луганский аэроклуб

Дадим стране 150000 лётчиков

 

Николай Никитич Крупчатников, старый кадровый рабочий завода имени Менжинского (Москва), выступая на рабочем собрании по докладу де- легата чрезвычайного VIII с'езда Советов Героя Советского Союза, лётчика тов. Каманина, сказал:

Германский фашистский генерал Геринг, всем известная личность, заявил, что Германии нужно подготовить 70000 лётчиков. Я думаю, что на заявление фашистского генерала нам нужно ответить таким образом, чтобы мы в короткое время имели в стране 150000 лёт- чиков.
Мы должны в ближайшее время подготовить 150000 лётчиков. Они должны научиться лётному делу без отрыва от производства. Они должны хорошо летать, высоко летать, далеко летать
.

Предложение Николая Никитича Крупчатникова не только было принято и записано в резолюции рабочего собрания, но и встретило живейшие отклики со стороны комсомола и беспартийной молодёжи всей нашей великой страны.
Да и как же могло быть иначе? Ведь в Сталинской Конституции, с восторгом принятой чрезвычайным VIII с'ездом Советов и всей нашей стра- ной, в статье 133 говорится: Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР.

Можем ли мы, ворошиловградцы, воспитанники нашего аэроклуба, остаться безучастными к этому призыву? Трудящиеся города, носящего имя первого маршала Советского Союза Климентия Ефремовича Ворошилова, всегда были, есть и будут впереди по готовности к обороне нашего социалистического отечества.
Под руководством городского партийного комитета и горкома комсомола, Ворошиловградский аэроклуб в этом году вышел на одно из первых мест в Донбассе, на Украине и в Союзе. Если в 1934 году наш аэроклуб выпустил 25 пилотов, а в 1935 году – 43 пилота, то в 1936 году выпу- щено 108 пилотов и 31 инструктор-общественник. Кроме того, в этом году выпущено 258 парашютистов, совершивших прыжки с самолёта, 33 парашютиста-спортсмена, создан спортивно-парашютный отряд из 120 человек, выпущено 185 планеристов, которые перешли обучаться на моторное летание, обучаются 36 авиатехников и выпущено 99 человек разных авиационных специальностей.
Новый учебный год начался своевременно, и сейчас 123 курсанта уже сидят за партами и изучают теорию авиационных наук.

Сейчас, когда призыв менжинцев принят и одобрен трудящимися крупнейших городов Союза, Центральным Комитетом комсомола и Цент- ральным Советом Осоавиахима, когда авиационная промышленность страны выросла настолько, что сможет снабдить в достаточном коли- честве материальной частью для обучения новых десятков тысяч лётчиков, и когда фашистские хищники усиленно готовятся на нас напасть, мы со своей стороны требуем значительно увеличить число обучающихся лётному делу без отрыва от производства в нашем орденоносном городе и во всём Донбассе.
Ворошиловград обладает достаточными лётными и техническими кадрами, достаточным количеством молодёжи, желающей овладеть лётной техникой, чтобы справиться с этой почётной задачей, и в борьбе за подготовку 150000 лётчиков занять должное место. Поэтому требуем, что- бы не 123 курсанта, а минимум 350 человек мы обучили в 1937 году.

Мы, инструктора-общественники, продолжая повышать лётную квалификацию, берёмся без отрыва от производства и основной работы обу- чить лётному делу не меньше как по 5 человек новых учлётов.

Мы, пилоты, берёмся в кратчайший срок сдать зачёты на инструкторов, чтобы отдать свои знания на подготовку новых лётных кадров.

Мы призываем всех комсомольцев и всю трудящуюся молодёжь нашего города и всей Донецкой области, овладевать лётным искусством, что- бы выполнить поставленную межинцами задачу – дать стране 150000 лётчиков.

