Спортивный туризм – вид спорта, в основе которого лежат соревнования на маршрутах, включающих преодоление категорированных препятствий в природной среде (перевалов, вершин, порогов, каньонов, пещер и пр.), и на дистанциях, проложенных в природной среде и на искусственном рельефе.

В Российской империи было образовано ряд туристский организаций: Альпийский клуб в Тбилиси (1877); «Предприятие для общественных путешествий во все страны света» Липсона в Петербурге (1885); Крымский горный клуб в Одессе (1890), с филиалами в Ялте и Севастополе (позже Крымско-Кавказский горный клуб); Русский туринг-клуб (общество велосипедистов-туристов) в Петербурге (1895), с отделениями в Москве, Киеве, Риге, Ростове-на-Дону и др., преобразованный в 1901 году в Российское общество туристов.
Информации о развитии туризма в Луганске, в дореволюционный период, у меня никакой нет.

С 1927 года в Луганске получили своё развитие такие виды спортивного туризма, как водный и велосипедный, которые в то время рассматривались одним из способов путешествий и экскурсий, так как спортивный туризм не поощрялся и критиковался.
В середине и второй половине 1930-х г.г. ситуация кардинально изменилась – страну захлестнула волна различных по длительности и сложности походов: пеших, велосипедных, лыжных, водных, конных, автомобильных. Некоторые участники таких походов награждались орденами после их завершения.


водный туризм

Развитие водного туризма в Луганске началось в 1927 году. 3 июля 1927 года рабочие завода ОР на трёх лодках-плоскодонках отправились в экскурсию в Ростов-на-Дону по рекам Северский Донец и Дон.
В 1928 году была организована водная станция при открытой на Донце экскурсионной базе.
В июле-августе 1937 года четыре работника инструментального цеха завода ОР совершили сплав на байдарках по Днепру от Киева до Херсона, преодолев расстояние порядка 900 км. Летом того же года 8 учащихся фабзавуча завода ОР, под руководством Коломойцева, на самодельном катамаране совершили путешествие по воде из Луганска в Ростов-на-Дону, и обратно.


Лугаск Урал по реке Белой 1969

Значок посвящен сплаву по реке Белой туристами Луганского тепловозостроительного завода, который проходил летом 1969 года.
На значке изображен памятник Салавату Юлаеву, установленный в городе Уфе.



Сплав по рекам – один из популярных видов спортивного водного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности.
Белая – река на Южном Урале и в Предуралье, левый и самый крупный приток Камы. Протекает по территории Башкортостана. Длина реки составляет 1420 км (по другим источникам – 1430 км). Эта река является излюбленным местом отдыха жителей России. Миллионы туристов приезжают отдыхать на реке, сплавляться по ней на лодках, плотах, байдарках. Популярным местом для водного туризма является верховье реки. Местная природа и берега реки чрезвычайно красивы.

В марте 1969 года при спортивном клубе «Заря» Луганского тепловозостроительного завода была создана секция водного туризма. Начали со сбора металлолома и на заработанные деньги приобрели туристские палатки и байдарки. В программу весеннего заводского туристского слёта того же года уже были включены соревнования и по технике водного туризма.
В начале июня заводские туристы-байдарочники совершили свой первый массовый поход по реке Северский Донец: от поселка Веселая Гора до райцентра Станично-Луганское (сейчас Станица Луганская). Второй поход был проведен по более сложному маршруту: группа тепловозостроителей в количестве 20 человек шла по реке Лугань от Малой Вергунки до устья реки. Во время этого похода туристы овладевали искусством преодоления завалов, поворотов и перекатов.
Выбор маршрута третьего похода пал на реку Белая на Южном Урале: 15 туристов-тепловозостроителей решили провести свой летний отпуск в водном походе по маршруту Белорецк – Мелеуз. Непосредственно длина маршрута в прессе упоминается и 450 км. и 470 км. Этот поход начался в конце июля и закончился в середине августа 1969 года. До Белорецка добирались поездом три дня и ещё 15 дней занял сам сплав по реке Белой. На обратном пути туристы побывали в Уфе, где посетили дом-музей Ленина.


Туристы водники СК «Заря» совершали походы и в другие годы. В частности, в мае 1975 года группа заводских туристов на 12-ти байдарках преодолела 250 км по реке Южный Буг от города Ладыжин до города Вознесенск.

Ворошиловград слалом 1973
Ворошиловград Слалом 1974

Значки посвящены соревнованиям по водному (гребному) слалому, которые проходили в Луганске в 1973 и 1974 г.г. На них вероятно изображены эмблемы соревнований.
Информации о соревнованиях в эти годы не найдена, так как их освещение в прессе осуществлялось нерегулярно.

