Пароль лета: «Учёба»

Сегодня мы рассказываем о прошлогоднем опыте работы областного лагеря комсомольского актива «Олимп».

Для нас, отрядных комиссаров, работа в областном лагере комсомольского актива началась со знакомства с кругом своих обязанностей, и друг с другом.
На предыдущей встрече, которая состоялась в областной комсомольской школе, были выработаны принципы, положенные в основу «Конституции лагерных сборов»: учёба, самоуправление, труд, творчество.

14 июля 1978 года возле обкома комсомола выстроился ряд автобусов. В каждом из них – отряд со своим комиссаром – освобождённым комсомольским работником.
Комсомольские песни, смех, шутки не смолкали на протяжении всего пути в лагерь.

Было определено: высшим органом лагерных сборов является общее собрание, а его представители – штаб лагеря. Работой отряда руководит отрядное собрание, а текущее руководство осуществляют командир, который избирается сроком на один день и комсорг, который избирается сроком на неделю.
Цель такой повышенной сменности руководителя – привлечь большое количество комсомольцев к управлению отрядом, с тем, чтобы каждый смог проявить максимум организаторских способностей, умения, навыков.
Отряды – смешанные, состоящие из секретарей комитетов комсомола городских и сельских школ – для более широкого обмена опытом комсомольской работы.
Комиссары выполняют роль только советников. Их функции в отряде сводятся к необходимости научить, а не заставить. Например, время позднее, и комиссар рекомендует ложиться спать, но в отряде обсуждаются завтрашние мероприятия, и все голосуют за продолжение обсуждения. Стиль работы комиссаров: не повышать голос, избегать командирского тона.

В лагере организовано социалистическое соревнование, итоги которого подводятся ежедневно. Из шести отрядов, пять с половиной с утра работают в поле, а половина отряда дежурит на территории лагеря. Объекты работы разнообразные: сбор лука, чеснока, огурцов, кабачков, прополка капусты.
Одна из обязанностей комиссаров – подводить итоги социалистического соревнования между членами отряда. Постепенно на деле молодежь осознаёт, что побеждает не тот, кто только перевыполняет норму, а тот, кто хорошо трудится сам, и чувствует плечо товарища, помогает отстающим.

Штаб лагеря на первой линейке выступил с инициативой работать под девизом: «Один за всех, все за одного!». Работающих по этому принципу не захваливают. Отмечают только "единоличников", как аномалию, недопустимую для участников лагерных сборов. А впрочем, существовали они недолго, и быстро стали коллективистами.
Наибольшим наказанием в лагере считалось отстранение от работы. Когда нужно было выполнить наиболее ответственную и тяжёлую работу, комиссары разъясняли: нужны только добровольцы. И, как правило, шаг вперёд делал весь отряд.

Работа в поле очень сдружила молодёжь. Например, когда выяснилось, что не все участники лагерных сборов готовы к физическому труду в поле, то они отказались уезжать, когда их хотели отправить домой, а попросили дать им любую посильную работу, чтобы только остаться в лагере. Эту просьбу поддержали отряды, которые решили помогать им в поле.

День в лагере был насыщен полностью. Как-то Наталья К. написала домой о том, что она каждый день по 4 часа работает в поле, потом столько же слушает лекции, принимает участие в практических занятиях, различных мероприятиях, и что свободного времени почти нет. Её мама, прочитав это письмо, приехала в лагерь. После длительной с ней беседы, ребятам удалось переубедить её, что им в лагере хорошо, а то, что показалось маме страшным, для них было интересным и нужным.
Тема «Ни одной свободной минуты – здорово» повторилась, когда молодёжь со слезами на глазах прощалась с лагерем.
В городе часто не знаешь, куда себя деть, – такими были прощальные слова Николая Н.
Это – наша недоработка. Значит, мы не научили ребят активному отношению к жизни умению "применить себя в деле", хотя большинство участников лагерных сборов сумели того же лета организовать по месту жительства различные отряды.