 

Инструктора-общественники и пилоты-выпускники третьего набора:
Стогнушко, Мясоедова, Кравченко, Тимофеев, Копытин, Бухбиндер,
Киреев, Швечиков, Кратинов, Молодчий, Новожилов, Ануфриенко,
Семёнов, Герасименко, Панченко, Велигура, Яковлева, Вернигора,
Тимошев,Филиппичев,Семижёнов,Тищенко,Кишкин,Поляков,Минин


газета «Ворошиловградская правда» за 14 декабря 1936 года






Окрылим молодёжь города Ворошиловграда

 

Обсудив предложение рабочих завода имени Менжинского о подготовке 150 тысяч лётчиков, актив Осоавиахима Климовского района, собрав- шийся на общегородское собрание 12 декабря, принял по этому поводу следующую резолюцию:

Осоавиахимовский актив Климовского района приветствует и целиком поддерживает инициативу рабочих завода имени Менжинского о подготовке в кратчайший срок в нашей стране 150 тысяч лётчиков.
Ворошиловград – больше, чем какой-либо другой город имеет огромные возможности значительно увеличить подготовку и выпуск пило- тов против заданий, которые имеет аэроклуб на 1937 год.
Мы выдвигаем вопрос перед всеми организациями города о создании филиалов аэроклуба на таких предприятиях, как завод № 60 и имени Октябрьской революции.
Все осоавиахимовские организации города, совместно с комсомолом, должны сейчас же развернуть широкую массовую работу среди моло- дёжи, раз'ясняя ей значение и задачи советской авиации, прививая ей любовь к авиации, вовлекая молодёжь в планерные и парашютные кружки́, в школы моторного летания.
Окрылим молодёжь родины Ворошилова и тогда мы можем смело заявить, что наш орденоносный город станет неприступной крепостью обороны
.

Резолюцию подписали от имени 60-ти человек, присутствовавших на совещании, члены президиума товарищи Бурхачёв, Рывкин, Курс, Черняк, Бухбиндер, Никитин, Забабурин, Горовецкий, Мысник.

Совещание также поручило районному совету, совместно с райкомом комсомола, выработать практические мероприятия и передать их на ут- верждение райпарткома.

 

газета «Ворошиловградская правда» за 14 декабря 1936 года






Дадим стране 150000 пилотов


Подготовим 50 лётчиков

 

Заводской комитет комсомола завода имени Косиора, совместно с комсомольскими организаторами цехов, обсудив призыв рабочих завода имени Менжинского, решили дать стране в 1937 году 50 пилотов.
В прошлом году завод послал учиться в аэроклуб 13 человек. Недавно их выпустили. Поэтому уже сейчас завод имеет подготовленных 11 пило- тов и 2 инструктора-общественника.
Было бы неплохо, чтобы в помощь аэроклубу несколько заводов, как, например, заводы имени Косиора, Артёма, Акулова, Якубовского, органи- зовали филиалы аэроклуба.
Директор завода имени Косиора тов. Костюченко посылает письмо в Главное управление тяжёлого машиностроения Наркомтяжпрома, в кото- ром просит разрешить заводу выделить средства на приобретение самолёта и на постройку ангара.
Мы будем стремиться к тому, чтобы наши учлёты овладели лётным искусством, умели защищать завоёванное и записанное в Сталинской Кон- ституции, чтобы наши учлёты были лучшими из тех, которые должны стать "поколением крылатых людей" (А. Косарев).

 

Секретарь завкома комсомола
завода имени Косиора
Г. Ефимов


Будем инструкторами

 

Вполне понятно появление призыва менжинцев. Только в эпоху Сталинской Конституции мы сможем поставить на её защиту 150 тысяч "кры- латых" людей.
В этом году один из нас стал пилотом, второй – авиамотористом. Мы стали полноправными гражданами великой воздушной державы. Поста- раемся стать инструкторами-общественниками как можно скорее, чтобы подготовить 5 пилотов и 5 авиатехников, а затем с гордостью заявить – это наши воспитанники-пилоты, готовые стать на защиту родины, на защиту нашей счастливой жизни, данной великим учителем, вождём и другом – товарищем Сталиным.

 

Рабочие завода имени Косиора –
пилот В. Геринг, моторист К. Енакиев


Говорят инструктора-лётчики

 

Вместо подготовленных в этом году 13 пилотов, из которых 10 сдали зачёты отлично, я обязуюсь в 1937 году совместно с инструктором-об- щественником подготовить 25 пилотов-отличников и постараюсь воспитать их так, чтобы враг не ушёл от самолёта.

