VIII съезд ВЛКСМ

Резолюции VIII съезда ВЛКСМ
(05-16.05.1928)

О работе ВЛКСМ среди детей

(вырезка)

1. Данная полоса социалистического строительства как никогда остро ставит проблему переделки людского материала, искоренения старых традиций, навыков и привычек и выработки новых взглядов на труд и взаимоотношения между людьми. Работа ВЛКСМ в этом направлении среди широких масс детства, в особенности через пионерорганизацию, приобретает поэтому сейчас особо важное значение.
2. Основным фактором воспитания в СССР является весь советский строй, вся организованная пролетарская общественность, влияющая на взгляды, стремления, желания детей, на все их поведение. По мере осуществления тех задач, которые поставила себе Советская власть, то есть по мере перестройки всей жизни, всех человеческих взаимоотношений на социалистических началах, это воспитывающее влияние общественной среды будет расти все сильнее, все неотразимее.
3. Советское государство за 10 лет своего существования достигло крупных успехов как в смысле новой установки в содержании воспитания, так и в деле обеспечения условий для образования и воспитания детей трудящихся. Достигнуто очень многое как по линии экономической защиты труда и прав ребенка, заботы о его здоровье (уменьшение смертности детей), так и по линии удовлетворения культурных и общественных запросов детей (пионерорганизация, школа, внешкольная работа).
4. Однако на данном этапе нашего общественного развития старое хотя и разбито, но еще не изжито. Современное поколение детей подрастает, получает свое образование и воспитание в противоречивой обстановке. Отмирающие мелкобуржуазные и капиталистические элементы через самые разнообразные лазейки пытаются отравлять своей антипролетарской идеологией сознание и чувства детей. Вопросы воспитания подрастающего поколения являются той областью, где старое, мертвое еще хватает новое, живое.
5. Тяжелее наследие прошлого, трудности и противоречия социалистического строительства в условиях капиталистического окружения являются основной причиной таких отрицательных явлений в положении и воспитании детей, как:
а) беспризорность – по причинам аграрного перенаселения деревни, безработицы среди взрослых и подростков в городе;
б) безнадзорность, объясняющаяся недостаточностью школьной сети и внешкольных форм работы с детьми, невниманием семьи вследствие занятости работой и т.п.;
в) элементы эксплуатации детей, особенно в деревне.
Национальная рознь, антисемитизм, религиозные влияния, детская преступность, ненормальные еще взаимоотношения мальчиков и девочек – все это есть результат еще не только изжитых, но и усиливающихся мелкобуржуазных влияний, как и указанных выше отрицательных явлений в положении детей.
6. Далеко еще не все, что возможно в рамках существующих условий, делается для улучшения жизни, быта и воспитания детей, для борьбы с враждебными пролетариату влияниями в детской среде. Дело воспитания подрастающего поколения должно по праву занять несравненно большее место в работе партии, комсомола, советских органов и профсоюзов.
Основная задача заключается в том, чтобы охватить коммунистическим воспитанием поголовно всех детей и в первую очередь детей рабочих, батраков и бедняков.
Развертывание этой работы должно преследовать цель воспитания детей в духе пролетарского интернационализма, классовой солидарности, коллективизма и дисциплины, привития детям необходимых для строительства новой жизни трудовых и организационных навыков и вооружения их нужными знаниями.
7. Разрешение этих задач требует решительного перелома со стороны всей, советской общественности – партии, комсомола, госорганов и профсоюзов – в отношении к пионердвижению.
Значительные трудности, переживаемые пионерорганизацией, объясняются в огромной мере резким снижением внимания и помощи к ее деятельности со стороны советской общественности.
Только тогда, когда все эти организации окружат вниманием пионерское движение и окажут ему действительную практическую помощь, пионерское движение станет действительным организатором и руководителем масс детей, обеспечив на деле коммунистическое воспитание подрастающего поколения.
Съезд обязывает добиться этого перелома прежде всего в самой комсомольской организации. Съеза предлагает ЦК и всем организациям союза решительно сломить чиновничье, бюрократическое отношение к пионерработе как к мелкому делу, как к "детской" работе.
Съезд обязывает все комсомольские организации от низовых ячеек до Центрального Комитета и все органы комсомольской печати заниматься вопросами пионерработы по существу, систематически, а не от случая к случаю, обсуждая содержание и методы работы отрядов.

