Все даты до 1919 года указаны по старому стилю.
любительские драмкружки́ и коллективы
Большое каменное здание бывшего хлебного магазина, находившегося на Базарной площади Луганска, которое принадлежало закрытому 20.06.1887 Луганскому казённому чугуно-литейному заводу, 01.12.1887 было сдано Горным ведомством в аренду на 10 лет Луганскому кружку любителей драматического искусства, музыки и пения (книга Довнара Г.С. «Луганцы», стр. 153). По всей видимости, именно в этом здании и был открыт купцом Блиновым театр в 1893 году.
Этот кружок просуществовал до февральской революции и за всё это время пережил разные периоды активности в своей деятельности.
Подобные любительские кружки́ существовали, в частности, ещё на патронном и паровозостроительном заводах, при профсоюзе рабочих печатного
дела. Драматический кружок на паровозостроительном заводе Гартмана образовывался дважды – в 1906 и 1914 г.г. и оба раза просуществовал недолго.
15.04.1917 при паровозостроительном заводе Гартмана было образовано общество разумных развлечений, в котором был организован и театральный кружок. Своё первое представление кружок дал 21.05.1917 на открытии заводского летнего сада.
Указанные театральные кружки́ не являлись украинскими, а упомянуты они в связи с тем, что в их репертуаре был незначительный процент спектаклей, поставленных по украинским пьесам. Такие кружки́ можно назвать смешанными – русско-украинскими. В то же время любительскими кружка́ми, существовавшими на Луганщине, спектакли ставились только на украинском языке. Это было связано с тем, что их члены были украинцами по национальности (и не были обрусевшими украинцами). Среди них, в частности, был и драматический кружок, образованный в 1917 году в Большой Вергунке, которая в то время ещё не входила в состав Луганска.
* * *
В 1915 году на должность начальника депо ж.д. станции Луганск был назначен инженер Лисенко Георгий Андреевич (в апреле 1917 года он сменил своё имя – на Юрий), бывший профессиональный актёр украинского передвижного драматического театра, оставивший сцену в конце 1909 года по состоянию здоровья, который после окончания Харьковского технологического института работал на Екатерининской железной дороге на разных должностях на станциях Гришино и Авдеевка.
В конце 1915 года среди украинцев-железнодорожников Лисенко создал «Общество трезвости служащих станции Луганск», которое стало систематически заниматься популяризацией в городе Луганске украинской культуры – постановкой спектаклей украинских авторов на украинском языке. Для чего при обществе были организованы свой самодеятельный театр и хор, которые располагались на ул. Владимирской (сейчас – ул. Железнодорожная).
Свой второй зимний театральный сезон театр открыл 08.09.1916 спектаклем «Злая искра поле спалит – сама исчезнет». Потом были поставлены, в частности: «Душегубы» (08.10.1916), «Крути, да не перекручивай» (22.10.1916), «Назар Стодоля» (06.11.1916), «Такая её судьба» (19.11.1916), «На первом гулянии», «Бувальщина», «Вечерницы» (04.12.1916), «Нахмарило», «Вечерницы» (02.02.1917), «Туча» (25.02.1917), «Борцы за мечты» (26.02.1917), «Две семьи» (09.04.1917).
Спектакли, который ставил театр «Общества трезвости служащих станции Луганск», пользовались некоторой популярностью среди луганчан. При этом общество оказалось не готово к такой популярности своего артистического кружка́ в техническом плане. Так, помещение, в котором располагался театр, было рассчитано на 400 чел., но вследствие продажи билетов ещё и на приставные стулья, в него набивалось до 600 чел., что вызывало большую давку при узком проходе, заставленном приставными стульями, особенно при выходе и у вешалок.
После падения самодержавия, в стране была объявлена свобода слова, печати, собраний и пр., а также отменены сословные, национальные, религиозные ограничения, что привело к активизации политической жизни и националистических движений, в том числе и украинского.
16.04.1917 по инициативе Лисенко в Луганске было образовано украинское городское общество «Просвiта» («Просвещение»), которое он и возглавил. В обществе были созданы различные комиссии, в том числе и артистично-музыкальная, которая в дальнейшем и занималась постановкой украинских спектаклей. Так, 07.05.1917 была поставлена
пьеса «Степной гость», а чистый доход от спектакля пошёл на нужды луганской «Просвиты». В связи с окончанием зимнего театрального сезона, постановка спектаклей украинским театральным (артистическим) кружком была приостановлена до осени.
16.09.1917 состоялось открытие третьего зимнего театрального сезона – показом спектакля по пьесе «Суета». 14.10.1917 был поставлен третий спектакль в сезоне по пьесе «Умный и дурак».
К сентябрю 1917 года артистический кружок при городском обществе «Просвіта» пополнился новыми актёрами, вместо выбывших старых, в том числе и такими, которые плохо владели украинским языком. В связи с этим качество игры обновлённого артистического кружка́ заметно снизилось.
