Набор учащихся в сельско-хозяйственные профшколы под угрозой срыва. В александровскую профшколу, вместо 80 заявлений, подано 73, в успенскую профшколу, вместо 80 заявлений, подано только 46, в мало-николаевскую, вместо 40, подано только 15 заявлений. Но и среди этих, подавших заявления, лиц крестьян и их детей очень мало – не больше 30 процентов.
В чём дело? Какие причины столь странного явления? Неужели у крестьянской молодёжи нет тяги к учёбе? Оказывается, тяга есть и большая. Сотни деревенских парней и девушек осаждают профобр, желая поступить в городские рабфаки и индустриальные профшколы. В медицинскую профшколу, вместо 80, подано 360 заявлений, в индустриальную, вместо 120 заявлений, подано 300 с лишним. И среди этих, жаждущих учёбы людей, процент крестьян значительно больше 30.
В узком полутёмном коридорчике, у двери окрпрофобра, столпились с котомками и баульчиками, пришедшие из села люди. Шумят, галдят, бес- покоятся. И есть о чём! В городе нет квартир, стипендий мало. Город требует больших затрат, а денег нет.
Загоревшие лица быстро осунулись под тяжестью забот. Мы должны прямо сказать этим товарищам:
– Никаких улучшений в городе ждать не приходится. Квартир мало и стипендии останутся в том же ограниченном количестве. Мы должны чест- но посоветовать – идите в сельхозпрофшколы! Там вы будете удовлетворены всем. Набор в сельхозпрофшколы продлён до 1 октября. Воспользуй- тесь этим! Идите, берите агрономические знания, чтобы потом на своих полях, полях колхозов применить их к общему благу. В первую очередь следует идти тем, которые прошли курсы подготовки в профшколы и не смогли поступить в луганские городские школы.
А теперь о причинах.
В крестьянской гуще существует ложное мнение об учёбе вообще и о сельско-хозяйственной учёбе в частности. Ещё от старого времени осталось пренебрежительное отношение к тем, кто посвящает свою жизнь возне с чернозёмом и навозными удобрениями. Это старая деревенская интел- лигенция. Вышедшие из села, выскочившие из темноты невежества одиночки, привили массам этот нездоровый взгляд.
Сейчас нужно решительно пересмотреть и изменить это отношение к сельско-хозяйственной учёбе. И в сельско-хозяйственных науках, как и в хи- мии, как и в науках об энергии, открываются большие перспективы. В условиях отсталости сельского хозяйства агрономические знания найдут широкое благодарное применение. А работа по перестройке сельского хозяйства на социалистические рельсы – важный, очень ответственный участок всего нашего строительства.
Инспекторы просвещения, комсомольские ячейки должны широко растолковать молодёжи эти вполне очевидные истины. Надо широко популя- ризировать этот дополнительный приём в сельхозпрофшколы.
В нашем округе только три профшколы. Мы должны заполнить их лучшими представителями нового села. Побольше батраков, побольше бедно- ты, незаможников – вот основная установка набора в сельхозшколы. Только эти люди, привыкшие к труду, впитавшие трудовые навыки и клас- совое самосознание в плоть и кровь, смогут оправдать надежды партии и пролетариата. Только они смогут стать той средней, технически грамот- ной силой, которая должна поднять наше сельское хозяйство на ещё одну невиданную высоту.
Г. К-й
газета «Луганская правда» за 26 сентября 1928 года