 

Инструктор аэроклуба
Ивченко

*   *   *

14 пилотов – моих воспитанников, бороздят голубое небо советской страны. В ответ на призыв менжинцев я подготовлю без отрыва от произ- водства 15 пилотов-отличников, а с помощью инструктора-общественника обязуюсь подготовить ещё 8 пилотов.

 

Инструктор аэроклуба
А. Козлов

*   *   *

Я, инструктор-общественник, беру на себя социалистическое обязательство помочь молодым пилотам освоить авиационную технику и лётное дело. В 1937 году я подготовлю 6 пилотов-отличников.

 

Инструктор-общественник аэроклуба
Зинаида Стогнушко



газета «Ворошиловградская правда» за 16 декабря 1936 года






Дадим стране 150000 пилотов


12 учатся, дадим ещё

 

В своей комсомольской организации мы обсудили предложение рабочих завода имени Менжинского о подготовке в кротчайшее время 150 ты- сяч пилотов без отрыва от производства. Мы, курсанты Ворошиловградского аэроклуба, не можем обойти молчанием этот весьма важный при- зыв, который, в первую очередь, касается нас – комсомольцев. Совершенно правильно указывает в своём письме лётчик-орденоносец В. Кок- кинаки, для чего нам необходимо готовить лётные кадры.
Каждый из нас обязуется вовлечь в школу пилотов при аэроклубе на 1937 год не менее 2-х человек.
В настоящее время 12 молодых рабочих нашего цеха учатся в аэроклубе. Одновременно мы решили организовать кружок парашютистов из 25-ти человек при цеховом военном уголке. Просим аэроклуб выделить нам инструктора-парашютиста. Комсомолец Епихин, выпускник-отлич- ник аэроклуба, обязуется организовать кружок по изучению моторов самолёта.
Мы также предлагаем у нас на заводе организовать филиал Ворошиловградского аэроклуба. Такие возможности у нас есть, а это даст возмож- ность охватить лётной учёбой большое количество молодёжи.

 

Комсомольцы новокотельного цеха
завода имени Октябрьской революции,
курсанты Ворошиловградского аэроклуба:
Епихин, Третьяков, Кузьмин, Кушнаренко,
Шурдук, Савченко, Бойко, Малышевская,
Велигура и другие
парашютисты: Воронин, Каплун



газета «Ворошиловградская правда» за 17 декабря 1936 года






Молодёжь – на самолёты

Ко всем комсомольцам, партийным, советским, профсоюзным и хозяйственным организациям Донецкой области

 

Дорогие товарищи!
Чрезвычайный VIII Всесоюзный с'езд Советов, утверждая великую Сталинскую Конституцию, выразил единодушную волю и готовность много- миллионного народа СССР жизнью своей защищать социалистическую родину и Конституцию победившего социализма от капиталистического мира и фашистских варваров.
Призыв рабочих завода имени Менжинского о подготовке 150000 лётчиков встретил живой и дружный отклик широких трудящихся масс и всей советской молодёжи.
Подготовить стране 150000 лётчиков – большое и серьёзное дело и оно будет с успехом выполнено, ибо за него взялся ленинско-сталинский комсомол и вся общественность Советского Союза.
Шахтёры, металлурги, транспортники и все трудящиеся Донбасса всегда считали своим кровным делом крепить оборону своей родины, и нет сомнения, что в подготовке лётчиков Донбасс будет в рядах передовых областей Советского Союза. Уже сейчас донецкие аэроклубы Осоавиа- хима стали большой силой в подготовке пилотов. В этом году мы подготовили 747 лётчиков и 179 инструкторов – это наш первый вклад в 150000.
Стахановцы шахт, заводов и полей Донбасса умеют не только хорошо рубить уголь, плавить первоклассный металл, но умеют отлично изучать самолёт, владеть в совершенстве сложной техникой, чтобы быть хозяином воздуха, ибо мы знаем слова товарища Ворошилова – Кто в наше время силён в воздухе, тот вообще силён.

