VI съезд комсомола

Резолюции и постановления
VI Всесоюзного съезда РЛКСМ

(12-18.07.1924)

Об организационном строительстве деткомгрупп

1. Рост и развитие детских коморганизаций во всю ширь ставят перед VI Всесоюзным съездом вопрос об установлении твердых единых организационных форм их работы. Намеченные V Всероссийским съездом оргформы, проверенные двухлетней практикой, доказали свою жизненность и были на основании опыта уточнены и дополнены. Но эти формы не имели полного применения в детских организациях СССР. Существовал ряд уклонов от основной линии, намеченной V съездом: в закавказских организациях, где создание органов юных пионеров шло параллельно органам РЛКСМ и было построено по принципу выборности, начиная от низовой ячейки до Центрального Совета. Вторым крупным отклонением отличалась Украина, где организационные формы пионерорганизаций представляли собой простую копировку комсомольских организаций (ячейка, бюро, комитет и т.д.). Впоследствии ошибки Украины были изжиты. Как и в каждой революционной организации, вопросы единства организационной формы, организационное строительство – основной вопрос, и без разрешения его организация не оправдает своего существования.
2. Организация юных пионеров является лучшей школой коммунистического воспитания детей. Эта организация должна быть более широкой, массовой, нежели комсомол, стремясь максимально расширить свой социальный базис (сообразуясь с наличием комсомольских руководительских сил). Охватывая прежде всего пролетарских детей, организация юных пионеров должна втягивать в свои ряды и всех детей трудящихся города, отвоевывая их из-под мещанского и мелкобуржуазного влияния. Одновременно организация юных пионеров должна также широко охватывать и деревню, организуя в свои ряды широкие массы крестьянских детей, борясь с кулацкими на них влияниями.
3. Несмотря на быстрый рост, к VI съезду детские организации насчитывают немного более 200 тысяч пионеров, то есть 1/4 всей комсомольской организации. Цифра охвата детей пионеротрядами ничтожна, около полпроцента всех детей. Предпосылки к росту громадны. Надо, не боясь, расширять пионерорганизацию, привлекая для руководства ими широкие слои комсомольцев, сделать организацию пионеров массовой коммунистической детской организацией.
4. Два основных момента определяют организационные формы детских организаций:
а) необходимость практического руководства ими со стороны комсомола, революционной коммунистической организации рабоче-крестьянской молодежи, близкой к детям по своим настроениям, переживаниям и имеющей опыт воспитательной работы;
б) требования революционной педагогики, учитывающей возрастные особенности и социальное положение организуемых детей (широкая самодеятельность, массовость, увлекательность и красочность форм). Построенная на принципе наибольшего творчества и самодеятельности детей, оргструктура юных пионеров должна в то же время отличаться наибольшей ясностью, простотой, гибкостью и крепостью. Этим требованиям в основном и отвечает оргструктура детской коммунистической организации юных пионеров имени В.И.Ленина. Для осуществления практического руководства организациями юных пионеров соответствующей территории при комитетах РЛКСМ создаются бюро юных пионеров на правах отдела комитета.
5. Первичной ячейкой деткоморганизации является отряд юных пионеров, организуемый при производственном предприятии, детдоме, комсомольской ячейке или клубе. Слово "отряд" должно быть привито, как характеризующее твердость, энергию, быстроту работы данной группы детей. Отряд должен охватывать 40-50 детей, то есть быть небольшим, спаянным, подвижным и гибким организмом. Для объединения детей по признакам дружбы, возраста и для облегчения руководства отряд разбивается на звенья, по 8-10 человек в каждом. Во главе каждого звена стоят вожатый звена и его помощник, переизбираемые каждые три месяца из состава пионеров данного звена. Во главе отряда – совет вожатых звеньев под постоянным руководством вожатого отряда – комсомольца, выдвинутого ячейкой РЛКСМ и утвержденного комитетом союза.
6. Звено может присваивать себе название, имеющее революционно-трудовое значение. Отряд – имя революционных деятелей и название революционных событий.
7. В районном, городском, уездном масштабе все отряды пионеров объединяются в организацию юных пионеров при соответствующей комсомольской организации, работающую под руководством комитета данной организации.
В целях проведения организованной работы пионеров в школах там создаются пионерские форпосты, объединяя всех пионеров – учащихся данной школы. Для руководства работой форпоста избирается совет форпоста, составляющийся из уполномоченных от каждой группы (класса) пионеров и руководителя одного из отрядов. Руководитель выделяется соответствующим бюро юных пионеров и вводится в школьный совет с правом решающего голоса. Через выделенного руководителя и совета форпоста комитет РЛКСМ руководит школьной работой пионеров, согласуя ее со школьным советом.
8. При комитетах РЛКСМ создается районное, уездное, окружное бюро по следующему принципу: во главе его должен стоять член соответствующего комитета РЛКСМ – член РКП, выделенный комитетом на постоянное практическое руководство работой, представители комитета партии, профсоюза, ОНО и персонально подобранные комсомольцы, практические работники, а также из числа пионеров-комсомольцев. Бюро юных пионеров – часть комитета РЛКСМ – пользуется его аппаратом, не имея никаких печатей, бланков и т.д. Создание параллельных руководящих пионерских органов, помимо комсомольских, недопустимо.
9. При губернских и центральных комитетах союза должны создаваться соответствующие по своей конструкции бюро под непосредственным руководством одного из членов комитета. Губернские бюро могут организовывать при себе методические комиссии. При краевых объединениях бюро должны создаваться из представителей крайбюро партии, крайбюро РЛКСМ, ОНО, представителя губернского бюро данной губернии и одного практического работника. Бюро работает под руководством соответствующего бюро РЛКСМ.
