Аркадий Лесничевский: «Мне не интересно быть депутатом»

Многие компании, влачащие жалкое существование, имеют одну общую черту – шикарно оборудованные кабинеты директоров. В приемной Аркадия Лесничевского – создателя и бессменного руководителя крупнейших автотранспортных предприятий Украины ООО «Транспеле» и ООО «ЛАА Транс» – все по-другому. Здесь нет места дорогой мебели или изысканным сувенирам. Просторное и в меру освещенное дневным светом помещение обставлено скромно, а из всех предметов выделяется лишь старенький телевизор. Работает Аркадий Алексеевич за небольшим столом с комплектом телефонных аппаратов, принятых на вооружение еще в Советское время. Под рукой – калькулятор и кипа бумаг.

Лишив себя некоторых удовольствий, присущих большинству представителей топ-менеджмента, Лесничевский позаботился о том, чтобы его подчиненные чувствовали себя на работе как дома. На территории предприятия уже долгие годы функционируют плавательный бассейн и столовая. А в целом вся компания, созданная с нуля 24 года назад, представляет собой отдельное государство, в состав которого входят сервисный центр, цех по наращиванию покрышек, лаборатория диагностики транспорта, грузовой таможенный терминал, стоянка, мойка, заправочная станция, кафе и пр.

О том, что предшествовало созданию компании, и о планах на будущее Аркадий Лесничевский рассказал «Реальной газете».

– Вас лучше всего знают как основателя и руководителя ведущих в Украине автотранспортных предприятий ООО «Транспеле» и ООО «ЛАА Транс». Но это отнюдь не первые организации, где вам довелось поработать. Когда и где началась ваша трудовая карьера?

– В 1953 году после того, как я с отличием окончил автодорожный техникум в Днепропетровске, меня по желанию направили в Луганск, где я возглавил отдел эксплуатации Автобусно-таксомоторного парка. У меня в хозяйстве было порядка 200 единиц подвижного состава. В 1958-м я уволился, и год спустя возглавил новое автотранспортное предприятие Автоколонна № 2246, располагавшееся по ул. Оборонная,20. Транспортный парк этой организации насчитывал в лучшие годы 759 грузовых автомобилей, кроме того, у нас на балансе были автобусы малой вместимости, которыми мы возили рабочих шахт и промышленных предприятий. Это было образцово-показательное предприятие, входившее в состав Совнархоза, но после моего ухода оно пришло в запустение, и на его месте сейчас расположен базар.

– В 1985 году вы создали новую компанию «Совтрансавто-Луганск», которая была членом всесоюзной организации, обладавшей монопольным правом на международные перевозки. Говорят, вы строили ее практически с нуля…

– Здесь вообще ничего не было, кроме свалки железобетона и разрушенного свинарника. Без денег и штатного расписания идея создать работоспособное предприятие казалась нереальной. Однако с предыдущего места работы вместе со мной ушло 176 человек. Я спрашивал их: что вы делаете? Но они все равно настаивали на своем, мол, хотим работать с вами. Мне удалось взять в рассрочку пять грузовых машин Volvo, числившихся за одним Ленинградским хозяйством, а чуть позже, по Госплану СССР, нам выделили МАЗы. Начали мы с перевозок продуктов питания, в частности, с датского сыра, который забирали в Бресте и везли через всю страну в Иран. В том же направлении возили из Финляндии яйца, а из Голландии – кур. Так продолжалось где-то год, руководящие органы постоянно следили за нашим предприятием. Но когда мы установили всесоюзный рекорд по быстроте перевозки грузов, нам начали доверять и охотнее выделять транспорт. Вскоре в нашем парке стояло уже около 500 МАЗов, которые были проданы, а на вырученные деньги куплены Volvo. Впредь мы не изменяли этой марке и за 24 года существования предприятия приобрели 980 грузовиков.

– В конце 90-х годов ваше предприятие прогремело в связи с конфликтом с российской организацией «Совтрансавто-холдинг», заявившей свои права на «Совтрансавто-Луганск». После этого столкновения ваша компания была ликвидирована, а на ее месте создана новая – ЗАО «Транс-кинг», на долю в которой россияне также долгое время претендовали. Известно, что дело дошло даже до Европейского суда по правам человека, обязавшего украинское правительство выплатить искодателю $17 млн…

– Это не так. Россияне, в самом деле, подали иск, но не на $17 млн., а на 2 млн. меньше. Однако их номер не прошел, и суд в итоге обязал правительство выплатить им $600 тыс. Украине пришлось выплатить эти деньги, хотя можно было побороться и за них. Виноват оказался один киевский судья, заинтересованный в вынесении положительного решения для москвичей.

– Насколько мне известно, новое предприятие унаследовало часть имущества «Совтрансавто-Луганск», но подвижной состав был в дефиците. Где удалось найти средства на грузовики?

– «Совтрансавто-Луганск» пользовалось большим авторитетом в бизнесе, и мне могли дать машины просто под имя, без всяких гарантий. Так, к примеру, произошло в 1995 году, когда на подобных условиях мы взяли в лизинг 200 грузовиков Volvo. И так происходило не раз. Я уверен, что только честность и порядочность, проявленные в бизнесе, позволят добиться доверия партнеров, и этому учил всю жизнь подчиненных. Я многих «повыгонял» только за то, что они позволяли себе врать партнерам. Мы всегда руководствовались принципом: пообещал машину – выдели! Не можешь – лучше честно признайся в этом!