Слалом – общее название для дисциплин различных видов спорта, в которых проводятся соревнования на скорость со спуском с горы по специальной трассе, состоящей из серии ворот, обозначенных шестами. Соревнования по слалому в частности проводят горнолыжники, сноубордисты, байдарочники.

Водный (гребной) слалом – это преодоление на скорость размеченной воротами водной дистанции: участка порожистой реки или искусственной трассы. Целью спортсменов является преодоление за минимальное время трассы, состоящей из прямых ворот (по течению реки) и обратных ворот (которые необходимо "взять" против течения). Ворота обозначаются зеленым и красным цветом соответственно. Задевание ворот при их прохождении либо их пропуск карается штрафными очками, которые прибавляются к конечному результату спортсмена. Водный слалом является разновидностью гребли на байдарках и каноэ, и возник в связи со стремлением придать соревновательную форму пользующимся большой популярностью гонкам по бурному потоку.
Водные дистанции делятся на пять категорий трудности в зависимости от скорости течения, длины трассы, ширины, глубины и уклона реки, количества ворот, рельефа дна, наличия валунов, порогов и перекатов. Как правило, соревнования проводятся на трассах длиной 250–400 м. с 18–25 воротами.

Гребной слалом почти не отличим от другого вида спорта – техники водного туризма (туристическо-прикладной вид спорта). В соревнованиях по гребному слалому скорость потока воды должна быть не менее 2 м/с, а по ТВТ – скорость течения может быть меньше. Вероятно, также, в этих соревнованиях используются и разные виды байдарок. Спортивные байдарки – более узкие и более длинные по сравнению с любительскими туристическими байдарками, что делает их гораздо более скоростными. Для гребли в спортивных байдарках необходимо удерживать равновесие.

Соревнования, которые проводились в Луганске, назывались в прессе – и соревнованиями по технике водного туризма, и соревнованиями по водному слалому. Первые такие городские соревнования состоялись 30–31 марта 1968 года на участке реки Лугань, протекающей в черте Луганска, и в дальнейшем, вероятно, они проходили ежегодно до распада СССР.
Об этих соревнованиях мне попались на глаза ещё несколько заметок: за 1978 год, за 1979 год, за 1981 год.

Краснодон слет туристов водников

Значки посвящены областным слётам туристов водников, которые проходили в 1974 и 1988 годах в городах Краснодоне и Луганске соответственно.

Ворошиловград слет туристов водников

Слёт туристов водников под Краснодоном состоялся в июне 1974 года на реке Большая Каменка, которая протекает через город.
Во время слёта, продлившегося два дня, проходили также и соревнования по водно- туристской технике на приз «Молодой гвардии». Победу в соревнованиях одержали туристы Луганского тепловозостроительного завода, которые завоевали ещё и переходящий кубок.
В конце слёта, для его участников, состоялась экскурсия по городу Краснодону и в музей «Молодой гвардии».

Информации по слёту 1988 года не найдено. Также нет информации о том, когда состоялся первый областной слёт туристов водников.

Ворошиловград клуб туристов

Значок посвящён секции водного туризма Луганского городского клуба туристов.

Секция водного туризма была создана при городском турклубе, вероятно, в 1968-1969 г.г. В августе 1970 года группа туристов из городского турклуба провела свой летний отпуск, сплавляясь на байдарках по реке Уда.
Какой-либо другой информации об этой секции пока нет.







горный туризм

Горный туризм – это преодоление маршрутов различной категории сложности, проходящих в гористой местности на высоте более 2500 метров над уровнем моря. Всего существует шесть категорий горных маршрутов. На категорию сложности маршрута влияют – протяжённость пути в километрах, продолжительность в днях, сложность перевалов и вершин (до 1989 года в данном виде туризма были категорически запрещены поднятия на горные высоты). Особенностью горных походов в настоящее время является то, что многие группы не просто восходят на вершины, но проходят траверсы – поднимаются на вершину с одной стороны и спускаются с другой.

В путешествие на Кавказ луганские туристы стали выезжать во второй половине 1920-х г.г., но какой-либо конкретной информации об этих поездках нет.

