Все выше и выше гражданский летит самолет

Этот материал под рубрикой «На заре советской власти», подготовленный Стрельцовым Виктором Николаевичем, продол- жает рассказывать о малоизвестных и неизвестных фактах и событиях, которые происходили в Луганске и нашем крае (статья приводится в сокращённом виде – только касательно аэроклуба).

Аэроклуб – школа кадров гражданской авиации

На совместном заседании Президиума Горсовета и Бюро Горкома партии, состоявшемся 7 июля 1933 года, была принята резолюция: «Организация Аэроклуба и открытие воздушных линий должно стать делом широких масс трудящихся Луганского района. …Увязать работу Аэроклуба и открытие авиалиний с хозяйственной и политической жизнью города». Это означало, что долг «широких масс» достать из своего кошелька кровно заработанные и помочь стране в укреплении ее могущества. Этот помощник – «широкие массы» – участвовал в создании военной авиации и флота, в золотых займах, в фонде помощи селу, фонде помощи германскому пролетариату, коммунистическом интернационале молодежи (КИМ) и так далее. А что можно было возразить против лозунга «Все для победы ком- мунизма», тем более участвовали все «добровольно». Если у кого-то эта добрая воля не появлялась, он попадал в категорию – «не- сознательный элемент». Что за этим следовало, объяснять нет необходимости. В советский период не погибал лишь тот, кто смог глу- боко закопать в себе свое искреннее лицо. Да и кому его показывать – «все связаны одной цепью».

Еще один пункт резолюции гласил: «Аэроклуб должен стать организатором и пропагандистом технического строительства аэропорта – школой кадров гражданскому флоту». А значит, строительство аэропорта – тоже обязанность населения. Для контроля за осуществ- лением мечты – «все выше и выше» – был создан комитет во главе с председателем Луганского Горсовета т. Долгалевым в количестве 12 человек. Комитет должен был организовать сбор средств, на первом этапе – до 1 июля 1933 года – не менее 60000 рублей с пред- приятий города. Горсовет выделил 200000 руб. из бюджета, но с оговоркой – «Погасить их из средств, которые будут мобилизованы на строительство аэропорта и авиаклуба с населения». Наконец-то был определен и срок возобновления гражданских авиалиний из Лу- ганска – «Не позднее 1 августа 1933 года, задействовав общественность для завершения работ на летном поле». Директором Аэроклуба был назначен, инициатор его создания, А.С.Баранов. Участник гражданской войны (1918 -1921 г.г.), он в 1924 году был вновь призван в ряды РККА и служил в авиации. С 1932 года переведен в систему ОСОавиахима, был членом Президиума городского совета этой организации. В 1934 году, к 16-й годовщине РККА, по представлению начальника авиации Донецкой области т. Журовича был награжден Президиумом Луганского Горсовета ценным подарком – патефоном и премией в 100 рублей. В ближайшем будущем – 14 июня 1935 года – по докладной записке председателя городского отделения ОСОавиахима Гайдученко, Бюро горкома парии освободит А.С.Баранова от занимаемой должности с трактовкой: «За допущенную засоренность состава аэроклуба (там работали инструкторами летного дела три бывших военных летчика, участники 1-й мировой войны. – прим. авт.), за бесхозяйственность и недисциплинированность». Его место занял т. Бабков, в дальнейшем прославившийся своим умением организовывать авиамассовки, инсценировки воздушно-химического на- падения и демонстрации разных видов авиационного спорта.

После решения Горсовета закрутилась агитационная машина вокруг строительства аэропорта и аэроклуба. Была создана агитационная группа из 200 лекторов, проводивших работу перед началом всех киносеансов, футбольных матчей, театральных представлений, об- щественных мероприятий. 5 июля 1933 года в саду имени 1-го Мая прошел специальный вечер авиации с выставкой авиатехники, представленной Луганской военной авиашколой.

1 августа было организовано катание на самолетах авиашколы лучших активистов создания Аэроклуба. Общество «Динамо», Красный Крест, Автодор организовали агитационный велопробег по Луганскому району. Только листовок было напечатано 50000 экземпляров. К агитации Президиум Донецкого Облисполкома на своем заседании в начале июля 1933 года добавил еще и льготы начальствующему и летно-техническому составу аэроклубов: «Выделить квартиры и приравнять их к военнослужащим РККА. Облснабу отпускать ежеме- сячно по 100 летных пайков для руководителей планерных кружков. Рабочим, направленным от предприятий на курсы инструкторов авиаклубов, сохранять месячный заработок на предприятиях».

