейчас – г. Каменск-Шахтинский Ростовской области) Луганским окружным комитетом комсомола была открыта оздоровительная колония для работающих подростков с ослабленным здоровьем, в которой отдыхали и луганские пионеры – по 30 чел. каждый год. С 1928 года эта колония была открыта на базе закрытого Веселогоровского дома отдыха. В 1928 году тут отдохнуло 106 детей. Информации о количестве детей, пребывавших там в другие годы, информации не имеется. В 1929 году Луганский окружной совет профсоюзов принял решение закрыть колонию в Весёлой Горе, и перенести её в с. Макаров Яр, но данное решение не было претворено в жизнь (до какого года работала эта колония, информации нет).
Что касается летних детских площадок для детей дошкольного и младшего школьного возрастов, о которых Анпилогова в своей статье в общем-то ничего не написала, то подробнее о них можно почитать тут, а ниже – кратко:
Летом 1924 года при Луганском тубдиспансере была открыта летняя площадка для больных детей. В 1925 году в Луганском округе всего было открыто 7 детских площадок (из них 3 – в Луганске). В 1926 году собранных средств хватило на оздоровление только порядка 800 детей, из которых 680 чел. побывали на детских площадках, 117 – на курортах.
В течение лета 1927 года в Луганском округе всего было оздоровлено 2493 ребёнка: 2293 чел. – на площадках (12 площадок с питанием, через которые прошло 954 чел.; 13 физкультурных площадок – 1094 чел., 7 дошкольных площадок – 245 чел.), 60 чел. – в дневном санатории, 30 чел. – в доме отдыха (окружной колонии рабочей молодёжи), 110 чел. – на курортах.
В 1928 году на оздоровительную кампанию было собрано 50 тысяч руб., которых хватило на то, чтобы охватить только около 4 % детей школьного и дошкольного возрастов. По предложению межведомственной комиссии по организации оздоровительной кампании, в Луганске была открыта показательная детская площадка, на которой дети пребывали 12 часов. На эту площадку принимались слабые и туберкулёзные дети. Она была организована на средства ЕРМК (10 тысяч руб.), на курорты было отправлено – 76 детей.
На 1929 год ставилась задача собрать 80 тысяч рублей. Эта сумма давала бы возможность охватить оздоровительными мероприятиями около 6 % детей. По примеру прошлого года была открыта площадка ЕРМК для больных детей на 45 чел.

Теперь о пионерских лагерях.
стр. 34: Еще одним видом оздоровления и отдыха детей и подростков было их пребывание в летних пионерских лагерях. Пригородные пионерские лагеря, организованные комитетами комсомола и юных пионеров, впервые были открыты на Луганщине летом 1923 года. Они еще не были стационарными и обустраивались самими пионерами с помощью комсомольцев. Отдых в них длился от нескольких дней до нескольких недель. Только за лето 1924 г. в 30 таких импровизированных лагерях региона отдохнули почти 9 тыс. пионеров. Летом 1925 пионерские лагеря начали открывать повсеместно, а пребывание в них детей стало более организованным. Теперь лагеря создавались по инициативе взрослых при содействии пионерской и комсомольской организаций. Так, для открытия трех лагерей-коммун по 500 пионеров в Старобельском округе в 1925 году окружное бюро юных пионеров выделило как материальные средства, так и «культурные силы». Заранее были обследованы места для лагерей, произведен медосмотр детей, серьезная организационная и воспитательная работа. Лагеря организовывались таким образом, чтобы в них могли попасть пионеры из каждого района округа.

