планеризм в Луганске

Воздушный спорт

 

Современные самолёты – весьма неэкономичные летательные аппараты. Все громкие рекорды достигнуты не столько за счёт улучшения аэродинамических качеств машин, сколько за счёт увеличения мощности моторов и их числа на самолётах, что сильно удорожает аэропланы. Об'яснения нужно искать в значительной мере в том, что авиация больше всего развивалась в годы империалистической войны, когда пресле- довалась не дешевизна, а наибольшая целесообразность применения в данный момент. Только сравнительно недавно начали работать над вопросами улучшения аэродинамических качеств самолётов, улучшения мощности моторов и удешевления конструкции. Прандтль, наш про- фессор Жуковский и др. построили лаборатории с аэродинамическими трубами. Но исследование моделей самолётов в аэродинамических трубах обходится весьма дорого. Кроме того, эти исследования не дают исчерпывающих результатов вследствие малых размеров моделей по сравнению с натуральной величиной самолётов.
Вследствие малой стоимости планеров (в 12-15 раз дешевле самолёта в аэродинамических трубах), опыты с ними обходятся во много раз де- шевле, чем с самолётами или аэродинамической трубой. Безмоторная авиация имеет, таким образом, большое научное значение. При помо- щи её можно изучать и улучшать аэродинамические условия полёта. С другой стороны, благодаря их малой скорости, на планерах очень удобно обучать полётам. Не так трудно, говорят инструкторы авиашкол, выучиться летать, как выучиться садить машину (подводить её к зем- ле). Минимальная посадочная скорость самолёта – 60-70 километров в час, планера же в 10-12 раз меньше. Таким образом, задачи безмо- торной авиации, как и воздухоплавания (шары малой кубатуры), очень велики.

Зарождение планеризма относится к моменту зарождения авиации, а именно к концу XIX столетия (1891 год), когда немецкий инженер Отто Лилиенталь практически впервые разрешил проблему парящего полёта. В 1903 году его последователи – братья Райт, установкой мотора на планере, создали моторную авиацию. С этого момента замечается затишье в развитии планеростроения – центр тяжести был перенесён на самолёты.
Возрождение безмоторной авиации относится к 1920 году (в Германии). Толчок дал Версальский договор, в силу которого авиационное строи- тельство в Германии не могло развиваться. Ища выхода, Германия взялась за безмоторную авиацию.
Рекорд продолжительности полёта на планере – 12 часов 6 минут (Германия, лётчик Шульц). Наш лётчик Яковчук на «КПИР'е» летел – 9 часов 35 минут. Наибольшее расстояние, пройденное на планере – 24.3 километра (Неринг на «Консуле», Германия), наибольшая высота – 0.8 ки- лометра.

У нас в Луганске при окружном совете Осоавиахима в этом году была организована секция воздушного спорта. Эта секция всколыхнула всех друзей авиации. Организованы планерные кружки при железной дороге, фабзавучах завода ОР и № 60, где сейчас идёт подготовительная теоретическая работа. Остановка за чертежами из Москвы, которые уже выписаны.

А. Тембаев

 

газета «Луганская правда» за 13 декабря 1927 года






Воздушный спорт

 

При окрсовете Осоавиахима организована специальная секция воздушного спорта. Она уже приступила к плановому руководству кружка́ми воздухспорта и авиазнаний. К кружка́м прикрепляются руководители-специалисты. В городе Луганске работают кружки́ при железнодорожном техникуме и при фабзавуче заводов ОР и № 60. Также организуются кружки́ при клубах и учебных заведениях.
Начата подготовка к постройке планера (учебного безмоторного самолёта), на котором весной начнётся тренировка авиа-спортсменов. Связь с инженерной секцией даст возможность развить серьёзную научно-исследовательскую работу и окажет помощь авиа-конструкторам в облас- ти авиационного и воздухоплавательного изобретательства.

 

газета «Луганская правда» за 23 декабря 1927 года