Летом 1937 года 6 туристов (в то время их называли горнопешеходниками) завода ОР совершили турпоход по Балкарии и Сванетии. В сентябре того же года 4 рабочих завода ОР (ДСО «Дзержинец») – Ткачев, Зайцев, Сотниченко и Левитан совершили пеший переход (110 км) через перевал по Военно-Сухумской дороге. В августе 1938 года четыре альпиниста ДСО «Дзержинец» (завод ОР) Харламов, Юшкевич, Козинский, Блюм, после покорения вершины Джан-Туган, совершили поход в Сванетию через Бечойский перевал, высота которого 3373 метра. Летом 1939 года рабочие завода ОР Лопаткин, Татаренко, Полтавец, Поздняков, Митасов, Козинский прошли пешком через главный Кавказский хребет из Грозного до Тбилиси. Тем же летом несколько других рабочих завода ОР прошли через перевал Бечо из Нальчика до Местиа. В 1940 году туристы завода ОР совершили походы по Чечне, Дагестану, Кабардино-Балкарии, Сванетии. Летом того же года 11 учащихся Лисичанской школы горпромуча совершили 150-километровый поход по Кавказу.

В 1958 году (по другой информации из прессы – в 1962 году) секцией туризма при СК «Заря» (завод ОР) был организован первый категорийный послевоенный горный поход в районе Западного Кавказа.

C 1975 года стали проходить областные слёты спортсменов горного туризма.
В 1977 году группа горных туристов завода ОР совершила поход 3-й категории сложности на Западном Кавказе. В июле 1979 года группа горных туристов завода ОР совершила поход 5-й категории сложности по Центральному Тянь-Шаню. В сентябре 1983 года горные туристы турклуба «Меридиан» (завод ОР) проводили сборы на Памире.


ВСХИ туриада Кавказ 1970

Значок посвящён туриаде горных туристов, проходившей на Кавказе в 1970 году, в которой принимали участие туристы спортивного клуба Луганского сельскохозяйственного института.

Я пока не нашёл какой-либо информации о туриаде на Кавказе в 1970 году – попалась на глаза только информация о «Туриаде-69», посвящённой Дню Победы, которую с 26 апреля по 11 мая 1969 года проводил на Кавказе Луганский областной совет по туризму. В той туриаде принимали участие, в частности, туристы СК «Коммунарец» из Алчевского (в то время Коммунарского) металлургического завода.

Ворошиловград клуб туристов

Значок посвящён секции горного туризма Луганского городского клуба туристов.

Какой-либо информации об этой секции не имеется







пешеходный туризм

В период с 26 октября 1969 года по 1 апреля 1970 года на территории Луганской области проходил областной туристский поход молодёжи «100+3» (100 км в походах выходного дня плюс три общественно полезных дела), посвящённый 100-летию со дня рождения В.И.Ленина.







слёты

слёт туристов завода имени Пархоменко

Значки, изготовленные к слёту туристов Луганского завода имени Пархоменко (ЗиП), который состоялся в 1969 году.

Информации об этом заводском слёте туристов нет.





В послевоенные годы туризм на Луганском заводе угольного машиностроения имени Пархоменко стал развиваться с первой половины 1950-х г.г.
В августе 1957 года состоялся первый слёт туристов луганского городского совета ДСО «Шахтёр», и принявшая в нём участие команда завода имени Пархоменко, заняла первое место.

Луганск  туристский слет

Значок посвящен слёту туристов Артёмовского района города Луганска, который состоялся в июне 1969 года.

Информации по этому районному слёту у меня никакой нет.

Первый городской слёт туристов Луганска состоялся в 1972 году, второй – в 1973 году. Городские слёты туристов проходили ежегодно до распада СССР.

Самый первый областной слёт туристов состоялся в 1953 году. В мае 1957 года состоялся в V областной слёт туристов. В середине 1960-х г.г. областные слёты по какой-то причине перестали проходить, а с 1969 года их нумерация пошла сначала.

Первый (после возрождения) областной слёт туристов состоялся 25-26 октября 1969 года в Кременском лесу. В нём приняли участие более 300 человек, которые представляли 22 команды предприятий, учебных заведений и турклубов области. Тогда ещё названия «Золотая осень» у слёта не было, оно появилось в 1971 году. На первом областном слёте туристов, в числе других, были и соревнования по стрельбе из винтовки.

Задачи слёта «Золотая осень» – это популяризация и пропаганда спортивного туризма в городах и районах области, как эффективного средства духовного и физического оздоровления, повышение спортивного мастерства участников, обмен опытом развития спортивного туризма в регионах Луганской области.

Ворошиловград Золотая осень

Значок посвящён IV традиционному областному слёту туристов «Золотая осень», который проходил в 1972 году (что изобразили на левом значке вместо головы туриста, я так и не понял).