Задачи укрепления пионерского движения

8. Пионерское движение в период между VII и VIII съездами ВЛКСМ переживало и в настоящее время еще не изжило большие затруднения, поведшие даже к сокращению количества детей в пионерской организации. Решения VII съезда в значительной степени в жизнь не проведены, что усложнило эти трудности. Причины этих затруднений кроются главным образом в нашем неумении работать среди третьего поколения Советской страны, в отсутствии достаточно продуманной системы и педагогически обоснованных методов массовой коммунистической работы среди детей, механическом перенесении методов работы среди взрослых в детскую среду. Это приводит часто к чрезмерной «политизации» пионерской работы в ущерб общественно-трудовому воспитанию, культурно-просветительной деятельности и организации здорового досуга детей. В то же время, если, с одной стороны, мы имеем уклон в сторону «политизации» детского движения, то, с другой стороны, в качестве реакции на эти недостатки и трудности в работе среди пионеров наметились отдельные тенденции, начисто отрицающие общественно-политическое воспитание детей. Как тот, так и другой уклоны должны быть решительно изжиты.
Съезд также считает неправильным перенесение в пионерскую организацию таких методов работы бойскаутов, как системы разрядов, личных поощрений, индивидуальных соревнований, отметок и нашивок, как совершенно неприемлемых в деле коммунистического воопитания детей.
Мы должны твердо и последовательно осуществлять курс на оживление детского движения, взяв за основу пионерской работы общественно-трудовое воспитание, на базе которого только и можно строить воспитание детей в духе коллективизма и коммунизма. Новые формы и методы, вырабатываемые в процессе работы и нашедшие уже свое практическое применение в ряде пионерских организаций, должны войти прочно в жизнь всей пионерской организации.
9. Пионерорганизация, несмотря на вышеуказанные недостатки, оказывает громадное воспитывающее влияние на детей; чтобы еще больше укрепить это воспитывающее влияние, она должна давать детям яркие переживания: совместное чтение интересных книг, совместные прогулки, игры, пение, совместно достигаемые цели и т. п. Всю эту работу нужно строить так, чтобы она сплачивала ребят и растила из них людей, которые не мыслят своей жизни вне коллектива и чувствуют себя связанными неразрывными узами с коллективом. Постоянно развиваемое сознательное отношение к окружающему, совместная работа над изменением, улучшением этого окружающего – еще больше должны сплачивать детей, воспитывать у них умение сообща ставить общественные цели и сообща достигать их. Такая коллективная работа лучше всего воспитывает ту внутреннюю дисциплину, которая все больше укрепляется среди трудящихся, которая помогла им завоевать Советскую власть и удержать ее и которая в корне разнится от палочной, рабской и принудительной, капиталистической дисциплины. Осуществление ребятами сообща поставленных общественно-практических задач воспитывает у них привычку к организации труда, к товарищеской взаимопомощи в работе, умение направлять свои знания и способности на службу целому и находить в этом удовлетворение.
10. В пионерорганизации мы должны брать ставку не на более талантливого и сильного, а на коллектив, воспитывая в детях чувство товарищества. Надо особо обратить внимание на воспитание товарищеских чувств между мальчиками и девочками, между ребятами разных национальностей, между ребятами более сильными и более слабыми, между всеми детьми трудящихся – пионерами и непионерами. Нужно уточнить систему мер педагогического воздействия на ребят в самом пионерском отряде, отвергая применение меры воздействия (условное исключение, штрафы и т.п.).
Не только в пионерской организации, но и дома, в школе и на улице пионер должен быть защитником других ребят от битья, от грубого обращения, от эксплуатации. Он должен быть особо внимателен к детям бедноты, к беспризорным и стараться вовлечь их в пионерорганизацию. Именно с этой стороны и надо подходить, освещая перед пионерами классовые противоречия, борьбу рабочего класса, роль религии, роль организации, международный характер рабочего движения и т.п.
Надо, чтобы пионеры поняли значение партии, комсомола, Советской власти, значение профессиональных, кооперативных и женских организаций, чтобы они сделались в меру своих сил помощниками этих организаций.
11. В процессе борьбы за права и интересы ребят и в процессе помощи партийным, профсоюзным, советским и кооперативным организациям пионерорганизация сможет наилучшим образом воспитывать в пионерах трудовые и организационные навыки. Важно не только, чтобы дети приобрели известные знания и умение; самое главное, чтобы пионерорганизация давала им навыки артельного, кооперативного труда и правильно организованного отдыха. Важно, чтобы пионеры научились сами ставить перед собой сообща достигаемые общественные цели (нужны такие-то силы, такое-то умение и т.д.). Научились бы учитывать результаты работы (столько-то сделано, сделано хорошо или плохо и т.д.). Научились бы работать, помогая друг другу (вдвоем, втроем, коллективом ), комбинируя силы, научились бы распределять между собой труд по силе, по умению.
12. На этой основе необходимо ускорить работу по определению примерного перечня общественных дел, интересных и посильных для детей, и увязанного с ними соответствующего круга навыков и знаний. Этот круг дел, навыков и знаний должен носить ступенчатый характер (постепенно усложняющийся), приспособленный к возрастам и к условиям города и деревни.
