|
|
Инструктора-общественники и пилоты-выпускники третьего набора: |
газета «Ворошиловградская правда» за 14 декабря 1936 года
Окрылим молодёжь города Ворошиловграда
Обсудив предложение рабочих завода имени Менжинского о подготовке 150 тысяч лётчиков, актив Осоавиахима Климовского района, собрав- шийся на общегородское собрание 12 декабря, принял по этому поводу следующую резолюцию:
Осоавиахимовский актив Климовского района приветствует и целиком поддерживает инициативу рабочих завода имени Менжинского о подготовке в кратчайший срок в нашей стране 150 тысяч лётчиков.
Ворошиловград – больше, чем какой-либо другой город имеет огромные возможности значительно увеличить подготовку и выпуск пило- тов против заданий, которые имеет аэроклуб на 1937 год.
Мы выдвигаем вопрос перед всеми организациями города о создании филиалов аэроклуба на таких предприятиях, как завод № 60 и имени Октябрьской революции.
Все осоавиахимовские организации города, совместно с комсомолом, должны сейчас же развернуть широкую массовую работу среди моло- дёжи, раз'ясняя ей значение и задачи советской авиации, прививая ей любовь к авиации, вовлекая молодёжь в планерные и парашютные кружки́, в школы моторного летания.
Окрылим молодёжь родины Ворошилова и тогда мы можем смело заявить, что наш орденоносный город станет неприступной крепостью обороны.
Резолюцию подписали от имени 60-ти человек, присутствовавших на совещании, члены президиума товарищи Бурхачёв, Рывкин, Курс, Черняк, Бухбиндер, Никитин, Забабурин, Горовецкий, Мысник.
Совещание также поручило районному совету, совместно с райкомом комсомола, выработать практические мероприятия и передать их на ут- верждение райпарткома.
газета «Ворошиловградская правда» за 14 декабря 1936 года
Дадим стране 150000 пилотов
Подготовим 50 лётчиков
Заводской комитет комсомола завода имени Косиора, совместно с комсомольскими организаторами цехов, обсудив призыв рабочих завода имени Менжинского, решили дать стране в 1937 году 50 пилотов.
В прошлом году завод послал учиться в аэроклуб 13 человек. Недавно их выпустили. Поэтому уже сейчас завод имеет подготовленных 11 пило- тов и 2 инструктора-общественника.
Было бы неплохо, чтобы в помощь аэроклубу несколько заводов, как, например, заводы имени Косиора, Артёма, Акулова, Якубовского, органи- зовали филиалы аэроклуба.
Директор завода имени Косиора тов. Костюченко посылает письмо в Главное управление тяжёлого машиностроения Наркомтяжпрома, в кото- ром просит разрешить заводу выделить средства на приобретение самолёта и на постройку ангара.
Мы будем стремиться к тому, чтобы
наши учлёты овладели лётным искусством, умели защищать завоёванное и записанное в Сталинской Кон- ституции, чтобы наши учлёты были лучшими из тех, которые должны стать "поколением крылатых людей" (А. Косарев).
|
Секретарь завкома комсомола |
Будем инструкторами
Вполне понятно появление призыва менжинцев. Только в эпоху Сталинской Конституции мы сможем поставить на её защиту 150 тысяч "кры- латых" людей.
В этом году один из нас стал пилотом, второй – авиамотористом. Мы стали полноправными гражданами великой воздушной державы. Поста- раемся стать инструкторами-общественниками как можно скорее, чтобы подготовить 5 пилотов и 5 авиатехников, а затем с гордостью заявить – это наши воспитанники-пилоты, готовые стать на защиту родины, на защиту нашей счастливой жизни, данной великим учителем, вождём и другом – товарищем Сталиным.
|
Рабочие завода имени Косиора – |
Говорят инструктора-лётчики
Вместо подготовленных в этом году 13 пилотов, из которых 10 сдали зачёты отлично, я обязуюсь в 1937 году совместно с инструктором-об- щественником подготовить 25 пилотов-отличников и постараюсь воспитать их так, чтобы враг не ушёл от самолёта.
