Луганские соколы

В нынешнем году исполняется 85 лет со дня основания в нашем городе летного военного училища, наименование которого – ВВВАУШ – так и осталось в названии военного городка у Острой Могилы…

Называлось училище по разному: с 1930 года – «Одиннадцатая школа военных пилотов», затем «Ворошиловградская школа военных пилотов имени Пролетариата Донбасса», «Ворошиловградская школа военных летчиков…», «Ворошиловградское военное авиационное училище летчиков…». А с 1966 года и до конца своей истории – «Ворошиловградское высшее военное авиационное училище  штурманов имени Пролетариата Донбасса».

…1930 год. Идет индустриализация страны, Советский Союз создает свою оборонную промышленность, строятся новые заводы по вы- пуску танков, артиллерии, стрелкового оружия, самолетов.
В области авиации намечалось снять с вооружения все иностранные типы самолетов, заменяя их отечественными, увеличить количест- во самолетов бомбардировочной авиации, добиться, чтобы количество наших самолетов превышало количество самолетов всех бли- жайших противников вместе взятых.
Резкое увеличение выпуска военных самолетов потребовало и увеличения числа авиационных кадров – летчиков, штурманов, техников и других специалистов. Правительством было принято решение о создании ряда авиационных училищ. Нарком обороны, наш земляк, Кли- мент Ворошилов предложил создать одно из них в Луганске. Он сказал: «Надо научить горняцкую молодежь летать».