13. Съезд осуждает имеющиеся тенденции в ряде комсомольских организаций к механической задержке роста пионерских организаций, бездеятельность комсомольских организаций в отношении роста пионерорганизаций отрядов. Съезд считает необходимым параллельно улучшению качества работы пионерорганизации усиление вербовки детей в ее ряды, особенно в фабрично-заводских районах, в то же время не ослабляя внимания к вопросам роста в деревенской части пионерорганизации за счет батрацко-бедняцкого ядра. Съезд указывает на необходимость вербовки в ряды пионеров не только школьников, но также и детей, находящихся за пределами школы.
В связи с усилением борьбы за коллективизацию в деревне съезд обращает внимание комсомола на необходимость организации новых отрядов при колхозах и совхозах.
Необходимо, чтобы те 20 тысяч ячеек, которые не имеют пионерских отрядов, приняли все меры к тому, чтобы организовать эти отряды.
Съезд считает совершенно недопустимым, что профсоюзы ставят условием своей поддержки отрядов юных пионеров принятие детей только членов данных профсоюзов. Необходимо решительно изжить эти цеховые настроения среди профсоюзных работников, добившись принятия в отряды детей без разделения на те или иные профсоюзы, обеспечив эти отряды полностью общими фондами из профсоюзов.
14. Огромнейшее значение во всей системе пионердвижения имеет вожатый. Работа вожатого, требующая значительной подготовленности и соответствующих личных качеств, до сих пор на деле рассматривается как второстепенная и маловажная. Съезд считает такое положение абсолютно недопустимым и предлагает выдвинуть в качестве вожатых наиболее подготовленных и авторитетных работников комсомола, добившись создания устойчивых кадров вожатых, оказывая им практическую помощь со стороны комсомольских ячеек.
Съезд обязывает комсомольские организации выделить кадры рядовых комсомольцев для работы в пионерских отрядах, в порядке общественной нагрузки в помощь вожатым отрядов.
Комсомол должен стремиться вожатых, желающих вести работу с детьми, продвигать на педагогическую работу: в педагогические вузы, техникумы, в отделы народного образования.
Съезд поручает Центральному Комитету в ближайшее время проработать специально вопрос об улучшении форм постоянной систематической подготовки работников пионердвижения, поставив в соответствующих органах, в Наркомпросе и АПО ЦК ВКП(б) эти вопросы.
Съезд считает весьма важным принятое Наркомпросом решение об открытии внешкольного факультета и считает необходимым обеспечить его функционирование с осени 1928/29 года.
Необходимо включение в штаты 1928/29 года вожатых форпостов крупных школ.
Съезд предлагает ЦК и всем комитетам союза взять решительную линию в вопросе выдвижения на руководящую пионерскую работу наиболее подготовленных и выдержанных комсомольских работников, борясь с тенденцией, выражающейся в недооценке пионерской работы и в нежелании работать среди детской массы. Целесообразно практиковать закрепление этих работников на более длительные сроки для действительного изучения всех вопросов пионерской работы.
15. Наряду с этим съезд обращает особое внимание на необходимость систематической работы с выросшим пионерским и детским активом. Необходимо каждое важное мероприятие, проводимое в пионерорганизации, предварительно обсуждать с самими детьми и в бюро юных пионеров, давая им полную возможность почувствовать себя ответственными за всю организацию. Такие формы работы с детским активом, как совещания пионерского актива по отдельным отраслям и конкретным вопросам работы, устройство курсов активных ребят, проведение пионерских и детских конференций, привлечение активных ребят к работе комиссий бюро юных пионеров и в качестве помощников вожатых отрядов – все это должно войіи в повседневную работу пионерорганизации. Съезд поручает ЦК разработать детально вопросы и считает необходимым издание специального печатного органа, который бы послужил к объединению и руководству этим детским активом. Работу с активом необходимо ставить так, чтобы ни в коем случае актив не обособлялся и не отрывался от детской массы вообще потому, что такое положение грозит рядом опасностей.
16. Съезд поручает Центральному Комитету разработать вопрос о формах и методах руководства детским движением со стороны руководящих комитетов комсомола и ЦБ ЮП. Съезд обращает особое внимание на собирание и обобщение опыта работы и перенесение его в другие организации.
17. Съезд считает необходимым приступить к изданию отдельного руководящего журнала для работников деревни.
18. Необходимо улучшить качество издаваемой пионерской руководящей литературы. ЦК должен через Центроиздат добиться усиления издания пионерской литературы на языках отдельных национальностей.
19. Съезд считает необходимым развертывание постоянной систематической работы по интернациональному воспитанию путем налаживания связи с заграничными и национальными отрядами и школами, помощи в работе, обмена делегациями, борьбы с национальной рознью, организации помощи МОПРу и проведения разъяснительной работы среди всех детей, пионеров и школьников.
20. Ввиду того что решения VII съезда ВЛКСМ по работе среди октябрят не выполнены, съезд поручает ЦК и местным организациям обеспечить максимальное проведение их в жизнь.
Особое внимание должно быть уделено специальной подготовке вожатых групп октябрят, изданию специальной литературы, разработке практики работы октябрят по труду, организации досуга, охране здоровья.
Необходимо и дальше не приостанавливать роста групп октябрят, обеспечивая их руководителями и условиями работы.