В 1923 году Артёмовске (Бахмуте) прошли первые губернские съезды детской организации «Юный Спартак» Донбасса (04-09.06.1923) и работников детского движения Донбасса (30.06-08.07.1923), на которых был намечен план летней работы, в том числе и по организации палаточных лагерей-коммун. Их в 1923 году было образовано на Донбассе порядка десяти (в том числе и луганский) – в среднем по одному лагерю на один район (за исключением сельских районов, в которых тогда было ещё очень мало пионеров). Думается, что все лагеря, образованные в том году на Донбассе, были организованы, примерно, по единому образцу, выработанному на первых губсъездах пионеров-спартаков и вожатых.
В 1924 году летних пионерских лагерей-коммун  в Луганском округе было образовано порядка 7-8-ми, в Старобельском округе – 1. Кроме этих двух округов, современные границы Луганщины охватывают ещё часть Артёмовского округа, но по лагерям на этой территории информации не имеется. Анпилогова же указала общее количество лагерей и количество, отдохнувших в них пионеров, за 1924 год, не по Луганщине, как это можно понять из текста, а – по всем округам Донбасса.
В 1925 году в Луганском округе к организации пионерских лагерей были широко привлечены государственные и общественные организации. Для пионеров Луганска было организовано 5-6 палаточных лагерей-коммун в сельской местности. Кроме луганских пионеров, летние лагеря были организованы и для пионеров из крупных промышленных посёлков Луганского округа. Каждый лагерь был рассчитан на 150-200 детей. В эти лагеря брали и детей (не пионеров) из подшефных сёл, с таким расчётом, чтобы впоследствии они стали ядром будущих сельских пионерских отрядов.
Палаточные лагеря на Луганщине в 1925 году были организованы не на всё лето, а только на один месяц. Пионеры в лагерях, в частности, занимались организацией сельских пионерских отрядов по месту расположения пионерского лагеря; помогали местным колхозникам в прополке сельхозкультур; изучали и собирали растения и насекомых (в рамках работы кружка́ юных натуралистов). Для пионеров организовывались военизированные игры, в том числе – подъём утром по тревоге.
Также для летнего отдыха луганских школьников были приспособлены и некоторые школы в сельской местности. Такая форма организации детского отдыха тогда называлась – летняя дача.
В отличие от пионерских лагерей, организованных ранее, основной целью лагерей и дач в 1925 году было – оздоровление пионеров, а не форма летней работы по их идеологическому воспитанию, которое, конечно же, в лагерях не прекращалось.

После 1925 года, Анпилогова в своей статье сразу перескакивает на 1930-е г.г., стр. 34: И дети из обычных семей, и воспитанники интернатных учреждений любили отдыхать в пионерских лагерях. Бывший воспитанник одного из советских детских домов 1930-х годов, эмигрант Н. Николаев упоминал в своем документальном романе....
Таким образом, из её статьи следует, что пионерские лагеря на Луганщине организовывались и во второй половине 1920-х г.г. Но в действительности было не так.
Несмотря на то, что в сентябре 1925 года были отмечены положительные результаты организации летней работы с пионерами, весной 1926 года мнение по этому поводу изменилось. Было признано, что организация пионерских палаточных лагерей себя не оправдала ни с воспитательной, ни с оздоровительной точек зрения, поэтому такая форма организации летней работы с пионерами была заменена, как тогда казалось, на более эффективные – оздоровительно-воспитательные площадки с питанием, прогулки в садах и парках, экскурсии-массовки (загородные однодневные выезды/походы на природу).
С 1927 года для пионеров кое-где образовывались физкультурные площадки, однако, окружное бюро КДД и окружком комсомола полностью отстранились от организации такой работы (кроме кампании по сбору средств), целиком возложив её на первичные комсомольские и пионерские организации. Поэтому летняя работа среди пионеров в разных районах Луганского округа была организована не одинаково, со значительной разницей в её активности.
В 1930 году на базе 5-й луганской городской школы в качестве эксперимента была открыта летняя школа, где среди детей проводилась оздоровительная, политвоспитательная и учебная работа. Дети в этой летней школе жили по определённому режиму, усиленно питались, приобретали коллективистические, коллективно-общественные, санитарно-гигиенические и другие навыки. Лозунг летней школы был: работать, играть и спать только на свежем воздухе.

Вновь пионерские лагеря стали образовываться для луганских пионеров с 1932 года. О пионерских лагерях в 1930-е г.г. на Луганщине, Анпилогова в своей статье написала обобщённо. Информацию для статьи за этот период она брала из различных работ и воспоминаний. Я же использовал исключительно публикации в прессе того времени.

Если сравнить размещённые мной в сети копии заметок об организации летнего отдыха луганских детей с информацией в статье Анпилоговой, то будет видно, что статья Анпилоговой выглядит слишком уж поверхностно. Сейчас на различных интернет-ресурсах уже выложено много старых газет, в которых есть информация (заметки), в том числе и о развитии пионерского движения на Луганщине (и я уже выложил много информации по пионерии). Когда Анпилогова писала свою статью у неё не было доступа к такой исторической информации. Тем не менее, низкое качество её статьи, в любом случае "бросает тень" на уровень луганского профессионального краеведения.

Последнее обновление страницы – 20.02.2025

Варианты
Навигация
Яндекс.Метрика