– В последнее время рентабельность рынка автомобильных грузоперевозок значительно снизилась. Какие у вас планы по развитию предприятия в существующих условиях? Есть ли какая-то определенная стратегия?

– Да, рентабельность не просто снизилась, а упала. Основной причиной является трехкратное увеличение стоимости горюче-смазочных материалов. Кроме того, на рынке развелось много мелких перевозчиков, которых я называю «бомжами». Их «парк» состоит из двух-трех машин, выручку пытаются брать наличными, занимаются демпингом, но при этом сидят на едином налоге. Я же плачу налоги на общих основаниях. Так о какой стратегии в таких условиях может вообще идти речь?

– В конце 90-х гг. вы учредили коммерческий банк «Восточно-промышленный банк», специализирующийся в основном на обслуживании жителей и бизнесменов из Луганской области. Планируете ли вы развивать это учреждение за пределами области, и каково его положение в связи с мировым экономическим кризисом?

– Банк позиционируется как региональный, и открытия филиалов за пределами области мы не планируем. Что касается кризиса, то пока банк не почувствовал его воздействия. Наш банк платежеспособный, ликвидный, и все граждане и юридические лица, которые держат здесь свои деньги, могут спокойно спать. У наших банкоматов не наблюдаются очереди, но люди знают, что всегда могут снять деньги. Правда, в банк до сих пор больше несут, чем снимают. Недавно, к примеру, один клиент положил сразу 1,5 млн. грн.

– Вы – представитель Партии регионов и, судя по всему, поддерживаете ее идейные взгляды, в том числе выступаете за углубленные отношения с Россией. Но в свое время вам довелось натерпеться от российских партнеров, действовавших с позиции «старшего брата» во время борьбы за влияние над «Совтрансавто-Луганск». Как вам удается решать эту дилемму?

– Категорически не согласен с вашим вопросом! Мне потрепали нервы не россияне, а отдельно взятая частная компания. И я рассматриваю Россию совсем с других позиций. Россия – богатая страна, с которой мы связаны долгой совместной историей, так зачем портить с ней отношения? Я очень люблю Украину. Все мои предки и родные здесь родились и были похоронены. Я прожил здесь всю жизнь и здесь же буду похоронен. Мои дети тоже живут и работают на Родине. И в нашей семье никогда не обсуждался вопрос переезда в другую страну. Мне не единожды предлагали отсюда уехать. Сначала, лет двадцать назад, меня пригласили на работу в Бремен. Гарантировали все условия: виллу, большую зарплату, легковую машину. В Донецке предлагали возглавить крупный автотрест, сулили квартиру в центре города. Те же россияне звали на пост директора транспортного управления в Сочи, совсем недавно пришло предложение создать новое предприятие в Белгороде… Предложений было много, но я от всех отказался, потому что прекрасно чувствую себя здесь. Но это не означает, что мы должны замыкаться на себе и отвергать любые отношения с соседями. Тем более с такими влиятельными, как Россия…

– Вы – депутат с 43-летним стажем. Когда в данной ипостаси вам работалось комфортнее всего и как бы вы оценили команду Сергея Кравченко?

– Здесь нужно посмотреть на избирательную систему в целом. Я не приемлю выборы по спискам и являюсь сторонником мажоритарной системы. Мне неоднократно приходилось конкурировать по одному округу с несколькими претендентами, и я постоянно выигрывал. Однажды ЛВАУШ дал 96% голосов за мою кандидатуру! Но предыдущие выборы были последними для меня. Я не воспринимаю атмосферу, царящую сегодня в горсовете. Раньше депутаты упорно работали, была серьезная критика, конкретные предложения. Сейчас работа в депутатском корпусе, в свете «списочной» системы выборов, мне не интересна. Ему не хватает конструктива, сплоченности, боевитости, каждый избранник преследует свои корыстные цели. Поэтому на следующих выборах пусть меня не ждут…

Дмитрий Серебренников



Справка «РГ»

Аркадий Лесничевский, родился в 1927 году в Винницкой области

Образование:

1945 – 1948 гг. – Одесское краснознаменное пехотное училище

1950 – 1953 гг. – Днепропетровский автодорожный техникум, техник-механик

Карьера:

1953 – 1958 гг. – Луганский автобусно-таксомоторный парк, начальник отдела эксплуатации

1958 – 1985 гг. – АТП Автоколонна № 2246, директор

С 1985 г. по настоящее время – «Совтрансавто-Луганск», позже – ЗАО «Транс-Кинг», ООО «Транспеле», ООО «ЛАА Транс», гендиректор

Звания:

Заслуженный работник транспорта Украины, Почетный транспортник Российской Федерации и Украины, Академик Транспортной академии Украины. Награжден 6 орденами и 14 медалями за заслуги в развитии автомобильного транспорта. По указу Президента Украины награжден двумя орденами князя Ярослава Мудрого IV и V степеней. Имеет награды ВОВ. Почетный гражданин Луганска. Почетный доктор ВНУ им.Даля.


«Реальная газета» от 13.11.2008