Комсомол и школа

23. Съезд считает, что, помимо участия в повседневной работе школы, комсомол и пионерорганизация должны в центре своей деятельности поставить разрешение следующих задач:
а) Усиление воспитательной роли школы, сочетание работы по приобретению формальных навыков и знаний с развертыванием общественно полезной и клубной деятельности (обеспечение клубной работы в двухсменных школах, в частности используя имеющиеся рабочие и профессиональные клубы и организации в односменных школах вечерних клубов). Съезд обращает внимание Наркомпроса на необходимость введения в программу элементов антирелигиозного воспитания.
б) Усиление работы по внедрению учебно-производственного труда в школу, что должно выразиться: в городе в развертывании школьных мастерских и в усилении связи с производством, а в деревне, кроме развертывания школьных мастерских, в большей агрономизации школ и в увязке этой работы с задачей коллективизации и кооперирования сельского хозяйства.
В разрешении всех перечисленных задач комсомольские ячейки и пионерорганизации должны выдвигать конкретные мероприятия, строя на основе их практическую работу форпостов и школьных самоуправлений. Одновременно организации ВЛКСМ должны принять самое активное участие в работе секций Советов, в первую очередь культурной, а также в школьных советах, ставя на обсуждение комсомола работу этих организаций.
д) Съезд считает необходимым повышение роли детских самоуправлений в школе, организаций пионеров и комсомола и участие их во всей учебно-методической работе школы. Съезд обращает внимание Наркомпроса на необходимость решительной борьбы с тенденциями использования худших методов старой школы – реставрация института классных наставников, введение наказаний, отметок, экзаменов и т.п., привлекая к этой борьбе школьные самоуправления и форпосты.
24. Съезд считает неправильными имеющиеся в отдельных организациях тенденции к перенесению отрядов из производства в школы.