Ребята учились не только работать, но и честности, принципиальности, умению сравнивать дела личные с делами страны. На вечерней линейке каждый день сообщалось о буднях страны и об итогах дня в лагере. Молодёжь чувствовала, что их сегодняшняя работа в поле – это частичка одного общего дела, их, пусть и скромная, страничка в летописи десятой пятилетки.
Как трудно достаётся хлеб, ребята узнали на встречах с передовиками производства Славяносербского района, руководителями хозяйств, членами ученических производственных бригад.

Однако, основной заботой руководства лагерных сборов являлось обучение комсомольского актива. Комсоргам школ читались лекции по актуальным проблемам марксистско-ленинской теории и практики коммунистического строительства. Тематика лекций касалась всех ключевых вопросов комсомольской работы. На практических занятиях изучались работы Л.И.Брежнева, постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
Большое воспитательное значение имел диспут «Что значит быть революционером сегодня?», на котором ребята познакомились с методикой проведения диспутов, учились быть мужественными, добрыми, справедливыми.

Основные усилия идейно-политической работы в лагере были направлены на достойную встречу 60-летия ВЛКСМ, XI всемирного фестиваля молодёжи и студентов на Кубе.
21 июля было объявлено в «Олимпе» днём солидарности. Деньги, заработанные трудармейцами в этот день, были перечислены в Фонд мира. А вечером в лагере звучали песни о мире, дружбе, были оформлены отрядные уголки «XI всемирный шагает по планете».
Праздник начался с конкурса политических плакатов «За солидарность, мир и дружбу». Все они носили ярко выраженный политический характер. Каждый отряд защищал свои конкурсные плакаты песнями, рассказами, стихами. Наиболее ценилось коллективное творчество. Завершился праздник тематическим вечером «Фестиваль на Кубе – фестиваль везде».

Во время лагерных сборов проходили и спортивные соревнования «Весёлые старты», встречи по футболу. Сборная «Олимпа» стала призёром в эстафетном забеге на соревнованиях среди лагерей труда и отдыха, находящихся в Славяносербском районе.

Бывая в городах и районах на мероприятиях, которые проводятся силами школьников, часто приходится слышать, что на их подготовку идут недели. В «Олимпе» мероприятия следовали одно за другим, а подготовка к ним занимала 2-3 часа. Методика простая: 20 минут, в течение которых каждый высказывает свои мысли. Идеи сыплются, как из рога изобилия, а комиссар их только фиксирует. Наконец идея вызрела, и сами по себе образуются группы исполнителей... Говорят, в науке это называется методом мозгового штурма.
Конкурсы комсомольской песни, «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», звёздный поход – вот далеко неполный перечень проведённых мероприятий.

Главный принцип лагерной жизни – самостоятельность. Поэтому для полного удовольствия ребят, в один из последних дней был проведён День самоуправления. Были в нём и элементы игры, и шутки, но, вместе с тем, он был серьёзным испытанием для молодёжи. Ребята избрали и начальника лагеря – Володю Высоцкого, и комиссара – Володю Губанова.

Лидеры, формальные и неформальные – имеются в каждом коллективе. Были они и в «Олимпе». Найти неформальных лидеров, определить неформальные группы, помогли и День самоуправления, и исследование, проведённое по специальной социометрической методике. Установление неформальных лидеров позволило комиссарам правильно руководить работой отрядов. Оказалось, что просто необходимо время от времени подкидывать идеи в присутствии наиболее энергичных активистов.

Быстро пролетели дни лагерных сборов. Подведены итоги работы, награждены грамотами обкома комсомола лучшие из лучших. Из лагеря комсомольцы увезли не только знания организационно-уставных вопросов комсомольской работы, а и уверенность в себе, понимание того, что главная красота человека – в его самоотверженном труде для людей, для Родины.

Директор областной комсомольской школы       Е. Верцанов

Секретарь Краснолучского горкома комсомола      Л. Смирнова

Комсорг группы школ Брянковского горкома комсомола        Л. Леонова

Комиссары лагеря комсомольского актива «Олимп-78»


газета «Молодогвардеец» за 9 июня 1979 года