Где выбрать место для строительства? В 1930 году окраина города была там, где сейчас находится Луганский университет им. Т.Г. Шев- ченко. На юго-востоке не было ни одного строения, ни одного дерева – расстилалась степь, на которой пасли скот и косили сено. Час- тично поля использовали под пахотные земли. Обширная равнина вокруг кургана Острая Могила наиболее подходила для создания аэродрома. Специалисты и выбрали местность между курганом Острая Могила и поселком Вергунка. Ровная, открытая со всех сторон местность, благоприятствовала базированию авиации. Единственным недостатком было отсутствие воды.
В ноябре 1930 года начался подвоз строительных материалов с железнодорожной станции «Третий километр». Копались котлованы под здания, канавы под водопровод. Подвоз материалов и оборудования осуществлялся на лошадях, так как автомашин в то время в доста- точном количестве еще не было. И рабочие, и специалисты-летчики из города ходили на стройку пешком.
Интенсивное строительство зданий школы началось весной 1931 года. Основными орудиями труда были лопата, лом, кайло, тачка, но- силки. Нормы не только выполняли, но и значительно перевыполняли.
В числе первых зданий авиашколы был заложен учебный корпус с казармами, где сейчас расположен штаб, и жилые двухэтажные дома.
Весной 1931 года в школу прибыли пилоты и техники из Качинской авиашколы, которые образовали преподавательское ядро будущего училища. Начали поступать железнодорожным транспортом первые самолеты У-1 и   Р-1. Самолеты со снятыми крыльями буксировали с железнодорожной станции лошадьми. Это было не виданное зрелище для города. Толпы людей на улицах с удивлением и восторгом смотрели на самолеты, а мальчишки гурьбой сопровождали необычные грузы далеко загород.
Одним из первых летчиков, прибывших из Качинской школы, был Петр Михайлович Стефановский, в то время летчик-инструктор, а впо- следствии известный летчик-испытатель, Герой Советского Союза, генерал-майор авиации. Другой летчик-инструктор В.А. Степанченко – впоследствии также известный летчик-испытатель – первым в апреле 1931-го взлетел с аэродрома Острая Могила, пролетел над го- родом, над поселками, над шахтами, деревнями Луганщины, известив тем самым начало летной работы Одиннадцатой школы военных пилотов.
В мае-июне 1931 года состоялся первый набор курсантов. «Комсомол, на самолеты!», – «Дадим стране Советов 150 тысяч летчиков!» – вот лозунги, за которыми молодежь по путевкам комсомола пошла в авиацию.
В лагерь школы начали прибывать первые курсанты. Они  останавливались у ворот школы. Вернее, это была нарядная арка, сооружен- ная из бревен. Над вывеской школы весело красное полотнище со словами: «Добро пожаловать!». Но ни за этой аркой, ни рядом с ней не было ничего, что хоть отдаленно напоминало бы школьное здание. Штаб школы находился в самолетном ящике. Курсанты, зачислен- ные в школу, в течении первых двух дней натягивали палатки, создавали необходимое внутреннее оборудование.
Начались занятия. Теоретические занятия с молодым пополнением вели сами инструкторы, так как преподавателей еще не было. Кур- санты изучали теорию полета, моторы, самолеты, воздушную стрельбу, аэронавигацию и другие учебные дисциплины. Занятия прохо- дили на открытом воздухе, у самолетов, в палатках.
После учебы личный состав уходил на строительство. Вместе с постоянными рабочими курсанты закладывали фундамент огромного учебного корпуса и курсантских общежитий, воздвигали ангары, прокладывали к городку железную дорогу, они работали на строитель- стве ежедневно по 3-4 часа. По решению собрания летного состава, каждый курсант должен был посадить и вырастить 15 деревьев бу- дущего парка школы.
Самолет У-1, на котором совершали свои первые полеты курсанты, работал на касторовом масле. От дыма и копоти иногда трудно было узнать товарищей. Самолет приходилось ежедневно мыть и два раза в неделю устраивать ему настоящее купание.
Курсанты оборудовали первый клуб части – натянули большую самолетную палатку, в ней создали некоторый уют, развесили картины, плакаты, соорудили небольшую сцену, установили столы и скамейки.
В сентябре 1931 года Одиннадцатая школа пилотов дала стране первый отряд летчиков. До нас дошли имена первых выпускников – Панков, Плескачев, Пукаев и другие.
После торжественных проводов первых своих питомцев коллектив школы продолжал работать. Школа росла. Уже в следующем году она располагала четырьмя эскадрильями и успешно готовила военных пилотов. В 1932 году был произведен второй выпуск. Появились фи- лиалы – новые аэродромы: Южный (поселок Энгельса) и Михайловка.
Некоторые из первых выпускников по приказу наркома были оставлены в школе летчиками-инструкторами. Это были Мирошниченко, Лигинский, Скрепцов и другие. Впоследствии из них выросли прекрасные командиры.
В 1933 году во всех эскадрильях школы было создано по одному звену истребителей, летавших на самолетах «И-3» и «И-4». Школа гото- вила пилотов-разведчиков, истребителей и немало бомбардировщиков, которые получили эту специальность после непродолжительной подготовки в других частях.
22 января 1933 года школу посетил Климент Ворошилов. Объезжая Донбасс он решил заглянуть и в школу летных кадров, созданную по его инициативе. К этому времени в городке уже стояли семь готовых и заселенных корпусов, строительство огромного четырехэтажного здания главного корпуса школы было почти завершено. Уже в большей его половине разместились казармы курсантов, клуб и учебно-летный отдел.
На границе аэродрома стояли ангары и служебные здания. Полным ходом строились мастерские, гараж, складские помещения. Городок был освещен электричеством, обеспечен водой, баней, магазинами, столовой. По всему городку росли молодые деревья, посаженные руками курсантов.
В 1933-1934 годах школа упорно трудилась над подготовкой третьего выпуска курсантов. Личный состав летал много и использовал целую сеть аэродромов. Над степями Донбасса, над его городами и селами пролегали многочисленные воздушные маршруты.
В 1933 году был учрежден праздник – День Советской авиации. Для жителей Луганска этот день стал особенным.