Внешкольная работа среди детей

28. В условиях переходного периода, когда еще очень сильны влияния отживающего быта, когда влияния семьи и улицы носят часто отрицательный характер, внешкольная работа приобретает важнейшее значение. Только достаточно широкая по масштабу, интересная и полезная по качеству, внешкольная работа может послужить серьезным средством для отвлечения детей от отрицательных сторон улицы, дурных привычек и служить делу коммунистического воспитания детей.
29. Комсомол и пионерорганизация, хотя и поставили перед собой задачу внешкольной работы, все же пока добились незначительных результатов. Даже в крупных промышленных районах, во вновь строящихся рабочих поселках подчас нет ни одного учреждения, которое организовало бы детский досуг и культурное его использование. С таким невнимательным отношением к интересам детей комсомол и пионерорганизация должны решительно бороться, стремясь максимально обеспечить удовлетворение этих интересов. Необходимо добиваться твердого, государством установленного минимума внешкольных учреждений, особенно в рабочих поселках.
Вопросы детского клуба, организация площадок, детского театра, кинофильмов и детской книжки – все это должно войти в круг практической работы комсомола и пнонерорганизации, обязанность которых организовать общественное мнение и добиться решительного сдвига в улучшении внешкольной работы среди детей.
30. Съезд обращает особое внимание на необходимость широкого развития среди детей технических и трудовых кружков и мастерских, привлекая к этому силы и средства хозорганов, профсоюзов, ОДР, Осоавиахима, Техмасс и др.
31. Особое внимание необходимо обратить на укрепление здоровья детей и на развитие фузкультуры, приспособленной к состоянию здоровья и возрастным особенностям. В области военизации необходимо усилить связь и переписку с частями Красной Армии и Флота, развивать работу химических кружков, изучение сигнализации, топографии, стрелкового дела, организуя массовые военные игры, походы и "вылазки" детей. Органы Осоавиахима и Наркомпроса должны помочь этому делу выделением руководителей, снабжением пособиями, разработкой методических указаний.
32. Во всей внешкольной работе комсомолом и пионерорганизацией должна быть взята установка на охват ею в первую очередь детей, не охваченных школой, беспризорных и детей рабочих, батраков и деревенской бедноты.
33. Одним из важнейших препятствий на пути коммунистического воспитания детей является чрезвычайно скудная материальная база. Школа, внешкольная работа, пионерское движение еще и по сие время испытывают большие материальные затруднения, значительно сокращающие размах и снижающие качество их работы.
Съезд ВЛКСМ ставит поэтому со всей категоричностью вопрос о реальном претворении в жизнь указаний XV партийного съезда о культурном строительстве и о необходимости в связи с этим серьезного укрепления (уже с текущего года) материальной базы для всей этой работы по воспитанию и образованию детей.
Съезд считает необходимым выделение республиканских фондов, которые должны быть использованы на оказание помощи культурно отсталым районам в разрешении основных культурных задач (всеобщее обучение, массовое профобразование, политпросветработа в деревне, помощь пионердвижению ).
В пятилетний план строительства культурных учреждений должны быть включены строительство детских клубов, технических и сельхозстанций и расширение сети лечебных учреждений для детей (профилактических детских амбулаторий, а также вспомогательных учреждений к ним).
Съезд считает, что серьезного улучшения материального обслуживания образовательной и воспитательной работы среди детей нельзя добиться только государственными средствами, поэтому необходимо также использовать в большей мере средства, собранные по самообложению, на воспитательную работу среди детей. Хозяйственные, кооперативные и в особенности профессиональные организации должны свои ресурсы в больших размерах, чем сейчас, использовать на обслуживание культурных запросов детей трудящихся. В самом бюджете рабочих и крестьян немало еще расходов (на религию, на водку и т.п.), которые должны быть усилиями комсомола и пионерорганизации отвоеваны для культурной работы среди детей.
34. В целях объединения деятельности государственных, профессиональных и общественных организаций по линии внешкольной работы и правильного руководства ею съезд считает необходимым создание при отделах народного образования советов по внешкольной работе, которые должны быть руководящими центрами этой работы.
36. Во внешкольной работе основным организующим ядром и центром должны являться пионерские отряды. Пионерские отряды – это основная сила, при помощи которой надо организовывать внешкольную работу с массами неорганизованных детей. Тенденциям обхода в этом смысле пионерских отрядов нужно дать решительный отпор.

Электронная библиотека исторических документов