В начале 40-х г.г. в СССР, под влиянием повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда», возникло тимуровское движение. Это массовое патриоти- ческое движение пионеров и школьников, содержанием которого являлась гражданская забота о нуждающихся в помощи людях, просуществовало до середины 50-х г.г.
В начале 60-х г.г. на смену тимуровскому пришло коммунарское движение, просуществовавшее до начала 70-х г.г. Термин "коммунарское движение" появился в прессе примерно в 1963 году, когда в стране появились сотни "секций клуба Юных коммунаров".
По инициативе ленинградского философа и педагога-исследователя И.П.Иванова в 1956 году в Ленинграде было создано небольшое молодежное инициативное субкультурное объединение педагогов "Союз энтузиастов" ("СЭН"). Первоначально это был кружок преимущественно пионерских вожатых, которые были крайне не удовлетворены системой воспитательной работы, господствовавшей в пионерской организации. "Инкуба- ционный период" продолжался до марта 1959 года, когда "сэновцы" создали при Доме пионеров Фрунзенского района Ленинграда сводную районную пионерскую дружину, названную "Коммуной юных фрунзенцев" (КЮФ). Для обозначения нового типа внешкольного воспитательного коллектива был взят термин "коммуна". С самого начала КЮФ стала самодеятельным инициативным самоуправляемым субкультурным объеди- нением детей и их "старших друзей". По существу это было неформальное объединение, хотя и считавшееся официально "районной школой пионерского актива", но по сути своей КЮФ стала антиподом "школ пионерского актива" того времени. Объективно в КЮФе происходило и воспитание и обучение, но это осуществлялось в соответствии с принципом "скрытой педагогической позиции" и делалось не средствами "от- крытого воспитательного воздействия", а косвенно – через организацию "воспитывающих ситуаций", через воспитывающую "коллективную творческую деятельность". "Создаваемые по её примеру другие коммуны превратились в своеобразные секции внутри школьных комсомольских организаций, противопоставляли себя им, пытались чуть ли не в полном объёме подменять школьный комсомол. Члены секций юных комму- наров, не стараясь улучшать содержание работы школьных комсомольских организаций, огульно критиковали их. Это приводило к неправиль- ному, упрощённому пониманию устава комсомола. Вместо него – свои законы, зачастую отличающиеся пустой фразеологией, отсутствием конкретного содержания. Вполне естественно, что эта форма работы умерла так же скоро, как и родилась..." [Ленинградский опыт изучения и оценки деятельности неформальных группировок / В.В. Грибанов, Э.П. Теплов // Криминологи о неформальных объединениях. - М.: Юрид. лит., 1990.].
К концу 60-х г.г. желания быть "гвардией комсомола" в среде юных коммунаров оставалось все меньше.