Планировалось развертывание авиаклубов в районах области – Горловке, Краматорске, Дружковке, Макеевке, Рыкове, Константиновке, Мариуполе и в самом Сталино (ныне Донецк). Всем этим городам предписывалось к 18 августа 1933 года быть готовыми к приему самолетов. К этим действиям руководство области подтолкнула инициатива луганчан. Видя результаты работ в Луганске, Президиум Донецкого Облисполкома, чтобы не отстать от районного города, принял постановление купить два самолета из бюджета области и организовать воздушное сообщение между районами области по двум маршрутам.

Перед Луганским аэроклубом стаяла основная задача – сбор средств на восстановление аэродрома. Предприятия не могли постоянно отчислять деньги в виде помощи, и Донецкий Облисполком своим решением от 3 августа 1933 года на основании постановления коллегии Народного комиссариата РКИ СССР от 28 июля этого же года разрешает всем предприятиям и организациям вступать в юридические члены аэроклубов. Это означало, что суммы можно было относить по бухгалтерии в затратную часть баланса. Луганский Горсовет возглавил гонку по сбору средств, внеся на счет аэроклуба 25000 руб. Кроме того, 17 августа 1933 года Горисполком обязал вступить в клуб все юридические лица и максимально привлечь туда работающих. Нам всем сейчас известны факты голода 1932-33 г.г., и можно только представить, с какой болью в сердце отдавали рабочие и руководители предприятий, заработанные средства.

Чтобы контроль над переоборудованием аэродрома находился в ведении Горсовета, своим постановлением № 28 от 25 августа 1933 года он принял решение о передаче аэродрома Луганскому межрайонному Аэроклубу на началах совместной эксплуатации с Граж- данским Воздушным Флотом. Главный инспектор ГВФ т. Скворцов 11 октября 1933 года направил протест на это решение, но в ответ Горсовет сообщил: «…ОСОавиахимом завезено большое количество стройматериалов и развернуты подготовительные работы к строи- тельству Аэроклуба и приведения взлетного поля в надлежащее состояние – свое решение подтверждаем». К этому моменту площадь взлетного поля была увеличена до 1800 кв метров за счет сельхозугодий совхоза «Металлист». 1 октября этого же года Главное Управление Гражданской Авиации все-таки добилось решения прокуратуры УССР о запрете эксплуатации Аэроклубом гражданского аэродрома, но против фразы: «Все делается для укрепления обороноспособности страны» не устояла даже прокуратура. Судя по док- ладной записке начальника аэродрома т. Бевз, на объекте продолжилось строительство ангара и капитальных строений без учета требований к взлетным полям. В результате этого самоуправства большинство строений вышли непригодными к эксплуатации как объекты аэропорта. В архивах пока не найдены данные, по которым можно с уверенностью назвать дату возобновления регулярных рейсов самолетов гражданской авиации из Луганска, но акт о приемке объектов летного поля и письмо на имя начальника УГВФ УССР с просьбой возобновить регулярные рейсы Луганск – Харьков дают основания считать их началом – октябрь 1933 года. Правда, окончание строительных работ, отраженных в акте приема, не соответствовало действительности. Во время визита 3 августа 1934 года в Луганск полярного летчика, Героя Советского Союза Сигизмунда Александровича Леваневского, выяснилось, что ангары так и стояли без крыш, хотя состоянием взлетного поля Луганского аэродрома летчик остался доволен.

По состоянию на 21 декабря 1933 года (спустя 4 месяца после образования Аэроклуба), на счет этой организации поступили 120296 рублей добровольных взносов от частных лиц и 80399 рублей – от юридических. Аэроклуб приобрел 11 планеров УС-3, 23 единицы самолетов «У-2», моторов резервных – 3 единицы. Были построены деревянные ангары на 4 самолета и на 9 планерных машин. В бюджет 1934 года горисполком заложил 150000 руб. на покупку еще пяти самолетов. Кроме того, своим решением (протокол № 43) он обязал завод ОР купить в 1934 году один военный самолет-разведчик Р-5 для Аэроклуба.

Печальна судьба директора Аэроклуба т. Бабкова. 21 августа 1937 года на заседании Бюро Ворошиловградского Горкома партии (про- токол № 31) его сняли с должности: «За разбазаривание государственных средств и засоренность враждебными элементами Аэроклу- ба». Для 37-го года такая формулировка однозначно определяла дальнейший жизненный путь или отсутствие его вообще. Начальником Аэроклуба был назначен т. Ключнев.

Виктор Стрельцов

При подготовке статьи использованы материалы из фондов Луганского областного краеведческого музея и областного архива.