Вечер... В залах кинотеатров, на эстрадах садов, в клубах начинает звучать музыка. Играют оркестры, выступают самодеятельные кружки́, поют артисты. Тысячи репродукторов разносят музыкальные звуки по всему городу. И всюду исполнители встречают большую аудиторию внимательных слушателей, понимающих ценителей.
Многие хотели бы не только слушать музыку. Они охотно сами взялись бы за инструменты, сыграли или выступили с пением. Но одного желания мало. Требуется умение, опыт. И вполне законно решение многочисленных любителей музыки – учиться.
В городе уже несколько лет существует музыкальная школа для взрослых и детей. Школа не готовит артистов-профессионалов. Дать учащимся систематические знания по теории и истории музыки, научить их владеть голосом и инструментом, внедрить в массы классическое музыкальное наследство, помочь в развитии художественной самодеятельности, выявить наиболее одарённых и подготовить их к дальнейшей серьёзной учёбе – в этом главная задача школы.
Сейчас в школе занимается около 300 человек. Среди них – школьники, рабочие, служащие, домохозяйки. Не отрываясь от своих основных занятий, все они со временем научатся хорошо петь и играть. За это ручается школа. Потому, что при приёме производится тщательная проверка всех способностей – музыкальной памяти, слуха, голоса, чувства ритма, то есть всего, что необходимо для того, чтобы стать певцом или музыкантом.
Элле Викторовой немного больше 10-ти лет. По внешнему виду она кажется ещё младше. Когда она садится перед роялем на табурет, от её ног до пола остаётся ещё порядочное расстояние. Элла играет всего около двух лет. Она обладает большой музыкальностью. В её репертуаре уже имеется несколько пьес. За один учебный год в музыкальной школе она прошла двухгодичную программу, и в будущем году начнёт заниматься в 5-м классе.
Занятия в школе ведутся индивидуально. Преподаватели имеют возможность изучить каждого ученика в отдельности, выделить наиболее успевающих. Вам назовут здесь десятки способных маленьких певцов, скрипачей и пианистов. И среди них Элла Викторова, Валя Широкоряденко, Саура Турок, Миша Бабков, Радченко, Алпатова, Попова и др.
Учиться музыке нелегко. От изучения несложных музыкальных значков – нот, от постановки голоса или рук на инструменте – к лёгким упражнениям, к изучению теории музыки, от простых этюдов Беринса и Гедике, и народных песен, обработанных композиторами, – к рапсодиям Листа, концертам Бетховена, сложнейшим романсам и оперным ариям, – таков путь.
Хороший подбор преподавателей облегчает прохождение этого пути. Многолетний педагогический опыт Селецкой по классу пения, Холодилина и Каца по классу фортепиано, Эпштейна по классу скрипки, Акинина по классу народных инструментов, Кожухаря по классу теории музыки и композиции обеспечивает высококачественное прохождение учебных программ.
Но хороших преподавателей мало. Их не хватает в городе. В будущем учебном году, когда музыкальная школа по постановлению президиума городского совета, наконец, получит новое просторное помещение, количество учащихся будет удвоено, и преподаватели будут приглашаться из других городов.
Школа готовит не просто музыкантов. Каждый окончивший школу сможет руководить школьным или клубным музыкальным кружком. Учащиеся Пясьмель, Рубинский, Ткаченко уже работают в кружка́х. Они проводят художественно-воспитательную работу, и готовят новое пополнение для музыкальной школы.
Самые способные ученики школы готовятся в консерваторию. Дирекция школы не ждёт, пока они пройдут полный курс. Марк Палей, окончив в прошлом году среднюю школу, начал серьёзно заниматься музыкой. Обнаружив в нём склонность к сочинениям, преподаватель-директор школы А.И.Кожухарь, решил вырастить из него композитора. Он стал уделять ему больше внимания. Палей имеет уже несколько собственных произведений. В этом году он поедет в Одесскую консерваторию.
Готовится также для поступления в консерваторию по классу композиции и технолог завода имени Октябрьской революции Елена Андреева. Она уже оставила работу на заводе, и сейчас усиленно занимается. У неё также имеются собственные произведения. Играет она с 5-летнего возраста, а всего от роду ей 22 года.
Значительно младше Мира Шапиро. Она родилась в 1919 году. Играет на пианино с 8-ми лет. Она оканчивает среднюю школу, и в то же время успевает серьёзно заниматься в музыкальной школе. Сейчас она разучивает полонез и два этюда Шопена, и 17-ю сонату Бетховена. Мира является третьим кандидатом в консерваторию.
Музыка крепко вошла в быт трудящихся. Без неё не обходится ни торжественное празднество, ни дружеская вечеринка, ни загородное гулянье. Тяга к музыке растёт, и будет расти. Музыкантов и певцов у нас окружают почётом, уважением, вниманием. Пусть же успешно учатся те, у кого имеется музыкальное дарование.
Г. Пальмский
газета «Ворошиловградская правда» за 4 июня 1936 года
|