недостатки в торговле

О торгующих "точках" и их руководителях,
не утомляющих рассудка

Пройдитесь по улицам нашего города. Найдите хотя бы одно окно одного магазина, которое бы остановило вас, заинтересовало. Вы не найдёте ни одной хорошей витрины, красиво выставленной рекламы.
На улице Ленина в одном из огромных окон магазина отдела рабочего снабжения завода имени Октябрьской революции выставлена пара обуви. Каким исключительным убожеством и хамством несёт от этой, с позволения сказать, витрины!
Говорят, в Париже один из лучших парфюмерных магазинов города, рекламируя духи, выставляет на огромной витрине только лишь один флакон. Расположение света, фон этой витрины заставляют парижанина смотреть только на этот флакон, видеть только его. Название духов, таким образом, запоминается.
На безобразной витрине магазина ОРСа поставлена огромная и нелепая пара обуви, составленная из каких-то подозрительных лоскутов кожи, грубая, тяжёлая пара обуви. Один вид её отталкивает. Никто, даже босой, не осмелится, увидев эту пару обуви, зайти в магазин. И это страшилище, это пугало представляет собой витрину! Вообще же, это, к сожалению, единственная в городе витрина, которая правильно информирует покупателя о фактически имеющихся в данном магазине товарах.
Возьмём для примера фруктовый магазин на этой же улице. Ласкают взор прохожих надписи, сделанные на вывесках этого магазина. Тут и хурма, и апельсины, и лимоны, и мандарины, а в магазин зайдёшь – яблока не купишь, ибо его нет.
В витринах салонов индивидуального пошива иногда выставлены костюмы и платья из прекрасных материалов. Но, когда вы зайдёте сюда заказать такой же костюм или платье, вам скажут: Принесите материал, и мы вам сделаем.
В витринах царит безвкусица. Можно в одном и том же окне увидеть жуткого вида топорщащееся пальто, грубое и неуклюжее, и хорошее платье; электрический чайник, сияющий никелем и отвратительную, прямо-таки отталкивающую одним своим видом вилку.
Зайдите в сам магазин. Подчас прекрасные товары лежат так, что их никак не заметишь. А ведь покупателю нужно помочь купить товары.

У нас так плохо работают люди за прилавком, что покупатель рад хотя бы получить прямой ответ на поставленный им вопрос.
Он стоит по эту сторону прилавка и ждёт своей очереди. И вот очередь к нему подходит. Он задаёт вопрос, скажем: Носки есть? Ему отвечают вопросом: Хорошие или плохие?
Ошарашенный таким неожиданным оборотом дела, он отвечает весьма наивно: Конечно, хорошие.
Хороших нет, – отвечают с той стороны прилавка, и обращаются к следующему в очереди покупателю: Вам что?

Ни в одном магазине города нет хорошо поставленной вентиляции, негде посидеть, негде выпить стакан воды. Покупатель обречён на му́ки, когда он находится под гостеприимной сенью наших торгующих "точек". Именно – точки.
Есть у нас на Пушкинской улице кафе, где торгуют неплохим мороженым, но попросите к мороженому холодный нарзан, вам ответят отказом. Нарзана нет в кафе. Рядом же, в других магазинах, даже в бакалейных лавках вы найдёте сколько угодно нарзана.
Руководители торгующих организаций подчас представляют себе, что культурно торговать – означает поставить на маленький столик, рассчитанный на четырёх человек, вкушающих мороженое, огромный запылённый цветок, мешающий сидящим за столом людям.
В городе порядочное количество киосков и павильонов, торгующих водой. Но не пытайтесь достать стакан зельтерской с натуральным сиропом. Постоишь у кассы, прочтёшь надписи и расценки, получишь чек на лимон или вишню, опять постоишь в очереди, получишь стакан воды с желаемым лимонным сиропом и, морщась, выпьешь этот дурно пахнущий напиток. Становится понятным, почему все пороги павильонов, торгующих водой, заплёваны: это утолившие жажду покупатели воздали по заслугам торгующим "точкам" газированных и шипучих вод.
Ситро и крюшон, пахнущие банным мылом, разноцветные и разные по величине и форме бутылки, не имеющие никаких этикеток, или имеющие белые бумажные клочки со штампом "клюквенное", – вот чем торгуют павильоны и киоски в нашем городе.

Есть в городе большой рыбный магазин. В этом магазине есть аквариум. Предназначен он, видать, для торговли живой рыбой, но живой рыбой магазин не торгует. Под боком Донец, а живой рыбы в магазине нет.

На днях мы получили от рабочего завода имени Октябрьской революции тов. Владимирова письмо, в котором он жалуется на безобразную упаковку товаров. В качестве "вещественного доказательства" он прислал в редакцию бумагу, в которую были завёрнуты пирожки, которые он купил в ларьке № 2 Донмясотреста, около первой проходной завода. Оказывается, купленные им пирожки были завёрнуты в бумагу, на которой записано отвратительное порнографическое стихотворение. Автор письма вполне законно возмущён этим хулиганством.
Как правило, в магазинах нашего города не заворачивают продаваемые товары (за небольшим исключением), и часто покупатель уходит раздражённым именно поэтому.

По всему городу нет ни одного магазина, торгующего круглые сутки. Говорят, что есть магазины, которые торгуют до часа ночи, и даже последние дни – до 3-х часов ночи, но об этом никому из покупателей неизвестно. Не рекламируют это торгующие организации.
На вопрос, почему нет магазинов, которые торговали бы круглые сутки, представители торгующих организаций отвечают с видом Сократов, изрекающих непреложные глубокодумные истины: Это будет нерентабельно. Но ведь для того, чтобы было рентабельно надо, во-первых, сообщить населению об открывающемся таком-то, там-то, тогда-то магазине, и, во-вторых, открыть этот магазин.
Видно, наши торгующие организации знают афоризмы Козьмы Прудкова и руководствуются в своей практике одним из них. Этот афоризм гласит: "Не теряй времени, а паче не утомляй рассудка изысканием средствия, дабы всех удовольствовать". И не утомляют свой рассудок руководители торговых учреждений нашего города, не занимаются "изысканием средствия" удовлетворить культурные запросы советского покупателя и потребителя.
Городской Совет, его торговая секция, горвнуторг должны заставить наши торгующие организации прекратить безобразную практику торговли. Ворошиловграду не нужны плохо торгующие "точки", как пишется в казённых реляциях торговых организаций, "точки", чьи коллективы заняты погоней за голым выполнением своих торгфинпланов. Нужны советские магазины, культурно обслуживающие советского покупателя.

Х. Затучный


газета «Ворошиловградская правда» за 8 июня 1936 года