В 20-й школе без перемен

На перемене педагоги собираются в учительской и выкладывают на стол принесённые из классов, как они называют, "трофеи". Здесь перья, резинки, спички, хлопушки, отобранные у учеников во время урока. Во многих классах 20-й школы дисциплина среди учащихся низкая. Итоги первых месяцев учебного года говорят и о низкой успеваемости. В 6-м "В" классе, например, только один ученик-отличник, один имеет хорошие оценки и 14 неуспевающих.
Такое положение неслучайно. В 20-й школе долгое время орудовали буржуазные националисты Блок и Чередниченко. Директор школы Чаплянко не мог не знать об их враждебных действиях, не мог не видеть, что некоторые ученики находились под влиянием враждебных элементов, совершали антинародные поступки. «Ворошиловградская правда» ещё 15 мая этого года писала об отсутствии политико-воспитательной работы среди детей 20-й школы, о развале пионерской работы. Чаплянко запретил детям читать этот номер газеты и приказал, чтобы духу не было её в школе.
После того, как Блок и Чередниченко были разоблачены (кстати, не директором, а партийной организацией школы), в школе остались их корешки. Учительница Павлова – дочь попа, по знакомству принятая Чаплянко на работу, неоднократно вела клеветнические, антисоветские разговоры. И тем не менее, Павлову, по рекомендации парторга Теслицкой, избрали членом местного комитета.
Заведующему городским отделом народного образования Богуславскому хорошо известно о затхлой атмосфере в 20-й школе, о том, что Чаплянко неспособен руководить этой крупнейшей в городе школой. Чаплянко никогда не проверяет дневных планов работы педагогов. Учителя не помнят, когда они видели у себя на уроке директора. За три года работы учителя истории тов. Пихно, Чаплянко ни разу не был у него на уроке. Это звучит, как анекдот, но таких фактов много.
Две пятидневки гулял 3-й класс "А", так как не было педагога, а директор узнал об этом, когда к нему пришли ученики с требованием: "Дайте нам хорошего, строгого учителя".
В 20-й школе есть опытные, любящие своё дело педагоги. Никакого поощрения со стороны директора они не встречают. Есть педагоги, которым нужно помочь, но Чаплянко не находит на это времени. В школе нет обмена опытом, показа лучших образцов педагогической работы.
Коллектив раз'едают склоки, обстановка в школе нездоровая. Поссорится с кем-либо жена Чаплянко (учительница), это отражается на работе. В стены школы перенесены домашние склоки и дрязги между двумя учительницами – Теслицкой и Монастырской.
В школе культивируется постыдная, недопустимая в советской школе система "подарков". Некоторые учителя принимают от родителей "благодарность" в виде часов, материи, мебели. Зато крепкой, деловой связи между школой и семьёй для правильного воспитания ребёнка, в 20-й школе не существует.
Чаплянко по-прежнему занимается чем угодно, но только не делами школы. Его часто можно застать сидящим в кабинете заведующего наробразом, в городском совете. Чаплянко был большим почитателем врага народа Гудкова и его методов руководства.
Ни отдел народного образования, ни Климовский райпартком не реагировали на сигналы печати. 20-я школа до сих пор не обеспечена должным руководством.
Не видно и руководства школьной пионерской и комсомольской организациями со стороны городского и Климовского комитетов комсомола. Политико-воспитательная работа среди детей по-прежнему ведётся слабо. В школе, где учится порядка полутора тысячи детей, работает всего лишь несколько пионерских отрядов.

В отделе народного образования только болтают, но очень мало делают, чтобы проверить и очистить наши школы от остатков классового врага, от всех враждебных элементов, и укрепить их людьми, достойными вести важное дело – коммунистическое воспитание наших детей.

М. Чер.


газета «Ворошиловградская правда» за 21 ноября 1937 года