Школа выделила своих лучших летчиков и лучшие самолеты для катания гостей. Аэродром гудел от восторга тысяч людей, огромные очереди тянулись к самолетам. Летчик Родин, Мирошниченко, Седов, Челомбиев и другие совершали десятки полетов по кругу над аэродромом. На митингах рабочих ряда заводов и шахт, посвященных первому Дню авиации, выдвинуто было предложение присвоить школе имя «Пролетариата Донбасса».
16 января 1934 года Реввоенсовет республики своим приказом присвоил Одиннадцатой школе военных пилотов имя «Пролетариата Донбасса», которое она с честью носила до конца своей истории.
К своей пятой годовщине школа выпустила очередной отряд военных летчиков, а за пятилетие дала военно-воздушным силам свыше тысячи военных пилотов.
К маю 1936 года школа представляла собой крупное военно-учебное заведение с мощным парком материальной части и целой систе- мой вспомогательных служб. К этому времени в школе было уже пять эскадрилий. Личный состав успешно овладел самолетами истре- бителями «И-3», «И-4», а затем «Р-5». Авиационный городок стал неузнаваемым. Уже полностью был отстроен главный учебный корпус и обширные авиамастерские. Кроме девяти двухэтажных жилых домов, высились два четырехэтажных многоквартирных здания с паро- вым отоплением и всеми удобствами. Заканчивалось строительство большого клуба, украсившего своими архитектурными формами весь городок. Разрастался молодой зеленый парк. Приступила к работе своя средняя школа, детский сад. Построено было просторное здание санитарной части с многочисленными кабинетами, оборудованными современной лечебной аппаратурой. Между военным город- ком и городом пролегала построенная руками курсантов трамвайная линия, и трамвай  № 9 каждые полчаса подходил к школьным воро- там.
К 1939 году личный состав школы освоил 10 типов самолетов. Замечательные результаты работы школы в годы мирного строительства со всей силой проявились в тяжелые дни военных испытаний.
В боях у озера Хасан и реки Халхин-Гол и в боях с финнами среди первых Героев Советского Союза оказались воспитанники Ворошилов- градской школы военных летчиков. Звание Героя Советского Союза получили Виктор Чистяков, Павел Коробков, Александр Мошин, Лео- нид Орлов, Антон Акименко, Николай Жердев.
К началу 40-х годов курсанты занимались в 50-ти учебных аудиториях и классах с огромным количеством наглядных пособий, макетов, тренажеров. На пустыре было выстроено более тридцати каменных зданий, ангары и много других хозяйственных построек. Если в са- мом начале в школе был один самолет и одна автомашина, то к 1940 году личный состав освоил полеты на двенадцати типах самоле- тов. Они стояли на нескольких школьных аэродромах.
Когда началась Великая Отечественная война, многие курсанты и офицеры подали рапорты об отправке на фронт. Война потребовала значительного увеличения выпуска летчиков, и школа перешла к подготовке кадров по ускоренной программе военного времени.
К осени 1941 года на аэродромах Ворошиловградской школы появилась авиация действующей армии. Над Острой Могилой все чаще стали появляться самолеты с фашистскими черными крестами.
В октябре было принято решение о перебазировании школы в Уральск. Гитлеровцы стояли уже в 50 км от Ворошиловграда. Личный сос- тав (рота за ротой) с оружием в руках пешком уходили через Сталинград. Колонны повели преподаватели учебно-летного отдела майор Лебедев, капитан Ефимов, капитан Рыбалко, капитан Панков, капитан Кулыгин.
Лучшие летчики школы майор Сохацкий, капитан Михайлов, лейтенант Заикин, лейтенант Беловол, повели самолеты за Волгу, в казах- станские степи.
В первый год войны фронт получал из Ворошиловградской школы главным образом летчиков-бомбардировщиков. Весной 1942 года шко- ла освоила новую материальную часть «ИЛ-2». Фронту как хлеб нужен был самолет-штурмовик, который был бы грозой для гитлеров- цев. Таким оказался созданный конструктором Илюшиным самолет «ИЛ-2». «Летающий танк» – сразу прозвали его наши бойцы. «Чер- ная смерть» – окрестили его гитлеровцы.
Несмотря на большой вес брони, «ИЛ-2» обладал достаточной скоростью полета, высокой маневренностью и простотой управления. Самолеты прибыли в часть в мае 1942-го, а уже в августе школа дала фронту отряд летчиков-штурмовиков.
В год решающего перелома на фронтах Великой Отечественной войны школа дала военно-воздушным силам 550 летчиков-штурмовиков, а на следующий год – долее тысячи.
В приказе по ВВС от 29 февраля 1944 года школа характеризуется как лучшая среди авиационных школ Красной Армии. За годы Великой Отечественной войны было подготовлено свыше трех тысяч военных летчиков. Дважды Герой Советского Союза Александр Молодчий совершил более 300 боевых вылетов. Отважный герой Черноморского флота полковник И.А.Дикий выполнил 357 боевых вылетов, провел 80 воздушных боев, лично сбил 18 самолетов, произвел 85 штурмовых ударов по войскам и вражеским аэродромам, 50 раз летал в раз- ведку. Михаил Фесенко на грозном штурмовике «ИЛ-2» совершил 112 боевых вылетов и взорвал 18 танков, 101 машину, 67 орудий, 9 ми- нометов, склад с боеприпасами и истребил свыше 750 гитлеровских солдат и офицеров. Герой Советского Союза Николай Сербиенко сбросил на врага 53 тонны бомб.

Училище воспитало 187 Героев Советского Союза, шесть из них эту высшую правительственную награду получили дважды.
Среди дважды героев Советского Союза выпускник училища летчик-космонавт Георгий Береговой.

В конце 1945 года стало известно, что училище будет снова перебазировано в Донбасс, на свое старое место. Все с нетерпением ждали этих дней.
В апреле 1946 года эшелон за эшелоном уходили из Уральска курсанты, воины обслуживающих подразделений, семьи офицеров. С пер- вых летних дней в Казахстанских степях оглушительно взревели сотни моторов. Самолеты звеньями поднялись  в воздух и сделали про- щальный круг над местами, с которыми расставались. Крылатые машины уверенно вели на запад опытные летчики. Впереди их ждал родной Луганск.
От самого училища теперь остались, к сожалению, одни воспоминания. Но эти воспоминания живут в сердцах тех, кто учился в училище, тех, кто в нем работал.

Ольга Цуприкова (099-753-82-96),
старший научный сотрудник Городского
музея историии культуры г. Луганска
.
2015 год