Любимой у молодёжи Донбасса стала наша славная авиация, крепнет и растёт авиационный спорт. Мы имеем уже сотни энтузиастов лётного дела. Вот лучшие молодые пилоты-отличники производства и учёбы в аэроклубах:
– Андрющенко – токарь старопаровозного цеха завода имени Октябрьской революции (Ворошиловград).
– Морозов – врубмашинист шахты имени Челюскинцев (Сталино).
– Шевелёв – инструктор ФЗУ завода имени Фрунзе (Константиновка).
– Бутович – орденоносец, работник по технике безопасности Динасового завода (Пантелеймоновка).
– Шалдырван – браковщик по металлу завода имени Ильича (Мариуполь).
– Алтунин – мастер завода № 4 (Макеевка).
– Ерёменко – слесарь Рудоремонтного завода (Красный Луч).
– Великин – машинист паровоза завода имени Орджоникидзе (Орджоникидзе).
– Коротенко – токарь завода имени Сталина (Краматорск).
– Дьяченко – слесарь и комсорг Содового завода (Славянск).
– Куликов – электрослесарь шахты «Красная звезда» (Чистяково).
– Давыдов – бригадир депо «Запад» (Дебальцево).
– Хамашин – слесарь шахты имени Ильича (Кадиевка).
– Этепко Шура – работница завода имени Кирова (Горловка).

За эти годы в аэроклубах выросли новые командиры и инструктора – питомцы наших аэроклубов:
тов. Кауров – начальник лётной части Константиновского аэроклуба, бывший рабочий завода № 45; тов. Петриченко – начальник лётной части Сталинского аэроклуба, бывший электромоторист, тов. Борисенко – инструктор-лётчик Ворошиловградского аэроклуба, бывший младший кон- дуктор станции имени Кагановича; тов. Манжилин – слесарь завода № 73, без отрыва от производства подготовивший группу лётчиков и де- сятки других.

В 1937 году мы обязуемся увеличить подготовку лётчиков в действующих аэроклубах в пять раз против 1936 года и в два-три раза увеличить в Донбассе сеть аэроклубов и филиалов.
Мы призываем стахановскую молодёжь Донбасса идти учиться в аэроклубы. Стать на деле поколением "крылатых" людей, в совершенстве ов- ладеть техникой лётного дела для защиты нашей великой социалистической родины!

Вся молодёжь Донбасса должна уметь летать! Поэтому в Донбассе не должно быть ни одного промышленного района без аэроклуба! Ни одно- го крупного предприятия и сельского района без филиала аэроклуба!
Мы, представители аэроклубов Донецкой области, приложим все усилия к тому, чтобы дать стране хорошо обученных и дисциплинированных бойцов, которые будут достойны имени славных героев-лётчиков, гордых соколов нашей великой родины.
Чтобы подготовить несколько тысяч лётчиков, нам нужна помощь всех организаций Донбасса. И мы не сомневаемся, что эту помощь получим.
Комсомольские организации по призыву менжинцев дают тысячи лучших своих товарищей на учёбу в аэроклубы.
От советских, профсоюзных организаций и хозяйственников мы ждём помощи в получении зданий для учебной работы аэроклубов, ремонта имеющихся помещений, отведения земли под аэродромы, повседневной заботы и содействия в развитии новых филиалов аэроклубов на своих предприятиях и превращения их, наряду с другими формами оборонной работы, в крепости обороны.

Мы, молодые пилоты, научившиеся без отрыва от производства управлять самолётом, обязуемся широко внедрить любовь к авиации среди нашей молодёжи, будем продолжать дальнейшее совершенствование – учиться на инструкторов, обучать новые кадры и этим крепить обо- рону страны Советов.

Да здравствует наша могучая родина – оплот мира и надежда трудящихся всех стран!
Да здравствует донецкий слесарь, замечательный полководец и строитель вооружённых сил СССР, первый маршал Советского Союза – Кли- ментий Ефремович Ворошилов!
Да здравствует лучший друг и создатель Красного воздушного флота, вдохновитель и организатор побед социализма в нашей стране, мудрей- ший великий учитель и вождь товарищ Сталин!

