VI съезд комсомола

Резолюции и постановления
VI Всесоюзного съезда РЛКСМ

(12-18.07.1924)

Об очередных задачах детского коммунистического движения

(вырезка)

1. Детское движение в Советской республике, являющееся новой формой коммунистического воспитания и первой ступенью рабочего движения, преследует задачи общественной, культурной и политической подготовки всего нового поколения трудящихся к участию в классовой борьбе и строительстве коммунистического общества. Воспитательным методом детдвижения является планомерное вовлечение детей в классовую борьбу и общественно необходимую работу.

Общественно-политическое воспитание

10. Необходимой предпосылкой закрепления роста детских организаций и воспитания из юных пионеров будущих комсомольцев и коммунистов является усиление общественной активности и политического воспитания в отрядах юных пионеров. Задачей общественно -политической работы в детских организациях является – приучить пионеров к коллективной работе, научить сознательно разбираться и реагировать на все факты окружающей действительности, развить у детей дух международной солидарности рабочего класса.
11. Общественно-политическая активность отрядов юных пионеров должна быть сосредоточена вокруг начинаний и кампаний, проводимых партией, комсомолом, профсоюзами, Соввластью. Нужно также широко поощрять и содействовать самостоятельным начинаниям юных пионеров, помогая им вовлечь в выполнение своей работы массы рабочих и крестьянских детей. Основными пунктами проявления политической активности юных пионеров должны быть:
а) фабрика, завод, учреждение, при которых существует отряд, участие в общественно-политической жизни их, связь и помощь в росте ячейки, партии и комсомола, фабзавкома, заводоуправления и клуба; участие в общих кампаниях, праздниках и производственной жизни;
б) семья – распространение новых форм семейного быта, привлечение симпатий родителей к коммунистическому движению, революционное влияние на младших детей, инициатива и поддержка культурных начинаний семьи;
в) улица, двор – организация уличных детей, вовлечение их в пионерские отряды, проведение общественных кампаний, массовых демонстраций, праздников и работа с беспризорными;
г) школа – организация в ней своих форпостов, школьного самоуправления, стенных газет, журналов, участие в революционных праздниках и в совместной с передовыми педагогами работе по реорганизации школы на новых началах и борьба со старыми методами преподавания;
д) красная казарма – посещение красноармейцев, устройство для них вечеров, работа в ленинских уголках, украшение казарм, беседы с красноармейцами и т. д.

Борьба с беспризорностью

12. Одной из важнейших задач в общественно-практической работе пионеров должна стать борьба с детской беспризорностью. Необходимо усилить участие пионеров в этой работе, перейдя от случайной поддержки мероприятия Соцвоса к систематической, непрерывной работе, широко опираясь на самодеятельность и инициативу самих пионеров и через них привлекая к помощи беспризорным широкие массы неорганизованных детей. Пионеры должны принять участие в работе ячеек РЛКСМ, в детской социальной инспекции по обследованию беспризорных, в комиссиях по делам несовершеннолетних, в детских столовых в приемниках, распределителях и вести агитацию за вступление в общество «Друзья детей», вступая туда сами коллективно.

Интернациональное воспитание пионеров

13. Особое внимание следует уделить делу интернационального воспитания юных пионеров, ибо оно является важнейшей составной частью ленинского воспитания. С этой целью следует проводить широкое ознакомление пионеров с положением рабочих и в особенности рабочих детей в странах капиталистического Запада и угнетенного Востока, с борьбой за освобождение, которую ведут трудящиеся этих стран, используя для этого беседы у костра, клубные вечера, доклады, комсомольскую и пионерскую прессу и т.д. Наряду. с теоретическим ознакомлением должно, однако, применяться и практическое сближение пионеров СССР с комдетгруппами Запада. С этой целью нужно регулярно налаживать международную детскую переписку, организовывать силами юных пионеров сборы среди детей СССР в пользу детей Запада и т.п. Надо также вести работу по сближению детей разных национальностей внутри СССР путем прикрепления и установления связи между пионерорганизациями различных нацреспублик и губерний.

