Антирелигиозный театр – агитпроп
антирелигиозного фронта
Первый антирелигиозный театр в Луганске начал свою работу на заводе «ОР». 15 постановок дали возможность как рабочему зрителю, так и представителям профессиональных, общественных и политико-просветительных организаций вывести известное суждение об антирелигиозном театре.
Театру дано много ценных практических предложений. Однако нужно отметить, что со стороны отдельных товарищей, в том числе и культработников, наблюдалось недоброжелательное отношение к театру. Раздавались голоса, что безбожники Луганщины, организовавшие антирелигиозный театр, сделали "безбожный ляпсус".
Подводя некоторые итоги работы театра, надо поставить общий вопрос, нужен ли антирелигиозный театр, сможет ли он при известной реорганизации занять соответствующее место в борьбе за новую идеологию и нового человека?
Лозунг театра «Борьба с религией – борьба за социализм» не отпугнул рабочего зрителя от театра. Рабочий, наоборот, любит антирелигиозный театр. Он ему нужен, а задача безбожных организаций – закрепить этот театр для рабочего зрителя.
Однако есть и недостатки. Если мы будет показывать рабочему зрителю только такие вещи как «Праздник крови» и другие подобные постановки, отражающие кровожадность, хищничество, воровство, убийство и пр., если мы будет показывать лицо нашего классового врага только с этой стороны, этого будет недостаточно. Надо показать наших врагов и в другой форме. Нужно ставить весёлую музыкальную комедию, как «Святой из-под палки», в которой рабочий увидел бы служителя бога в качестве жулика, шарлатана, на что способны все служители культов.
На исторических фактах надо знакомить трудящихся с инквизицией. Следовательно, для этой цели нужно ставить и такие вещи как «Крест инквизиции».
В своей работе антирелигиозный театр должен сочетать музыку, танец, песню, хорошее оформление с серьёзной антирелигиозной пропагандой. Буржуазия, попы и современные служители культов учитывали и учитывают значение искусства, музыки, пения и используют их на службу религии. В польских отелях и немецких кирках звучат орга́ны и фисгармонии, вызывая грусть у верующих. В православных церквях и молитвенных домах сектантов большое значение имеет хор. Хор, музыка, позолота, хороший рисунок – всё это формы художественной работы, посредством которых религиозники ещё цепко держат отдельные группы рабочих и крестьян в своих лапах. А в наших клубах и сельбудах зачастую грязно, неуютно, скучно.
Работа антирелигиозного театра является первой попыткой преподнести элементы антирелигиозной пропаганды в художественном оформлении.
Н. Корниенко
газета «Луганская правда» за 20 июля 1930 года
|