|
Инструктор аэроклуба |
14 пилотов – моих воспитанников, бороздят голубое небо советской страны. В ответ на призыв менжинцев я подготовлю без отрыва от произ- водства 15 пилотов-отличников, а с помощью инструктора-общественника обязуюсь подготовить ещё 8 пилотов.
|
Инструктор аэроклуба |
Я, инструктор-общественник, беру на себя социалистическое обязательство помочь молодым пилотам освоить авиационную технику и лётное дело. В 1937 году я подготовлю 6 пилотов-отличников.
|
Инструктор-общественник аэроклуба |
газета «Ворошиловградская правда» за 16 декабря 1936 года
Дадим стране 150000 пилотов
12 учатся, дадим ещё
В своей комсомольской организации мы обсудили предложение рабочих завода имени Менжинского о подготовке в кротчайшее время 150 ты- сяч пилотов без отрыва от производства. Мы, курсанты Ворошиловградского аэроклуба, не можем обойти молчанием этот весьма важный при- зыв, который, в первую очередь, касается нас – комсомольцев. Совершенно правильно указывает в своём письме лётчик-орденоносец В. Кок- кинаки, для чего нам необходимо готовить лётные кадры.
Каждый из нас обязуется вовлечь в школу пилотов при аэроклубе на 1937 год не менее 2-х человек.
В настоящее время 12 молодых рабочих нашего цеха учатся в аэроклубе. Одновременно мы решили организовать кружок парашютистов из 25-ти человек при цеховом военном уголке. Просим аэроклуб выделить нам инструктора-парашютиста. Комсомолец Епихин, выпускник-отлич- ник аэроклуба, обязуется организовать кружок по изучению моторов самолёта.
Мы также предлагаем у нас на заводе организовать филиал Ворошиловградского аэроклуба. Такие возможности у нас есть, а это даст возмож- ность охватить лётной учёбой большое количество молодёжи.
|
Комсомольцы новокотельного цеха |
газета «Ворошиловградская правда» за 17 декабря 1936 года
Молодёжь – на самолёты
Дорогие товарищи!
Чрезвычайный VIII Всесоюзный с'езд Советов, утверждая великую Сталинскую Конституцию, выразил единодушную волю и готовность много- миллионного народа СССР жизнью своей защищать социалистическую родину и Конституцию победившего социализма от капиталистического мира и фашистских варваров.
Призыв рабочих завода имени Менжинского о подготовке 150000 лётчиков встретил живой и дружный отклик широких трудящихся масс и всей советской молодёжи.
Подготовить стране 150000 лётчиков – большое и серьёзное дело и оно будет с успехом выполнено, ибо за него взялся ленинско-сталинский комсомол и вся общественность Советского Союза.
Шахтёры, металлурги, транспортники и все трудящиеся Донбасса всегда считали своим кровным делом крепить оборону своей родины, и нет сомнения, что в подготовке лётчиков Донбасс будет в рядах передовых областей Советского Союза. Уже сейчас донецкие аэроклубы
Осоавиа- хима стали большой силой в подготовке пилотов. В этом году мы подготовили 747 лётчиков и 179 инструкторов – это наш первый вклад в 150000.
Стахановцы шахт, заводов и полей Донбасса умеют не только хорошо рубить уголь, плавить первоклассный металл, но умеют отлично изучать самолёт, владеть в совершенстве сложной техникой, чтобы быть хозяином воздуха, ибо мы знаем слова товарища Ворошилова – Кто в наше время силён в воздухе, тот вообще силён.
Любимой у молодёжи Донбасса стала наша славная авиация, крепнет и растёт авиационный спорт. Мы имеем уже сотни энтузиастов лётного дела. Вот лучшие молодые пилоты-отличники производства и учёбы в аэроклубах:
– Андрющенко – токарь старопаровозного цеха завода имени Октябрьской революции (Ворошиловград).
– Морозов – врубмашинист шахты имени Челюскинцев (Сталино).
