Дѣтскiй вопросъ въ земской управѣ
(вырезка)
Лѣтомъ въ Славяносербскомъ уѣздѣ дѣйствовало 22 прiюта-ясли для дѣтей 2-7 лѣтъ. Продолжительность дѣйствiя – 16-48 дней, общее количество дѣтей, посѣщавшихъ прiюты – 2400, т.е. въ среднемъ 100 чел. на прiютъ. Количество дѣтей въ прiютахъ по отдѣльнымъ днямъ колебалось въ зависимости отъ хода домашнихъ работъ матерей.
Израсходовано изъ земскихъ средствъ – около 12 тысячъ руб., изъ мѣстныхъ средствъ – около 1000 руб., не считая пожертвованiй натурой. Помѣщались прiюты въ земскихъ школах. Для организацiи въ уѣздѣ прiютовъ-яслей и завѣдыванiя этимъ дѣломъ земской управой былъ приглашенъ временно спецiальный завѣдующiй – лицо съ педагогической подготовкой. Завѣдывали прiютами – мѣстныя учительницы, а въ трехъ прiютахъ – жены священниковъ и дiаконъ.
Въ семи прiютахъ ихъ организаторомъ явилось мѣстное духовенство (священники и дiаконъ). Учредителями прiютовъ были: кооперативы (12), отдѣленiя попечительства графа Келлера (3), мѣстная интеллигенцiя и земская управа (7). При большинствѣ
прiютовъ дѣйствовали попечительные совѣты.
Потребность въ прiютахъ ощущалась значительная. Намѣчено къ открытiю было 30 прiютовъ, но 8 не смогли открыться вслѣдствiе неблагопрiятныхъ мѣстныхъ условiй: отсутствiе помѣщенiя, отсутствiе мѣстныхъ силъ, запоздалый приступъ къ организацiи.
Ожидая значительный наплывъ дѣтей, попечительные совѣты заранѣе установили правила прiема дѣтей по опредѣленнымъ категорiямъ. Дѣствительно, желающихъ попасть въ прiюты оказалось весьма значительное количество. Въ нѣкоторыхъ пунктахъ число желающихъ увеличивалось по сравненiю съ прошлогоднимъ до 5 разъ. Изъ 500-600 дѣтей приходилось выбирать – 100-150 (наибольшее количество, которое могъ принять прiютъ). Наряду съ многолюдными, были и такiе прiюты (5), гдѣ среднее количество посѣщенiй не превышало 50 чел. По праздникамъ большинство прiютовъ не дѣйствовало.
Пособiями для игръ и занятiй являлись, главнымъ образомъ, песокъ и глина, затѣмъ – песочныя игрушки, погремушки, мячи, сѣмена растенiй съ зацѣками (репехи, изъ которыхъ выдѣлывались корзины и другiе вещи), въ нѣкоторыхъ прiютахъ – также книги, карандаши, бумага, ножницы, клей.
Занимать дѣтей было не трудно, но руководители сожалѣли, что они не въ курсѣ вопросовъ дошкольного воспитанiя, не знали, какъ стоитъ дѣло въ дѣтскихъ садахъ, и потому затруднялись придумывать для дѣтей интересные для нихъ занятiя. Руководители стремились не только кормить дѣтей, присматривать за ними, играть съ ними, но и поставить прiюты на положенiе современныхъ учрежденiй дошкольнаго воспитанiя. Наиболѣе полно эта идея была проведена въ Нижнянскомъ прiютѣ, гдѣ руководила занятiями фребеличка, весьма интересна въ воспитательномъ отношенiи постановка въ Сокольницкомъ прiютѣ, гдѣ также чувствовалось участiе спецiалиста. Въ Ореховѣ завѣдующая была – музыкантша, и дѣти увлекались пѣнiемъ и танцовали подъ музыку.
Скуки дѣти не знали. Всюду въ прiютахъ царило оживленiе. Весь дѣтскiй день былъ заполненъ интересными играми и занятiями.
Въ установленiи внѣшняго порядка, необходимаго при такой массѣ дѣтей, затрудненiй не встрѣчалось: дѣти, понявъ, что отъ нихъ требуется, охотно это выполняли. Въ прiютѣ дѣти усваивали полезныя привычки въ отношенiи чистоты и опрятности, приличнаго внѣшняго вида, умѣнiя вести себя и пр. Питанiе было хорошое. Столъ – простой, обычный, крестьянскiй, но сытный.
Почти вездѣ дѣти принимались по осмотру врача. Несмотря на весьма неблагополучное лѣто (почти всюду въ уѣздѣ – скарлатина), въ прiютахъ дѣти были относительно здоровы. Завѣдующiя внимательно слѣдили за состоянiемъ ихъ здоровья, и принимали вовремя какъ предупредительныя мѣры, такъ и мѣры по лѣченiю болѣзни. Массовыя заболѣванiя наблюдались только въ одномъ прiютѣ – въ Андрiанопольскомъ. Въ деревнѣ распространилась болѣзнь воспаленiя глазъ, и ею переболѣли также и прiютскiя дѣти. Прiѣхавшiй врачъ осмотрѣлъ дѣтей, далъ соотвѣтствующiя лѣкарства и наставленiя, и болѣзнь быстро была ликвидирована.
Населенiе, въ массѣ, относилось къ прiютамъ хорошо. Многiя матери очень трогательно выражали свою признательность къ руководителямъ за заботы о ихъ дѣтяхъ. Не будь прiюта, нѣкотрыя матери были бы въ очень тяжеломъ положенiи: работать нужно, но нужно заботиться и о дѣтяхъ. Приходится чѣмъ-либо жертвовать, и нужда заставляетъ именно дѣтей "приносить въ жертву".
Полезны прiюты были и въ другихъ отношенiяхъ. Такъ, матери, выполняя требованiя завѣдующихъ по уходу за ребенкомъ дома (чисто платье, чистое тело, не давать сырыхъ овощей и т.д.), и сами видя, как благотворно отражается на дѣтяхъ прiютскiй режимъ, кое-что перенимали въ свой обиходъ. Замѣтили матери также в дѣтяхъ бо́льшую культурность въ обращенiи другъ съ другомъ, развитiе въ нихъ общественныхъ чувствъ, умѣнiе найти себѣ интересное занятiе и пр.
Было и иное отношенiе къ прiютамъ. Нѣкоторыя матери смотрѣли на прiюты, как на мѣста кормежки, ухода за ихъ дѣтьми – и присмотра особо не цѣнили, признательности не выражали. Помощь земства принимали какъ должное, и находили даже, что она недостаточна – слѣдуетъ выдавать въ прiютахъ и одежду.
Въ большинствѣ, населенiе сочувственно относится к прiютамъ, но не вполнѣ разбирается въ ихъ значенiи.
Викторъ Кименталь
газета «Луганский листок» за 31 августа 1916 года
|