IV областной слёт туристов проходил в середине октября 1972 года на берегу реки Северский Донец под Луганском. Победителями слёта стали представители Ровеньковского и Луганского городских турклубов, а также СК «Коммунарец».
В конце слёта были подведены итоги работы туристских клубов области в летний период – лучшими признаны Северодонецкий и Луганский городские клубы.


Ворошиловград Золотая осень

Значок команды туристов Луганского станкостроительного завода имени Ленина (ДСО «Зенит»), которая принимала участие в областном туристском слёте «Золотая осень-73».

V областной слёт туристов «Золотая осень» проходил в октябре 1973 года на туристской базе «Донец», которая располагалась в посёлке Красный Яр под Луганском.



Ворошиловград Золотая осень

X слёт туристов «Золотая осень» состоялся 14-15 октября 1978 года на берегу реки Северский Донец недалеко от Луганска. В этом слёте приняли участие около 400 человек из 13-ти коллективов физкультуры туристической направленности и одного спортивного клуба.
В программе 10-го слёта были: туристическое многоборье, ориентирование на местности, оказание медицинской помощи потерпевшим, соревнование по технике мототуризма, а также семинар-совещание по безопасности туристических путешествий.
Первое место на этом слёте заняла команда города Красный Луч, второе – команда п/о «Ворошиловградтепловоз», третье – завода имени Пархоменко областного центра.


До 1991 года областной слет туристов проводился ежегодно. В начале октября 2003 года, после двенадцатилетнего перерыва, при поддержке управления по делам семьи и молодежи Луганской облгосадминистрации, прошёл очередной областной слёт туристов. Инициатором его возрождения стала Луганская областная Федерация спортивного туризма. Слёт проходил на берегу Северского Донца в районе поселка Красный Яр областного центра. В нём приняли участие 17 туристических групп – команды предприятий, организаций, учебных заведений и клубов из различных городов и районов Луганской области, всего более 200 человек. В течение двух дней они соревновались в технике пешеходного и водного туризма, ориентировании на местности, участвовали в конкурсе туристической самодеятельности. Победителем этого областного слёта «Золотая осень» стала команда Луганского областного Центра детско-юношеского туризма.
С 29 сентября по 2 октября 2011 года в пос. Красный Яр состоялся ХХХІІ-й Луганский областной туристский слёт «Золотая осень» (окончание). На слёте выступили 11 команд от профсоюзных организаций области.
До 2014 года этот слёт являлся составной частью программы «Патриот Луганщины», и проводится с целью воспитания молодёжи в духе патриотизма, уважения к историческому наследию, к традициям и культуре народов населяющих территорию Луганской области.





клубы

Ворошиовградский клуб туристов

Значки посвящены Луганскому городскому клубу туристов.

Городской клуб туристов в Луганске был создан, вероятно, в конце 1960-х г.г. В городском турклубе имелись секции, в частности, водного и горного туризма.

В конце 1970-х г.г. у турклуба появилось название «Лугань». В это время городской клуб туристов находился по адресу: кв. 50 лет обороны Луганска, 8. Перед самым развалом СССР по этому адресу стал располагаться юношеский клуб «Турист», а турклуб «Лугань» переехал на улицу Оборонную, 112.
После провозглашения независимости Украины, этот турклуб прекратил существование.

19.03.1998 была зарегистрирована молодёжная общественная организация Луганский туристско-спортивный клуб «Лугань» (руководитель Коротких Е.Г.), позже – молодёжный спортивный клуб «Лугань» (кв. Молодёжный, 20-а, спорткорпус Луганского университета им. В.Даля). Согласно информации, размещенной на бывшем сайте этого клуба, свою историю он вёл не с 1998 года, а с советских времён.
В 2014 году клуб «Лугань» прекратил существование.

В конце 1960-х г.г. был образован Луганский областной клуб туристов. Этот клуб имел свой жетон и значок, фото которых у меня нет.
В клубе было несколько секций, в том числе водного туризма и горного туризма. В 1980-х г.г. при областном турклубе работал пункт проката туристского снаряжения.

Ворошиловградтепловоз клуб туристов «Меридиан»

Значки посвящёны клубу туристов «Меридиан», который ранее существовал на п/о «Ворошиловградтепловоз».

Развитие туризма на Луганском тепловозостроительном заводе началось с весны 1927 года, когда при заводской комсомольской ячейке было организовано бюро туризма. Если применить современную терминологию, то при заводском бюро туризма были организованы три секции: водного, пешеходного и велосипедного туризма. Всего в дальних экскурсиях и путешествиях в 1927 году участвовало 150 человек.
Летом 1927 года в путешествие на Кавказ планировала отправиться группа туристов, примерно, в количестве 20-ти человек, но эта поездка не состоялась.

