Донбасс – Эльбрус

Рассказ о походе макеевских рабочих на Эльбрус

Вчера, 14 мая, в редакцию «Социалистического Донбасса» посетила группа макеевских альпинистов, совершившая в первомайские дни вос- хождение на Эльбрус. Начальник горного похода тов. Мицкевич рассказал об альпиниаде:
– Кроме меня в нашей альпинистской группе были: слесарь Макеевстроя тов. Самохвалов, электрослесарь завода № 10 «Кокс» тов. Вещу- ров, испытатель электроприборов металлургического завода им. Кирова тов. Белых, слесарь шахты «София» тов. Косенко, токарь метал- лургического завода им. Кирова тов. Садовщиков, забойщик шахты № 13 тов. Буровщиков и проводник тов. Джапуев, присоединившийся к нам уже возле самого Эльбруса. Все альпинисты – значкисты «ГТО», крепкие, выносливые люди.
29 апреля, утром, мы начали восхождение. Первое время брели по колено в снегу. К вечеру мы поднялись на 3200 метров до первого приюта альпинистов. 30 апреля, утром, мы тронулись дальше в путь. У тов. Садовщикова появились признаки горной болезни. Мы его разгрузили от ноши, а затем оставили дожидаться нашего возвращения в «Приюте одиннадцати». На высоте 4200 метров мы вынуждены были через каж- дые 100 шагов останавливаться для отдыха. Воздух там был настолько разряжён, что трудно было дышать. Сердце и пульс работали очень учащённо. С огромными усилиями добрались мы до последнего «Приюта девяти».
В ночь на 1 мая началась сильная снежная буря. Помещение, в котором мы отдыхали, было засыпано снегом и нам пришлось его откапы- вать. Два дня нам пришлось отсиживаться, выжидая окончания бури.
В ночь на 3 мая буря стихла. Вершина Эльбруса была закрыта тучами. Мы решили двинуться вверх. Здесь у нас произошла авария. Участник экспедиции тов. Белых сорвался с "кошек", и стремглав покатился по обледенелой крутизне. Прежде чем мы успели оказать ему помощь, он уже скрылся из виду. Мы устроили совет и решили засесть в камнях, дожидаясь рассвета. Рассвет в горах наступает рано. Как только стало светать, мы увидели, что далеко внизу идёт по снегу человек. Это был Белых. Мы невероятно обрадовались тому, что наш товарищ жив и цел. Снова двинулись вперёд.
Недалеко от вершины с нами произошла вторая неприятность. Обычно восхождение на вершину совершается через седловину, от которой до самой высшей точки Эльбруса 400 метров. Попытки брать вершину "в лоб", а не обходным путём через седловину, считаются вредным ре- кордсменством. Это рекордсменство вышло у нас вынужденным, ибо проводник, из-за тумана, сбился с дороги.
3 мая в 10 часов утра, когда страна после праздников снова приступила к творческому труду, мы достигли вершины Эльбруса. Из всей нашей группы пришли на вершину трое: я, Самохвалов и проводник Джапуев. Остальные товарищи ждали нашего возвращения в горных приютах.
На самой вершине тов. Самохвалов ещё нашёл в себе силы для того, чтобы сделать "стойку".
На вершине мы нашли кучу камней, сложенную побывавшими здесь в 1933 году студентами Московского геодезического института, в которой был спрятан небольшой бюст Ленина. Мы положили к подножию этого бюста принесённое нами первомайское красное знамя. Здесь же на вершине мы также нашли звезду, оставленную командирами Красной армии – участниками недавней альпиниады командиров РККА. Мы оста- вили на вершине закупоренную цинковую банку с нашими автографами.
Насколько я помню, это, кажется, первая экспедиция на Эльбрус, участниками которой были: слесари, токари, забойщики – рядовые рабочие-физкультурники.
Сейчас мы ставим перед собой задачу вовлечь лучших физкультурников Донбасса в альпинистское движение. Командировать наших альпи- нистов для прохождения подготовки в высокогорных лагерях с тем, чтобы подготовить новую массовую экспедицию на Эльбрус, которая установила бы на вершине горы статую того, кем гордится пролетарский Донбасс – Клима Ворошилова.