О загруженности учителя
Одной из причин неуспеваемости учеников является чрезмерная загруженность учителя. В погоне за длинным рублём некоторые учителя умудряются брать по 100-130 часов в месяц, тогда как согласно постановлению правительства учитель должен иметь только 75 часов в месяц.
Преподаватель Голубовская ведёт русский язык (между прочим, по специальности она химик). Из 101 ученика не успевают 26. Это и неудивительно. Не удовлетворившись 75-ю часами в школе, Голубовская работает в институте лаборантом. До часу дня она занята в институте, а потом спешит в школу. Эта спешка отражается на результатах учёбы. Тетради учащихся систематически не проверяются, дополнительные занятия с неуспевающими учениками не проводятся. В школу Голубовская приходит уже утомлённая работой в институте и, естественно, не может ученикам отдать все знания, обеспечить заинтересованность учащихся.
В 11-й школе преподаватель украинского языка Гапон имеет 130 часов. Нельзя сказать, что учитель плохо преподаёт. Но, чтобы подготовиться к урокам и успеть в вечерний институт, где он учится, Гапону приходится недосыпать. Это, безусловно, подрывает силы человека. При меньшей нагрузке он мог быть дать гораздо больше пользы ребятам.
Много часов у преподавателя украинского языка 5-й школы Бернадцкой. Уроки её проходят скучно и вяло. Слишком монотонен голос педагога, нет интересных, захватывающих примеров, которые привлекли бы внимание учащихся. Она не интересуется тем, почему отдельные учащиеся не выполнили домашнего задания. Крайне небрежен дневник класса. Задания, примеры, которые будут разбираться в классе, не записываются (да и на вид дневник потрёпан, неаккуратен). А это свидетельствует о недостаточной подготовке к уроку.
В этих классах
из 105-ти учеников – 28 не успевают.
В городском отделе народного образования стараются об'яснить факты перегрузки учителей отсутствием кадров, а в облоно вообще неизвестно, где и как совмещают учителя. А ведь перегрузка учителей явно отражается на успеваемости, мешает хорошей подготовке к урокам, не даёт возможности полностью проверять работу каждого учащегося, что влечёт к низкому качеству работы учителя.
Надо пресечь попытки некоторых учителей, старающихся извлечь из школы только материальные блага, и недобросовестно относящихся к работе. Правильная загрузка учителей повысит качество преподавания и успеваемости в школах.
П. Крейнин
газета «Комсомольское племя» за 14 декабря 1939 года
|