На месяц раньше срока

Закончена кладка стен 25-й школы


17 марта закончена кирпичная кладка наружных стен четырёхэтажного здания новой школы № 25. Школу строит, как известно, управление ка- питального строительства завода ОР. Образцы работы показали лучшие каменщики-стахановцы Москаленко, Лаушкин и Киризгора, выполняв- шие по 2-3 нормы. Благодаря развернувшемуся соревнованию каменщиков, возведение наружных стен закончено на месяц раньше установ- ленного графиком срока.
Начаты железо-бетонные работы на перекрытиях над подвалом. Производится также опалубка под железо-бетонную карнизную плиту. Уложе- ны полностью балки междуэтажных перекрытий. Подшито 1200 квадратных метров потолка.
Дальнейший разворот работы тормозится отсутствием гвоздей, пилолеса, арматурного и кровельного железа. Нет также до сих пор смет и всех чертежей. Их задерживает горнаробраз.

Прораб 2-го участка Велюгин
Парторг Кузнецов
Профорганизатор Зенцов

газета «Ворошиловградская правда» за 18 марта 1936 года





На месяц раньше срока

Обязательство строителей школы № 25

На днях строительство школы № 25 посетил секретарь ЦК КП(б)У тов. Н.Н.Попов. Он ознакомился с ходом строительства, беседовал со стаха- новцами.

Мы сообщили тов. Попову, что на месяц раньше срока закончили кладку стен всех четырёх этажей, и что это явилось результатом соревнова- ния между каменщиками, начатого по инициативе товарищей Москаленко, Киризгоры, Лаушкина и других.
Готовность школы сейчас составляет более 40 процентов. У нас имеются все условия для досрочного окончания строительства. Мы дали сло- во тов. Попову закончить строительство нашей школы к 1 июня, вместо нашего графика – 1 июля. Мы обязались сделать школу лучшей в Дон- бассе.
Обсуждая, как лучше выполнить эти обязательства, мы вскрыли свои "узкие" места и решили пред'явить социалистические счета: снабженцам отдела капитального строительства завода ОР – на своевременную доставку леса, гвоздей, арматурного железа и мраморной крошки для мо- заичных работ; деревоотделочной фабрике – на быстрое изготовление оконных переплётов, рам и дверей; 6-му участку – немедленно присту- пить к санитарно-техническим работам, чтобы не было ломок, после того, как мы закончим отделочные работы; горнаробразу – обеспечить наряды на строительные материалы, своевременно подготовлять чертежи и установить наблюдение за ходом строительства.
Просим «Ворошиловградскую правду» оказать нам в этом всемерную помощь.

Стахановцы строительства школы № 25:
Алексеев, Бабенко, Кравченко, Ганус

Треугольник стройки:
производитель работ Велюгин
партийный организатор Кузнецов
профсоюзный организатор Зенцов

газета «Ворошиловградская правда» за 30 марта 1936 года





На школьной стройке

На школе № 25 с 1 апреля начали ставить крышу. Работы продвигаются быстро: за три дня выполнено 70 процентов. Осталось ещё закончить среднюю часть крыши и обрешётку. Плотницкие работы выполняют бригады Алексеева, Дедова и Самольцева. Сейчас они устанавливают стропила, выполняя задание ежедневно на 250-300 процентов.
Очень скверно идут на строительстве другие работы. С 3 апреля, по графику, приступили к внутренней штукатурке, но продолжать эту работу нельзя, так как не вставлены оконные переплёты и дверные коробки. Для начала штукатурных работ нужны пока только летние оконные пе- реплёты и дверные рамы. Материал для них полностью есть, но начальник деревообделочной мастерской Маматченко и мастер Глобин явно саботируют установленные для них сроки.
В графике совершенно не предусмотрены сроки для работы по электрической проводке. Главный инженер управления капитального строи- тельства завода имени Октябрьской революции Забиякин, составляя график, совершенно не предусмотрел эти работы, и не указал, кто и ког- да будет их делать.

газета «Ворошиловградская правда» за 6 апреля 1936 года





Как мы строили школу

Я пришёл на строительство школы, когда уже устанавливались стропила. Достраивать школу было очень трудно. Не хватало цемента, гвоз- дей, шурупов, электрооборудования. Рабочим приходилось простаивать или заниматься другими работами. По этой причине, главным обра- зом, мы и не смогли вовремя сдать школу. Но если мы всё же закончили её раньше других, то только потому, что серьёзно занимались изыска- нием строительных материалов. У нас был выделен специальный человек, который приобретал в разных местах цемент, гвозди т.д.
Когда из-за отсутствия шурупов у нас стали задерживаться столярные работы, мы несколько раз самолётом посылали за ними человека в Харьков. Прямо с аэродрома на автомобиле шурупы везли на стройку.
Школа построена неплохо. Она красиво оформлена. Строители остальных школ не должны отставать от нас. Им нужно также упорно изыски- вать недостающие строительные материалы, как это делали мы.