Работа в деревне

14. Широко развертывая вокруг ячеек комсомола детское движение в деревне, связывая его везде, где это возможно, с жизнью школы, ЛКСМ должен в то же время поставить перед каждым деревенским отрядом юных пионеров задачу – вносить новую, революционную и культурную струю в общественный и семейный быт деревни. Юные пионеры в деревне должны вести за собой всю массу крестьянской детворы, высвобождая ее из-под мелкособственнических влияний семьи и с ранних лет приучая крестьянских детей к общему артелыному труду, к совместной с рабочими города борьбе и работе. Юные пионеры станут, таким образом, в деревне верными союзниками и помощниками партии и комсомола в борьбе за новую деревню, то есть за кооперирование крестьянства, за поднятие культурного уровня крестьянской массы, техническую революцию в сельском хозяйстве и т.д. Работа юных пионеров в деревне должна поэтому заключаться:
а) в широкой политико-просветительной деятельности (знакомство с детдвижѳнием, комсомолом, партией, задачами советской власти, идеей смычки города с деревней путем бесед, чтений, вечеров и т. д.);
б) в общекультурной работе (ликвидация неграмотности, хотя бы внутри отряда, организация наблюдений над природой, краеведческих музеев, создание показательных пионергородов совместно со школой, антирелигиозная пропаганда, организация экскурсий в город, на фабрики и т.д.);
в) в общественной деятельности (помощь нардомам, избам-читальням, библиотекам, больницам; помощь бедняцким и красноармейским семьям, присмотр за детьми в семьях, уходящих на полевые работы; участие в проведении революционных праздников, защита малолетних батраков, охрана общественных огородов, садов, лесов, птиц; починка общественных зданий, мостов, улиц).
Вся эта работа должна возможно ближе связываться и согласовываться с работой школы. Перед пионером стоит также особая задача работы внутри школ: организация школьного самоуправления, приближение школы к общественной и трудовой жизни крестьянства, агитация за поддержку школы среди взрослого крестьянства и т.д. Пионеротряды должны внедряться во всю жизнь деревни, работать таким образом, чтобы все крестьянство наглядно видело пользу от их работы для своих детей. К помощи пионеротрядам надо привлекать все культурные силы деревни, в первую голову советское учительство.

Культурно-просветительная работа

16. Нужно развивать в отрядах юных пионеров различные культурно-просветительные начинания, наиболее близко подходящие к детскому возрасту, избегая при этом параллелизма со школьной работой. Центрами культурно-просветительной работы должны являться рабочие, комсомольские и пионерские клубы. Необходимо выдвинуть как одну из очередных задач комсомола и Соцвоса увеличение сети детских клубов, делая в них центром всей работы пионерскую работу, организуя различные кружки и т. д. Нужно в отрядах и клубах наладить серьезную работу по самообразованию, чтению с рекомендацией полезных книг. В клубах и отрядах должны быть организованы библиотечки, при одновременном прикреплении пионеров для получения книг и к общерайонным библиотекам.
Необходимо всячески бороться с перегрузкой пионеров общественной работой и различными обязанностями, отрывающими часто пионеров от широкой, живой культурно-просветительной работы и учебы в школе и тяжело отражающейся на неокрепшем детском организме. На это условие должны обратить серьезнейшее внимание все пионерруководители, ибо излишняя перегрузка детей работой не только не принесет пользы, но может гибельно отразиться на детском организме и уме ребенка.

Изучение естествознания и сельскохозяйственная пропаганда

17. Одной из важных задач отрядов юных пионеров должна являться организация изучения естествознания; нужно всю работу по антирелигиозной пропаганде вести под этим углом зрения, борясь с «антипоповскими» методами пропаганды. В деревенских отрядах нужно особенно усилить работу в области сельскохозяйственной пропаганды путем создания показательных огородов при школах, снабжения отрядов соответствующими библиотеками, а также давая возможность юным пионерам пользоваться библиотеками комсомола и изб-читален.

Физическое воспитание

18. Необходимо правильно поставить в отрядах пионерработу по физической культуре, используя естественные средства физического воспитания, как-то: света, воздуха, воды, правильного питания, соответствующих игр и т.д., ведя решительную борьбу с узкой спортизацией, односторонним развитием, часто калечащим организм детей. Все это требует большего внимания к этой работе со стороны комсомола, Совета физкультуры, Наркомздрава и других органов, которые должны обеспечить пионерам возможность использования для своего оздоровления всех видов физического развития.

Производственное и трудовое воспитание

19. Одной из очередных задач детской организации является детальная разработка содержания и методов трудового и производственного воспитания юных пионеров. Необходимо центром работы в этой области выдвинуть широкое ознакомление пионеров с производственной жизнью и характером работы отдельных окружающих предприятий путем экскурсий, знакомства с работой машин, станков, материалами и изделиями, устройства производственных уголков, облегчая тем самым пионерам в будущем выбор профессий и характера работы по своему желанию.
20. Одновременно с ознакомлениями с производственной жизнью предприятия необходимо стремиться организовать при клубах и отрядах свои мастерские, не требующие сложного оборудования, стремясь создать в то же время районные общегородские мастерские, а также использовать мастерские школы фабзавуча. Задачей этих мастерских является приучение пионеров к производственно-трудовой работе, выработка у пионеров первоначальных навыков работы и владение инструментами, используя работу мастерских также для личного самообслуживания нужд пионеров и всего отряда или клуба.
21. Как наиболее совершенную форму соединения общего воспитания с производственным трудом следует выдвинуть школу дозаводского обучения, дающую детям основные навыки труда и общественно-политическое и культурное воспитание, позволяющее им разбираться в окружающей обстановке и сознательно бороться за интересы пролетариата. Выходящий из этой школы движения ученик должен быть приспособлен к трудовой жизни и дальнейшей учебе и работе в школе фабзавуча.
Задачей комсомола и органов Соцвоса является намечение сети таких школ в промышленных центрах путем организации новых или реорганизации существующих школ первой ступени в семилетке.

Электронная библиотека исторических документов