1-й Донецкий губернский с'езд заведующих районными
отделами народного образования
(24-25 апреля)
На с'езде присутствуют все заведующие районными отделами народного образования, кроме тов. Жакова (Бахмутский район), не прибыв- шего по семейным обстоятельствам.
За столом президиума: заведующая губернским отделом народного образования тов. Глядковская, Народный комиссар просвещения Украины тов. Гринько и заведующий Харьковским губернским отделом народного образования тов. Истомин.
Слово берёт тов. Гринько, который приветствует с'езд, как представитель Народного комиссариата просвещения:
– Настоящий с'езд случайно совпадает со вторым губернским с'ездом Советов. Но эта случайность – символ. Если бы вы, товарищи, сидели там, вы бы слышали, как настойчиво раздаются голоса с требованием просвещения народных масс.
Пусть эти голоса и этот призыв там, найдут свой живейший отклик здесь.
Военная обстановка исчезла, и вместе с этим со всей остротой встают перед нами задачи огромные, задачи тяжёлые, – срочной подготовки работников во всех областях государственного строительства.
Не торжественной речью, товарищи, я приветствую вас, а пожеланием деловой, продуктивной работы. Основанием наибольшей плодотворности вашей работы и явится теснейшая связь этого зала здесь с тем залом, где работают полномочные представители Донецкого пролетариата.
Аплодисменты.
Доклады с мест
В дошкольной области районными отделами народного образования сделано относительно много, открыт целый ряд детских домов, садов и площадок. Хотя тех средств и материалов, которыми располагают районные отделы, недостаточно.
Так, в Лисичанском районе имеется до 3000 круглых сирот. Для поправления детей устраиваются в некоторых местах колонии с таким расчётом, чтобы пропустить за лето до 400 детей посменно.
Занятия в школах Гришинского района перенесены на воздух. На предоставленных земотделами земельных участках ведутся работы и читаются лекции по огородничеству и садоводству.
Точно также и в Енакиевском районе сорганизован штат лекторов для об'езда района.
На рудниках открыта целая сеть школ для взрослых. В некоторых местах открыты украинские кружки́ и организации.
Отношение учительства к Советской власти в начале было неблагоприятно, но потом мало-помалу стало переменяться. Однако и теперь в некоторых местах встречаются "зубры", как в Каменском районе, которые никак не могут примириться с фактом из'ятия из школ икон.
Перевыборы учителей и создание союза работников просвещения и социалистической культуры смогут, наконец, дать Рабоче-Крестьян- скому правительству должных руководителей школы.
Экономическое положение учительства тяжёлое. В Мариупольском районе пришлось употреблять на содержание учащих вырученные от эксплуатации театров во время пасхальной недели суммы. Только за последнее время положение учительства немного улучшилось.
Доклад губернского отдела народного образования
Из доклада заведующей губернским отделом народного образования тов. Глядковской и заведующих подотделами выяснилось тяжёлое наследство, которое пришлось перенять отделу народного образования.
Прежняя школа была оторвана от жизни. Это была словесная, а не трудовая школа. Самые благоустроенные школы предоставлялись обес- печенным классам населения, а рабочий и крестьянин помещал своих детей в худшие школы.
Внешкольная работа, которая имеет большое значение, в такой
отсталой стране, как Россия, не велась, хотя в земствах и составлялись великолепные проекты по борьбе с безграмотностью. Широкие народные массы не проявили никакой инициативы.
В дошкольной области не делалось ничего. Если и существовали детские сады и площадки, то они были доступны только детям буржуа- зии.
Практическая работа губернского отдела народного образования выразилась
в реорганизации школы – в единую трудовую, путём целого ряда реформ. Кроме того, для учителей была открыта педагогическая библиотека и специальный семинар. Для подготовки квалифициро- ванных рабочих открыт техникум.
Дошкольный подотдел перенял в своё ведение приюты, называемыми в настоящее время детскими домами, и привёл их в надлежащий вид. Затем было подготовлено к открытию несколько показательных детских площадок, открыты дошкольные курсы. Для малолетних преступников будут открыты специальные колонии.
Внешкольный подотдел разработал программу школ для взрослых I и II ступени и школ грамоты, но реализация этой программы не могла быть произведена в достаточной степени в виду отсутствия работников по внешкольному образованию и букварей.
В заключение тов. Гринько была произнесена речь, в которой говорилось, что задачей Наркомпроса в настоящее время является создание трудовой школы, второй ступенью которой является школа профессиональная. Недостаточно реформировать старую школу, нужно создать новую.
газета Донецкого губисполкома и губкома
КП(б)У «Известия» за 6 мая 1920 года
|