 

Участники совещания работников
аэроклубов Донецкой области



газета «Ворошиловградская правда» за 22 декабря 1936 года






За 150000 пилотов

 

Призыв менжинцев, встретивший огромную поддержку в нашей стране, возбудил новый огромнейший интерес среди молодёжи к авиации, к изучению сложной авиационной техники. Этот вопрос встал на повестке дня комсомольских и молодёжных собраний. Десятки и сотни заявле- ний поступает от молодёжи в комсомольские организации и аэроклубы.

Осветить этот огромнейший энтузиазм, раз'яснить и пропагандировать роль и задачи развития советской авиации, подготовку сотен тысяч но- вых авиационных кадров и является задачей низовой печати.
И совершенно правильно поступили газеты завода имени Октябрьской революции «Октябрьский гудок» и завода № 60 «Ударник», системати- чески освещающие этот вопрос на страницах своих газет.

«Октябрьский гудок» ещё 14 декабря напечатал беседу с председателем Центрального Совета Осоавиахима тов. Эйдеманом под заголовком: «Молодёжь советской страны – на самолёты! Страна будет иметь 150 тысяч лётчиков!».
В следующем номере, 16 декабря, «Октябрьский гудок» поместил письмо группы инструкторов-общественников и пилотов третьего выпуска Ворошиловградского аэроклуба ко всем комсомольцам и трудящейся молодёжи Ворошиловграда и всей Донецкой области, напечатанное в «Ворошиловградской правде» 14 декабря.
На другой день, 17 декабря, газета помещает подробный материал о том, как идёт обсуждение этого вопроса по цехам.
Каждый день в комсомольскую организацию, – пишет газета, – поступают новые и новые заявления о желании стать лётчиками и парашю- тистами.
Газета не только информирует читателя, но критикует бездействие и медлительность заводских организаций, в частности, спортивное обще- ство «Дзержинец».
Мы можем создать свой аэроклуб, в котором будем воспитывать будущих лётчиков, парашютистов. Но общество «Дзержинец» почему- то медлит, и до сих пор не определило своё место в выполнении этой почётной задачи.

С некоторым запозданием и с не такой последовательностью, но всё же, освещает этот вопрос и газета «Ударник».
17 декабря на первой странице дана подборка под заголовком: «Дадим стране крылатых людей». В своей статье тов. Рывкин – председатель заводского совета Осоавиахима – ставит вопрос о создании заводского аэроклуба.
Таня Масоедова – инструктор-общественник, отлично закончившая лётную учёбу при Ворошиловградском аэроклубе, в коротеньком письме призывает девушек своего завода идти на самолёт, изучать лётное дело.

Другие многотиражки и стенгазеты нашего города пока что молчат. Низовая многотиражная печать и стенгазеты Ворошиловграда должны пом- нить, что за взятое обязательство – подготовить в этом году 350 лётчиков, отвечает весь город, все предприятия и организации города.
На пути к осуществлению этой задачи будет немало трудностей, которые надо будет преодолеть. Низовая печать с первых же дней, по приме- ру «Октябрьского гудка», должна широко популяризировать эти задачи, взять под свой контроль дополнительный набор курсантов в аэроклуб, ход учёбы, создание условий и помощи будущим пилотам.

 

«Октябрьский гудок» – газета завода ОР
«Ударник» – газета завода № 60



газета «Ворошиловградская правда» за 22 декабря 1936 года






Дадим стране 150000 пилотов


В мандатной комиссии

 

Молодёжь сейчас занята одной мыслью – стать в число «150000». Летать, бороздить необ'ятный воздушный океан, научиться защищать роди- ну – это заветная мечта.