10. Для изучения опыта работы и подытоживания ее бюро созывает соответствующие совещания пионерработников: уездные, краевые, губернские и т.д.
11. Основным методом в оргформах детских организаций является сохранение и укрепление практического руководства деткомгруппами за комсомолом. Это руководство должно осуществляться: путем выделения комсомольской ячейкой руководителя отрядом юных пионеров, не шефством, а непосредственным участием и руководством работой отряда, путем выделения члена бюро ячейки в совет отряда, совместной разработкой плана работы отряда, совместным проведением общественных политкампаний, заслушиванием докладов вожатых отрядов на собраниях ячейки и привлечением также к пионерскому отряду внимания партийной ячейки, фабзавкома и рабочих масс.
12. Элементы символики, внешние знаки и особые Законы и обычаи, введенные еще V съездом для воздействия на детей, опираясь на их естественные запросы и психо-физиологические особенности, в процессе работы затушевывались или совсем игнорировались и комсомольцами и руководителями, не уяснившими себе их значения. Необходимо сохранение всех введенных форм революционной символики и их абсолютное единство для всех пионеров СССР. Такими являются:
а) единое название – Детская коммунистическая организация юных пионеров имени Ленина;
б) единые Законы и обычаи;
в) единые формы пионеров и красный галстук-косынка (обязательно);
г) единые значок, салют, девиз и торжественное обещание.
13. Для оформления пионерской организации необходимо уточнение отдельных организационных моментов:
а) прием пионеров производить без рекомендации;
б) не раньше чем через два месяца новичок, усвоивший Законы и обычаи, может приносить торжественное обещание, после чего имеет право носить красный галстук, значок, иметь пионерскую карточку.
14. Исключение пионеров производится за нарушение законов, за неподчинение дисциплине после использования всех воспитательно воздействующих мер.
15. Для улучшения и руководства организацией юных пионеров необходима хорошая постановка учета и отчетности. Учет должен идти по линии:
а) количественного и качественного состава юных пионеров;
б) организации юных пионеров (отряд, звено и т.д.);
в) количества и качества руководителей;
г) работы пионеров.
16. Организационная структура показала свою жизненность и целесообразность и должна быть оставлена как единственная форма для всех детских организаций Союза Советских Социалистических Республик. Имеющиеся на местах отклонения от оргструктуры, как отражающие старые скаутские уклоны, так и перегибающие палку "влево", должны быть окончательно изжиты. Необходимо уничтожение различий в терминологии, лишних объединений (отделений, дружин, коллективов, легионов, когорт и т.д.), многочисленности пионеров в звеньях, отрядов, штабов, квартир, главинструкторов, политруков, прикрепленных, а также выборности руководящих пионерских органов и параллелизма в руководстве. Необходимо абсолютное введение единых оргформ и ликвидация всех местных отклонений.
17. Рост детских организаций и развитие их ставит задачу расширения сферы деятельности пионеров с целью обеспечить наиболее широкое поле самодеятельности самих детей. Формами, обеспечивающими самодеятельность, нужно признать:
а) выборность вожатых звеньев;
б) совет вожатых звеньев, проводящий практическую работу в отряде;
в) периодический созыв районных или городских совещаний и конференций вожатых звеньев для обсуждения вопросов районной работы;
г) созыв пионерских конференций;
д) создание ряда вспомогательных комиссий для работы как в отряде, так и в районе, с привлечением в них рядовых пионеров.
18. Необходимо повышение возрастного состава организации юных пионеров до 16 лет, так как ЛКСМ слабо охватывает эту прослойку и не обрабатывает ее. Таким образом, комсомол будет принимать в свою организацию с 14 лет через пионерскую организацию. Это позволит: а) увеличить кадр комсомольцев и внутри пионерской организации и тем самым усилить комсомольское влияние на пионеров и дать большее количество активных комсомольских сил для более широкого охвата неорганизованных детей; б) лучше подготовить кадры молодежи для вступления в комсомол.
19. Передача пионеров в комсомол не должна быть массовой и механической, передаваться в комсомол могут лучшие пионеры, пробывшие не меньше одного года в организации и достигнувшие 14 лет. Вступающие пионеры проходят через обсуждение звена, отряда, бюро юных пионеров и после того на общих основаниях вступают в комсомол. Пионеры-комсомольцы продолжают до 16 лет оставаться в пионерской организации, в то же время втягиваться в комсомольскую работу и таким образом связывать эти две организации. Пионеры-комсомольцы должны использоваться также для работы среди неорганизованных детей, подготовляя из себя новых отрядных руководителей.
20. В связи с повышением возраста организации юных пионеров, следовательно, и ее активности возможно создание младшей ветви детского движения – от 8 до 11 лет. В ближайшее время эта работа, однако, массового развития иметь не должна. Группы детей младшего возраста, называемые октябрятами, организуются при пионерских отрядах по следующему принципу:
1) при отряде – группа октябрят из 25 человек;
2) руководит группой комсомолец, выделенный ячейкой РЛКСМ и являющийся помощником вожатого отряда пионеров;
3) группа разбивается на звенья по 5 человек, которыми руководят пионеры, в помощь пионерам выбираются помощники от красных октябрят;
4) законы, обычаи, салют и все прочие внешние атрибуты для октябрят должны быть разработаны особо.

Электронная библиотека исторических документов