– Шевелёв – инструктор ФЗУ завода имени Фрунзе (Константиновка).
– Бутович – орденоносец, работник по технике безопасности Динасового завода (Пантелеймоновка).
– Шалдырван – браковщик по металлу завода имени Ильича (Мариуполь).
– Алтунин – мастер завода № 4 (Макеевка).
– Ерёменко – слесарь Рудоремонтного завода (Красный Луч).
– Великин – машинист паровоза завода имени Орджоникидзе (Орджоникидзе).
– Коротенко – токарь завода имени Сталина (Краматорск).
– Дьяченко – слесарь и комсорг Содового завода (Славянск).
– Куликов – электрослесарь шахты «Красная звезда» (Чистяково).
– Давыдов – бригадир депо «Запад» (Дебальцево).
– Хамашин – слесарь шахты имени Ильича (Кадиевка).
– Этепко Шура – работница завода имени Кирова (Горловка).
За эти годы в аэроклубах выросли новые командиры и инструктора – питомцы наших аэроклубов:
тов. Кауров – начальник лётной части Константиновского аэроклуба, бывший рабочий завода № 45; тов. Петриченко – начальник лётной части Сталинского аэроклуба, бывший электромоторист, тов. Борисенко – инструктор-лётчик Ворошиловградского аэроклуба, бывший младший кон- дуктор станции имени Кагановича; тов. Манжилин – слесарь завода № 73, без отрыва от производства подготовивший группу лётчиков и де- сятки других.
В 1937 году мы обязуемся увеличить подготовку лётчиков в действующих аэроклубах в пять раз против 1936 года и в два-три раза увеличить в Донбассе сеть аэроклубов и филиалов.
Мы призываем стахановскую молодёжь Донбасса идти учиться в аэроклубы. Стать на деле поколением "крылатых" людей, в совершенстве ов- ладеть техникой лётного дела для защиты нашей великой социалистической родины!
Вся молодёжь Донбасса должна уметь летать! Поэтому в Донбассе не должно быть ни одного промышленного района без аэроклуба! Ни одно- го крупного предприятия и сельского района без филиала аэроклуба!
Мы, представители аэроклубов Донецкой области, приложим все усилия к тому, чтобы дать стране хорошо обученных и дисциплинированных бойцов, которые будут достойны имени славных героев-лётчиков, гордых соколов нашей великой родины.
Чтобы подготовить несколько тысяч лётчиков, нам нужна помощь всех организаций Донбасса. И мы не сомневаемся, что эту помощь получим.
Комсомольские организации по призыву
менжинцев дают тысячи лучших своих товарищей на учёбу в аэроклубы.
От советских, профсоюзных организаций и хозяйственников мы ждём помощи в получении зданий для учебной работы аэроклубов, ремонта имеющихся помещений, отведения земли под аэродромы, повседневной заботы и содействия в развитии новых филиалов аэроклубов на своих предприятиях и превращения их, наряду с другими формами оборонной работы, в крепости обороны.
Мы, молодые пилоты, научившиеся без отрыва от производства управлять самолётом, обязуемся широко внедрить любовь к авиации среди нашей молодёжи, будем продолжать дальнейшее совершенствование – учиться на инструкторов, обучать новые кадры и этим крепить обо- рону страны Советов.
Да здравствует наша могучая родина – оплот мира и надежда трудящихся всех стран!
Да здравствует донецкий слесарь, замечательный полководец и строитель вооружённых сил СССР, первый маршал Советского Союза – Кли- ментий Ефремович Ворошилов!
Да здравствует лучший друг и создатель Красного воздушного флота, вдохновитель и организатор побед социализма в нашей стране, мудрей- ший великий учитель и вождь товарищ Сталин!
|
Участники совещания
работников |
газета «Ворошиловградская правда» за 22 декабря 1936 года
За 150000 пилотов
Призыв менжинцев, встретивший огромную поддержку в нашей стране, возбудил новый огромнейший интерес среди молодёжи к авиации, к изучению сложной авиационной техники. Этот вопрос встал на повестке дня комсомольских и молодёжных собраний. Десятки и сотни заявле- ний поступает от молодёжи в комсомольские организации и аэроклубы.