Десятник строительства Пыльнов

газета «Ворошиловградская правда» за 6 августа 1936 года





Первая в Ворошиловграде

Весной на голой площадке возникли стены. Четыре этажа, 196 оконных проёмов – это уже был остов будущего прекрасного здания. Ребята, живущие в городке завода имени Октябрьской революции, прохаживались вокруг. Они радовались, потому что знали – это для них. Будущая школа № 25 была рассчитана на 22 класса, на десятки преподавателей, на 1800 учащихся.
И вот уже окна застеклены. Внутри появились длинные коридоры, классные комнаты, учебные кабинеты, учительские, квартиры директора и сторожа. Две парадных двери на улицу, и две, ведущих во двор, положили начало двум просторным лестницам. По ним легко всходить.
Мы уже привыкли к тому, что во вновь построенных школах должно быть много света и воздуха. Должны быть широкие коридоры и просторные кабинеты. Должно быть хорошее паровое отопление. Но ребята, которые придут сюда заниматься из старого здания 25-й школы, помещаю- щейся здесь же в городке, в двухэтажном бараке, несомненно, будут восхищены. Они, конечно, с большой гордостью будут показывать своим сверстникам из других школ это здание.
– Это наша школа, – скажут они и будут указывать на громадные колонны над входами, на мраморную отделку, на тональную краску этажей (чем выше этаж – тем светлее), на красивую деревянную решётку, на цветочные клумбы, на вазоны с цветами, стоящие по бокам парадных входов. Потом они поведут их внутрь.
– Смотрите, скажут они, своим сверстникам. – Паркет. Раздевалки. На потолке по коридорам ввинчены половинки шаров, это – абажуры. Их только по коридорам около 200. Теперь смотрите на краски. Вы можете по стенам провести рукой – они масляные. И каких только здесь нет цветов!
Цвета красок, действительно, самое радостное в новой школе. Они меняются буквально на каждом шагу. Панели коридоров окрашены салат- ной, лиловой, светло-серой и светло-зелёной красками. Разнообразнейшие оттенки этих цветов – во всех комнатах. Здесь можно встретить цвета лазури, морской воды, распускающейся сирени...

Кто строил это здание?

Сейчас, когда прохаживаешься по свежевыкрашенным полам коридоров, как-то не верится, что этих стен и этих дверей не было, что там внизу, на месте первого этажа, лежали груды строительных материалов. И вот появились строители. На смену лучшим каменщикам Лаушкину, Мос- каленко, Киризгоре пришли ударники-штукатуры – Колтак, Выставкин, Щеглов, Сушков. Одновременно с ними работали плотники Голуб, Кисе- лёв, Бабенко. Потом их сменили маляры, арматурщики. Их работу возглавляли десятник Пыльнов и начальник 2-го строительного участка Мандрицкий. И под их руками то, что было только в проекте, принято осязаемые формы. Школа выстроена и подготовлена сейчас к сдаче.
Следует оговориться: готовность строительства к сдаче на языке людей приобретает различное значение. Многие строители считают стройку полностью законченной только тогда, когда в ней не остаётся ни одной недоделки, устранены все замеченные дефекты. Иные, наоборот, ни- сколько не смущаясь, пытаются сдать дом с незаконченной крышей или лестницей, в которой не достаёт нескольких ступеней. К разряду пос- ледних и относятся руководители отдела капитального строительства завода имени Октябрьской революции.
Правда, в школе № 25 и крыша и все ступеньки в порядке. Но как можно сдавать в эксплуатацию здание, если вокруг него 168 метров дорожки вместо асфальта засыпаны крупным шлаком, если дубовые поручни всех лестниц не отполированы, если во всех комнатах не установлено ещё электрическое освещение, если двор полностью не огорожен, если 8 фонтанчиков для питья воды, установленные в коридорах, явно не пригодны, так как дают сильную струю, и уже сейчас возле них пол, потолок и стены подмочены?
Школа № 25 – лучшая в городе. И потому, что это бесспорный факт, нужно обратить самое серьёзное внимание на все мелочи, которые нару- шают, в общем прекрасное, впечатление, производимое новостройкой.

Г. Пальмский

газета «Ворошиловградская правда» за 6 августа 1936 года