Лугансктепловоз клуб туристов «Меридиан»

К 1937 году к пешеходному, водному и велосипедному туризму, которые культивировались на заводе, добавились горный туризм и альпинизм. По состоянию на осень 1939 года в заводской секции альпинизма и туризма числилось 45 альпинистов и 35 туристов.

Возрождение туризма на тепловозостроительном заводе в послевоенные годы началось в середине 1950-х г.г., благодаря токарю цеха оснастки Надежде Доброезжевой, но почему-то заслугу в этом приписывают Николаю Григорьевичу Полякову, который пришёл работать на завод в 1957 году.

В 1958 году (по другой информации – в 1962 году) заводской секцией туризма был организован первый послевоенный категорийный горный поход на Кавказ.
К началу 1970-х г.г. турсекция была реорганизована в туристский клуб, работой которого руководил Сергей Зимин. В это время в турклубе были организованы три секции: пешеходного туризма, водного туризма, спортивного ориентирования.

В начале декабря 1976 года на заводе открылась школа туризма для подготовки организаторов турпоходов. В 1977 году эту школу окончило 60 человек.

По непонятной причине датой создания клуба туристов при спортивном клубе «Заря» считается – 15 декабря 1977 года. Ориентировочно в 1981 году у заводского турклуба появилось название – «Меридиан». В 1987 году отмечалось 10-летие создания туристского клуба и в заводской газете «Октябрьский гудок» этому событию было посвящено несколько заметок (ещё одна заметка).

Тренировки заводских скалолазов и альпинистов проходили в Успенском карьере.

В феврале 1983 года при турклубе «Меридиан» была организована агитбригада под названием «Горизонт».
К середине 1980-х г.г. турклуб «Меридиан» считался одним из лучших турклубов УССР и его опыт изучался далеко за пределами области. В этот период председателем клуба был Виктор Васильевич Савостиков (оставался председателем до распада СССР).
К 1987 году турклуб «Меридиан» объединял пять секций по различным видам туризма: пешеходный, велосипедный, лыжный, водный (секция создана в 1969 году), горный (секция создана в 1973 году) и других любителей "родственных" направлений активного отдыха и спорта (к 1988 году были созданы ещё секции – подводного плавания и альпинизма).

Дважды в году – в мае-июне и в сентябре проводились традиционные заводские слёты туристов (первый заводской турслёт состоялся в 1958 году). Кроме того, туристы тепловозостроительного завода небезуспешно ежегодно принимали участие в городских (1974 год) и областных туристских слётах (1980 и 1983 годы), а также республиканских турслётах спортивного общества «Авангард» (1962 год).

Насущные проблемы туристов п/о «Ворошиловградтепловоз», кроме отчетно-выборных конференций СК «Заря», которые проходили один раз в два года, также рассматривались и отдельно на конференциях туристов.

В 1988 году, к имеющейся заводской туристической базе «Мечта» в пос.Новая Ильенка Станично-Луганского района (открыта в 1979 году), была открыта ещё одна – на Северном Кавказе.

С 1988 года объединение «Ворошиловградтепловоз» начинает работать в условиях полного хозяйственного расчёта и самофинансирования. Как следствие, руководство объединения было вынуждено пойти навстречу пожеланию правления клуба «Меридиан» и также перевести его на хозрасчёт – с начала 1989 года «Меридиан» становится хозрасчетным клубом и фактически переходит на финансовую независимость от СК «Заря».

Информации о турклубе «Меридиан» после провозглашения независимости Украины, у меня пока никакой нет.

Название некоторых туристских клубов Луганской области: «Восход» (Северодонецк), «Кристалл» (Красный Луч), «Простор» (Молодогвардейск), «Эхо» (Алчевск), «Меридиан» (Алчевский металлургический завод), «Пилигрим» (Алчевский горно-металлургический институт), Рубежанский турклуб (без названия).



прочее

Ворошиловградская область туризм
туризм Ворошиловградская область

Значки посвящены спортивному туризму Луганской области.

Друг от друга значки отличаются размером. Их изготовление было приурочено к одному из областных слётов туристов, который проводился в 1980-е г.г. в Боково-Платово.

Значки изготовлены в г. Красный Луч.





Последнее обновление страницы – 01.08.2023

Варианты
Навигация
Яндекс.Метрика