Осветить этот огромнейший энтузиазм, раз'яснить и пропагандировать роль и задачи развития советской авиации, подготовку сотен тысяч но- вых авиационных кадров и является задачей низовой печати.
И совершенно правильно поступили газеты завода имени Октябрьской революции «Октябрьский гудок» и завода № 60 «Ударник», системати- чески освещающие этот вопрос на страницах своих газет.
«Октябрьский гудок» ещё 14 декабря напечатал беседу с председателем Центрального Совета Осоавиахима тов. Эйдеманом под заголовком: «Молодёжь советской страны – на самолёты! Страна будет иметь 150 тысяч лётчиков!».
В следующем номере, 16 декабря, «Октябрьский гудок» поместил письмо группы инструкторов-общественников и пилотов третьего выпуска Ворошиловградского аэроклуба ко всем комсомольцам и трудящейся молодёжи Ворошиловграда и всей Донецкой области, напечатанное в «Ворошиловградской правде» 14 декабря.
На другой день, 17 декабря, газета помещает подробный материал о том, как идёт обсуждение этого вопроса по цехам.
Каждый день в комсомольскую организацию, – пишет газета, – поступают новые и новые заявления о желании стать лётчиками и парашю- тистами.
Газета не только информирует читателя, но критикует бездействие и медлительность заводских организаций, в частности, спортивное обще- ство «Дзержинец».
Мы можем создать свой аэроклуб, в котором будем воспитывать будущих лётчиков, парашютистов. Но общество «Дзержинец» почему- то медлит, и до сих пор не определило своё место в выполнении этой почётной задачи.
С некоторым запозданием и с не такой последовательностью, но всё же, освещает этот вопрос и газета «Ударник».
17 декабря на первой странице дана подборка под заголовком: «Дадим стране крылатых людей». В своей статье тов. Рывкин – председатель заводского совета Осоавиахима – ставит вопрос о создании заводского аэроклуба.
Таня Масоедова – инструктор-общественник, отлично закончившая лётную учёбу при Ворошиловградском аэроклубе, в коротеньком письме призывает девушек своего завода идти на самолёт, изучать лётное дело.
Другие многотиражки и стенгазеты нашего города пока что молчат. Низовая многотиражная печать и стенгазеты Ворошиловграда должны пом- нить, что за взятое обязательство – подготовить в этом году 350 лётчиков, отвечает весь город, все предприятия и организации города.
На пути к осуществлению этой задачи будет немало трудностей, которые надо будет преодолеть. Низовая печать с первых же дней, по приме- ру «Октябрьского гудка», должна широко популяризировать эти задачи, взять под свой контроль дополнительный набор курсантов в аэроклуб, ход учёбы, создание условий и помощи будущим пилотам.
|
«Октябрьский гудок» – газета завода ОР |
газета «Ворошиловградская правда» за 22 декабря 1936 года
Дадим стране 150000 пилотов
В мандатной комиссии
Молодёжь сейчас занята одной мыслью – стать в число «150000». Летать, бороздить необ'ятный воздушный океан, научиться защищать роди- ну – это заветная мечта.
В Климовском райкоме комсомола заседает мандатная комиссия при приёме в аэроклуб – коридор заполнен весёлой молодёжью предприятий Климовского района, много девушек. В комнатах склонились головы над анкетами. Нужно дать точные, ясные ответы.
По одному заходят будущие пилоты в комнату, где заседает комиссия. Её председатель тов. Совин (заместитель секретаря райкома комсомо- ла) и представитель аэроклуба, строго проверяют анкетные данные.
– Где работает отец, мать, ваши родственники? Какое имеется образование? Когда вступили в комсомол?
– Как пишется слово "молодёжь", с мягким знаком или без? – задаёт вопрос председатель комиссии. – А "борщ"?