«Общество трезвости служащих станции Луганск» во второй половине сентября 1917 года было преобразовано в клуб «Пролетарий».
Когда именно артистический кружок при Луганском городском обществе «Просвіта» прекратил существование, информации не найдено. Сам Лисенко с 1918 года занимал должность директора Луганского железнодорожного училища.
* * *
В начале 1920 года после окончательного установления в Донбассе советской власти, в городе Луганске стало активно развиваться, в том числе и любительское театральное творчество. Театральные кружки́ стали образовываться при рабочих клубах, находящихся на содержании профсоюзов, где в свою очередь были созданы культурно-просветительные комиссии, которые и руководили работой кружков.
Весной 1920 года в Луганске была образована, по всей видимости, единственная в городе украинская театральная труппа, которая свои спектакли ставила в здании Нардома (бывший Горно-коммерческий клуб). Кто руководил этой труппой, информации не получено, но с большой долей вероятности можно предположить, что это был Лисенко Ю.А., который на тот момент работал директором Луганского железнодорожного училища (в 1921 году преобразовано в техникум). В сохранившихся номерах газеты, которая издавалась в Луганска в течение 1920 года, больше упоминаний об этой труппе не найдено.
В начале 1920-х г.г. в Луганском ДОПРе был организован театральный кружок, которым, в частности, 29.12.1923 перед заключенными был поставлен спектакль по пьесе Ивана Тогобочного «Борцы за мечты».
Осенью 1925 года украинская труппа была образована в клубе печатников. Также, по всей видимости, в 1925 году была образована украинская труппа и в Нардоме (партклуб).
В клубе совторгслужащих им. Коминтерна, открывшемся 12.03.1927, был образован
русско-украинский драмкружок. В клубе пищевиков также имелась русско-украинская труппа под управлением Шкорупы (Шкарупы).
К лету 1927 года драмкружки́ (любительские театральные коллективы) имелись во всех рабочих клубах Луганска, которых было 12. Поскольку их деятельность освещалась в прессе поверхностно, то по большинству из них нет информации, какими именно были эти кружки́ – русскими, украинскими или смешанными, и кто ими руководил. Впечатление у луганчан от их постановок было в целом негативным.
Со второй половины 1928 года окрисполкомом, окружным советом профсоюзов (ОСПС) и в какой-то степени комсомолом стали предприниматься усилия по изменению сложившейся ситуации, повышению уровня и содержания постановок в клубных драмкружках́. Так, в августе 1928 года началась работа по созданию при ОСПС образцового украинского передвижного самодеятельного театра для обслуживания рабочих клубов в Луганском округе, а для повышения квалификации актёров этого театра при культотделе ОСПС была открыта студия рабочего театра. Также в сентябре месяце были организованы трёхнедельные курсы по переподготовки руководителей клубных драмкружков, а в октябре – проведён конкурс на лучший клубный драмкружок, к организации которого подошли более ответственнее и серьёзнее, чем к предыдущему конкурсу годом ранее.
В этот период времени в Луганске значительно усилилась украинизация, поэтому с началом осенне-зимнего сезона клубной работы, драмкружки стали ставить спектакли в основном на украинском языке.
Вместе с тем, передвижной театр при ОСПС так образован и не был, а во второй половине мая 1929 года была закрыта и студия рабочего театра, существовавшая при ОСПС, вследствие ухода её художественного руководителя.
В сентябре 1930 года украинский драмкружок был образован в кооперативном институте. Его первой постановкой стала пьеса «Семья щёточников» украинского писателя Мирослава Ирчана.
В новом здании клуба металлистов им. Ленина, открытом в ноябре 1929 года, был образован самодеятельный украинский театр старых кадровиков, который в сентябре 1930 года возглавил Пилипенко С.Я. (бывший руководитель УЗП). При клубе строителей им. Сталина была открыта театральная мастерская ФЭКС. При союзе воинствующих безбожников был организован антирелигиозный театр (предполагается, что в условиях украинизации, постановки этого театра были на украинском языке).
После начала свёртывания украинизации (1933 г.), все украинские любительские театральные коллективы в Луганске распались, а спектакли клубными драмкружка́ми ставились на русском языке (кроме еврейского драмкружка́, ставившего спектакли и на родном языке).
В сентябре 1937 года в ДК им. Ленина (завод «ОР») был снова образован украинский драматический кружок под руководством Дзюбы. К празднованию 20-летия Октября этим кружком был подготовлен спектакль по пьесе Микитенко «Дни юности», в январе 1938 года – «За двумя зайцами». В мае 1938 года для выступлений в парке им. Горького украинский драмкружок подготовил спектакль по пьесе «Цветы жизни».