В Климовском райкоме комсомола заседает мандатная комиссия при приёме в аэроклуб – коридор заполнен весёлой молодёжью предприятий Климовского района, много девушек. В комнатах склонились головы над анкетами. Нужно дать точные, ясные ответы.
По одному заходят будущие пилоты в комнату, где заседает комиссия. Её председатель тов. Совин (заместитель секретаря райкома комсомо- ла) и представитель аэроклуба, строго проверяют анкетные данные.
– Где работает отец, мать, ваши родственники? Какое имеется образование? Когда вступили в комсомол?
– Как пишется слово "молодёжь", с мягким знаком или без? – задаёт вопрос председатель комиссии. – А "борщ"?
И нужно ответить, пилот должен быть грамотным.
Работница завода № 60 Клава Гладченко раз'ясняет, какая разница между народниками 70-х и 90-х годов.
Николай Щеглёв, стахановец-комсомолец фабрики имени Ворошилова. Боевой парень. Такой обязательно будет хорошим пилотом.
Много было учеников фабзавуча фабрики имени Ворошилова. На вопрос о годе рождения, почти все отвечают – 1919.
Катя Куринная тоже родилась в 1919 году, но она ещё мала ростом.
– Я ещё маленькая и пойду в планерную школу, подрасту – стану пилотом, – заявила она.

... А в коридоре каждого прошедшую мандатную комиссию с любопытством спрашивают:
– Ну, как? О чём спрашивали? Прошёл?
А он, махнув рукой, спешит уйти. Но по счастливому лицу видно, что мандатная комиссия рекомендовала его в аэроклуб.

С 23 декабря работает мандатная комиссия. За три дня она пропустила 106 человек. Из них рекомендовала аэроклубу и направила на меди- цинскую комиссию 96 человек.
Много в этом году молодёжи, хорошей, боевой молодёжи, пойдёт в ряды "крылатых" людей. Ворошиловград выполнит своё обязательство, сде- лает свой вклад в счёт «150000».

 

М. Валентинов



газета «Ворошиловградская правда» за 28 декабря 1936 года






«Стопятидесятитысячники» на аэродроме

 

Мягко шуршат шины под тяжестью полуторки. Прохладный утренний ветер обдувает лица молодых ребят. Первые 25 «стопятидесятитысячни- ков», окончившие теоретическую программу, поднимаются на каменнобродскую гору. Многим из них она уже знакома. Большинство из них – бывшие планеристы и парашютисты. Некоторые едут впервые. С этого дня для них открывается новая страница их биографии.
... Осторожно ходят они вокруг самолёта. Их интересует буквально всё. Молодой инструктор, воспитанник аэроклуба, выпущенный в прошлом году, тов. Пациора еле успевает отвечать на вопросы и раз'яснять всё молодым курсантам – будущим лётчикам.
После занятия в ангаре, у самолёта, курсанты были разбиты на лётные группы и закреплены за инструкторами. Дни наземной подготовки про- летят очень быстро и тогда наши ворошиловградские «стопятидесятитысячники» перейдут ко второй половине своей лётной учёбы – к изуче- нию управления самолётом в воздухе.

 

газета «Ворошиловградская правда» за 8 апреля 1937 года






Первые самостоятельные полёты

 

Как и обычно день на аэродроме начался на рассвете. В 5 часов утра один за другим поднялись самолёты в воздух. На двух площадках аэро- клуба идут учебные полёты курсантов-«стопятидесятитысячников». За два месяца практической учёбы курсанты успели многое. Они само- стоятельно управляют самолётом и закрепляют навыки посадки – самого сложного в лётном искусстве. Будущие пилоты уже совершили по 40-50 полётов с инструкторами и со дня на день ждут момента, когда им доверят самолёт и будет разрешено самим, без инструктора, под- няться в воздух.
И вот, вчера, радостная весточка разнеслась по звеньям и группам – три курсанта второго отряда вылетели самостоятельно. Первым вылетел на 50-м полёте курсант Макаров – рабочий новоинструментального цеха завода ОР (группа командира звена Ивченко), вторым и третьим – Толочко и Романов – рабочие новопаровозного цеха завода ОР. Оба вылетели на своём 51-м полёте (группа инструктора Андрющенко).

 

газета «Ворошиловградская правда» за 18 июня 1937 года






Зачёты в аэроклубе

 

Скоро курсанты Ворошиловградского аэроклуба и его филиалов получат звание пилотов. Первый набор ворошиловградских юношей и девушек в счёт «150000» сядет на самолёты.
На днях комиссия начнёт принимать у курсантов зачёты по лётной и теоретической подготовке.

 

газета «Ворошиловградская правда» за 9 октября 1937 года