И нужно ответить, пилот должен быть грамотным.
Работница завода № 60 Клава Гладченко раз'ясняет, какая разница между народниками 70-х и 90-х годов.
Николай Щеглёв, стахановец-комсомолец фабрики имени Ворошилова. Боевой парень. Такой обязательно будет хорошим пилотом.
Много было учеников фабзавуча
фабрики имени Ворошилова. На вопрос о годе рождения, почти все отвечают – 1919.
Катя Куринная
тоже родилась в 1919 году, но она ещё мала ростом.
– Я ещё маленькая и пойду в планерную школу, подрасту – стану пилотом, – заявила она.
... А в коридоре каждого прошедшую мандатную комиссию с любопытством спрашивают:
– Ну, как? О чём спрашивали? Прошёл?
А он, махнув рукой, спешит уйти. Но по счастливому лицу видно, что мандатная комиссия рекомендовала его в аэроклуб.
С 23 декабря работает мандатная комиссия. За три дня она пропустила 106 человек. Из них рекомендовала аэроклубу и направила на меди- цинскую комиссию 96 человек.
Много в этом году молодёжи, хорошей, боевой молодёжи, пойдёт в ряды "крылатых" людей. Ворошиловград выполнит своё обязательство, сде- лает свой вклад в счёт «150000».
|
М. Валентинов |
газета «Ворошиловградская правда» за 28 декабря 1936 года
«Стопятидесятитысячники» на аэродроме
Мягко шуршат шины под тяжестью полуторки. Прохладный утренний ветер обдувает лица молодых ребят. Первые 25 «стопятидесятитысячни- ков», окончившие теоретическую программу, поднимаются на каменнобродскую гору. Многим из них она уже знакома. Большинство из них – бывшие планеристы и парашютисты. Некоторые едут впервые. С этого дня для них открывается новая страница их биографии.
... Осторожно ходят они вокруг самолёта. Их интересует буквально всё. Молодой инструктор, воспитанник аэроклуба, выпущенный в прошлом году, тов. Пациора еле успевает отвечать на вопросы и раз'яснять всё молодым курсантам – будущим лётчикам.
После занятия в ангаре, у самолёта, курсанты были разбиты на лётные группы и закреплены за инструкторами. Дни наземной подготовки про- летят очень быстро и тогда наши ворошиловградские «стопятидесятитысячники» перейдут ко второй половине своей лётной учёбы – к изуче- нию управления самолётом в воздухе.
газета «Ворошиловградская правда» за 8 апреля 1937 года
Первые самостоятельные полёты
Как и обычно день на аэродроме начался на рассвете. В 5 часов утра один за другим поднялись самолёты в воздух. На двух площадках аэро- клуба идут учебные полёты курсантов-«стопятидесятитысячников». За два месяца практической учёбы курсанты успели многое. Они само- стоятельно управляют самолётом и закрепляют навыки посадки – самого сложного в лётном искусстве. Будущие пилоты уже совершили по 40-50 полётов с инструкторами и со дня на день ждут момента, когда им доверят самолёт и будет разрешено самим, без инструктора, под- няться в воздух.
И вот, вчера, радостная весточка разнеслась по звеньям и группам – три курсанта второго отряда вылетели самостоятельно. Первым вылетел на 50-м полёте курсант Макаров – рабочий новоинструментального цеха завода ОР (группа командира звена Ивченко), вторым и третьим – Толочко и Романов – рабочие новопаровозного цеха завода ОР. Оба вылетели на своём 51-м полёте (группа инструктора Андрющенко).
газета «Ворошиловградская правда» за 18 июня 1937 года
Зачёты в аэроклубе
Скоро курсанты Ворошиловградского аэроклуба и его филиалов получат звание пилотов. Первый набор ворошиловградских юношей и девушек в счёт «150000» сядет на самолёты.
На днях комиссия начнёт принимать у курсантов зачёты по лётной и теоретической подготовке.
газета «Ворошиловградская правда» за 9 октября 1937 года