Быстрее строить малые электростанции
В снабжении предприятий Ворошиловградской области электроэнергией огромное значение имеют мелкие электрические установки. Они легко сооружаются, не требуют специальных помещений и больших капиталовложений. С большим успехом для этого могут быть использованы паровые машины, дизели, локомобили, автомобильные и тракторные моторы, а этого оборудования у нас немало. Первые поиски дали возможность в очень короткий срок выявить более 44 двигателей общей мощностью свыше 1000 лошадиных сил. А сколько ещё таких двигателей лежит в различных уголках складов и предприятий?
Топливом для малых электростанций могут служить не только дорогостоящий и дефицитный бензин, но также солома и различные отходы, получаемые в деревообделочных мастерских.
Постановлением Ворошиловградского обкома партии своевременно была определена задача развития малых электростанций. Первые шаги в этой области уже сделаны. На десяти предприятиях работают
небольшие электроустановки, которые полностью удовлетворяют электроэнергией производственные нужды предприятий. Однако состояние строительства этих энергических баз никак нельзя признать удовлетворительным. На предприятиях местной промышленности, в совхозах и колхозах должного размаха этого строительства пока нет. А кое-где его просто игнорируют.
Характерные примеры. На одном из кирпичных заводов Наркомата промышленности местных строительных материалов УССР в течение трёх месяцев лежит больше 10 моторов, которые могут быть использованы в качестве синхронных генераторов. В Ровеньковской МТС есть 19 локомобилей. Это огромный источник для выработки электроэнергии, однако, он не используется.
Очень мало делается для расширения энергетических ресурсов крупной промышленности и железнодорожного транспорта, хотя они располагают огромными потенциальными возможностями.
В том, как следует использовать внутренние ресурсы, хороший пример показали руководители Ольховского коксохимического завода. На этом предприятии восстановили паровые машины мощностью в 60 лошадиных сил, перевели насосы с электромоторов на паровые и этим снизили нагрузку по заводу с 350 до 130 кВт.
Даже при наличии крупных электростанций, значение и роль малых совершенно не снижаются. Они будут снабжать энергией значительную часть промышленности, и выполнять важную роль в восстановлении хозяйства в районах, освобождённых от фашистов. Главные преимущества их заключаются в том, что они портативны, легко могут быть переброшены с одного места на другое. Такие станции могут быть сооружены в железнодорожных вагонах и даже на автомашинах ЗИС. Опыт показал, что они вполне удобны и выгодны.
Вопросу создания малых электростанций нужно уделить больше внимания. Нужно полностью использовать все резервы, всё оборудование для того, чтобы увеличить энергетические ресурсы. Особенно важное значение это имеет для быстрого развития Наркоматов лёгкой, местной и пищевой промышленности.
Г. Тимашов,
заведующий отделом электростанций Ворошиловградского обкома КП(б)У
газета «Советская Украина» за 9 мая 1942 года
|