Как училось луганское студенчество
Итоги академического года
Через недели две заканчивается учебный год в луганских вузах, в которых сейчас обучается больше 1000 студентов. В среднем, на каждого студента государство тратит 3000 рублей, и 3 млн. рублей на всю учащуюся молодёжь.
Какова же была академическая успеваемость студентов? Оправдали ли они эти колоссальные денежные затраты?
Многие студенты отстают в учёбе
Надо сказать, что состояние академической работы в вузах далеко не на должной высоте. Возьмём данные академической успеваемости по трём основным вузам: ДИНО, железнодорожному и кооперативному техникумам.
В этих вузах имеется значительное число студентов (14-18 процентов), отстающих в учёбе. Об'ясняется это слабой подготовленностью посту- пающих в вуз, большой перегрузкой общественной работы. Некоторые студенты, помимо 36 недельных академических часов, вынуждены тра- тить 30-40 часов на общественную работу. Но есть много студентов, которые просто являются балластом. Партийно-комсомольская часть студенчества, несмотря на общественную нагрузку, занималась удовлетворительно.
Очень слабо поставлена учебная дисциплина. Многие товарищи пропускали половину всех читаных лекций, а такие предметы, как немецкий язык, военные дисциплины, почти не изучали, прослушав в течение года только 2-3 лекции по этим предметам. Всё же, основная студенчес- кая масса занималась серьёзно.
Качество преподавания
Академическая успеваемость во многом зависит от качества преподавания. В этой области в наших вузах тоже далеко не всё благополучно. Запросы студенчества к качеству преподавания с каждым годом растут, а вузы очень слабо пополняются научными педагогическими силами. Некоторые преподаватели не готовятся к лекциям и часто опаздывают на уроки, так как в погоне за заработком преподают в других вузах, час- то не по своей специальности.
Большинство наших вузов до сих пор слабо оборудовано лабораториями, не имеет иногда самых элементарных приборов и учебных пособий.
Необходимым условием повышения качества учёбы в вузах являются студенческие экскурсии для ознакомления с научно-техническими дости- жениями нашей страны. Эта работа поставлена очень плохо. Часто такие экскурсии даже не вносятся в учебные планы.
Готовиться к лекции или готовить... обед
Отрицательно влияли на учёбу и материально-бытовые условия студенчества. В ДИНО, например, некоторые студенты вынуждены ходить на базар и готовить сами себе пищу, вследствие чего они часто опаздывали на занятия.
Совершенно не проводилась работа по подготовке успевающих студентов к научной деятельности. Существующие в вузах научно-технические кружки́ слабо работали. Серьёзной научной деятельности здесь не ведётся. О выдвижении студенчества в аспиранты и говорить не приходит- ся.
"Окна"
Во всех вузах имеются так называемые "окна", т.е. незаполненные курсы. Так, например, на одном из курсов ДИНО не закончена программа по истории классовой борьбы, из-за отсутствия преподавателя.
Совершенно слабо идёт работа по украинизации вузов.
Преподавание ведётся большей частью на "русско-украинском" языке. Много педаго- гов даже ещё не начало украинизироваться.
Таковы, в общем, итоги заканчивающегося учебного года.
Выводы
Необходимо повести решительную борьбу с академическим балластом, организовать работу с отстающими студентами, поднять академичес- кую дисциплину, провести соревнование между отдельными курсами, исключать злостных прогульщиков и несерьёзно относящихся к учёбе.
Обратить внимание Наркомпроса на пополнение вузов профессорскими и преподавательскими кадрами. Освобождать от обязанностей пре- подавателей, не готовящихся к лекциям. Выдвигать успевающих студентов в аспиранты.
Добиться от окрисполкома оборудования вузов лабораториями, учебными приборами и т.д. Организовать студенческие столовые.
Таковы основные мероприятия, которые должны быть проведены в жизнь с начала будущего учебного года. Они обеспечат лучшую постановку учебной работы в вузах и дадут возможность выпускать действительно квалифицированных специалистов.
А. Шамрай
газета «Луганская правда» за 23 мая 1929 года