11-14.10.1938 в ДК им. Ленина проходил смотр клубной художественной самодеятельности, в котором принимал участие и украинский драмкружок. На смотр он представил отрывки из пьесы «Безталанна».
14-19.12.1938 в ДК им. Ленина прошла первая областная олимпиада художественной самодеятельности. Для участия в олимпиаде украинский драмкружок ДК им. Ленина подготовил 3-й акт из пьесы Вирты Н.В. «Земля».
По всей видимости, украинский драмкружок при ДК им. Ленина был единственным клубным украинским драмкружком в Луганске на протяжении второй половины 1930-х и начала 1940-х г.г.
ТРАМы
09.02.1927 на совещании агитационно-пропагандистского отдела окружкома партии было принято решение (по примеру Москвы и Ленинграда) о создании при Луганском профсоюзе металлистов (самом крупном и, соответственно, самом обеспеченном профсоюзе в Луганске) театра рабочей молодёжи (ТРАМ), в связи с чем была организована комиссия для практического осуществления этого решения.
15.05.1927 и 30.06.1927 прошли собрания членов клубных драмкружков, входящих в профсоюз металлистов, с целью создания в Луганске объединённого единого драмкружка́ металлистов. Была объявлена запись в этот кружок всех желающих членов профсоюза металлистов.
После преодоления некоторых организационных трудностей первый ТРАМ в Луганске был создан в январе 1928 года, а его первая постановка состоялась в самом конце февраля – был показан спектакль по пьесе «Штиль». Второй спектакль ТРАМа был показан в самом начале апреля также по пьесе Билль-Белоцерковского В.Н. «Луна слева».
ТРАМ, формально числясь при ОСПС, работал в клубе металлистов и состоял исключительно из членов этого профсоюза, актёров же из клубных драмкружков других профсоюзов
в него не принимали. Поэтому, несмотря на новое название, ТРАМ так и остался клубным [объединённым] драмкружком профсоюза металлистов. Первоначально "трамовцы" ставили спектакли на русском языке.
В сентябре 1928 года ТРАМ начал ставить спектакли на украинском языке. Первой его такой работой стала постановка по драме «Фабзавшторм», при этом большинство "трамовцев" не владело украинским языком.
В конце сентября Управление зрелищными предприятиями (УЗП) взяло на себя художественное руководство ТРАМом, при этом в свою структуру оно этот театр не включило. Шефом ТРАМа стал окружком комсомола. По его инициативе в начале октября 1928 года состоялось совещание, на котором рассматривался вопрос о том, в чём ведении должен находиться ТРАМ. На совещании было принято решение, что ТРАМ будет находиться в ведении Луганского райкома металлистов, который выделит на его содержание 3600 руб. в год, кроме того, деньги в сумме 4000 руб. должен был выделить и Наркомпрос Украины.
После месяца обучения в студии при ОСПС, трамовцы
подготовили композицию к Октябрьским торжествам на стихотворение Василия Чумака «Червоний заспів» («Красный запев»).
Несмотря на недовольство тем обстоятельством, что в ТРАМе играла молодёжь исключительно профсоюза металлистов, ни ОСПС, ни УЗП, ни горсовет не могли с этим ничего поделать, пока райком металлистов финансировал этот театр, ибо у них на содержание ТРАМа средств не было. Но когда оказалось, что райком металлистов не смог обеспечить ТРАМу нормальные условия для работы, в конце февраля 1929 года был решён вопрос о передаче театра в ведение УЗП. В профсоюзе же металлистов были воссозданы клубные драмкружки́. Так, 23.06.1929 шефство на украинским драмкружком завода «ОР» взял Харьковский театр «Весёлый пролетарий» («Веселий пролетар»).
16.09.1929 по инициативе окружкома комсомола было созвано совещание, на котором рассматривался вопрос о дальнейшей судьбе ТРАМа.
Было принято решение усилить материальное обеспечение ТРАМа, улучшить его работу в художественном плане, а также принимать в театр рабочую молодёжь со всех профсоюзов. Однако ничего существенного в плане улучшения работы театра сделано не было. ТРАМу не смогли найти удобного для репетиций постоянного помещения и ему приходилось ютиться в разных местах, в частности, в клубе печатников, в саду им. 1-го Мая.
По состоянию на 1931-1932 г.г. ТРАМ работал на базе клуба металлистов им. Ленина. Информации о том, когда именно ТРАМ прекратил существование, не имеется. Это произошло в 1933-1934 г.г. после начала свёртывания украинизации.
* * *
Не учтя опыта профсоюза металлистов, в самом конце 1928 года свой ТРАМ в Луганске организовал и профсоюз строителей. Понеся убытки в более чем 6000 руб., театр профсоюза строителей в марте 1929 года был преобразован снова в клубный драмкружок, который просуществовав, примерно, полгода, распался. Весной 1930 года украинский драмкружок в клубе строителей был воссоздан.
|