луганская городская библиотека

В городской библиотеке

Читатель стоял у стойки и настойчиво просил: Нет, вы мне всё-таки найдите Карамзина.
Работавшая на выдаче книг тов. Виданова отказалась принести книгу. Позже мы узнали, в чём дело.
Читатель решил взять книгу Карамзина «История государства Российского». Пользуясь недавно введённым каталогом, он указал название отдела, шифр автора и т.д. Списывая все эти данные, он допустил ошибку: вместо 9(47) написал только – 9. Работавшая на выдаче тов. Виданова пришла и сообщала: Там такой книги нет. Карамзин у нас стоит на 9(47).
Читатель посмел указать, что если она знает, где стоит эта книга, то почему же она её не принесла, и попросил книгу всё же выдать. Обидевшись на замечание, сотрудница библиотеки отказалась выдать книгу.
Этот эпизод мы привели для того, чтобы показать, как поставлено обслуживание читателей в городской библиотеке имени Горького. Всякий раз, когда приходишь в библиотеку, видишь довольно длинную очередь. Чтобы сдать книгу и получить новые, нужно затратить около часа.

Совсем недавно был введён каталог. На него очень сильно надеялись. Заведующий библиотекой тов. Златоверхий думал, что с введением каталога и для читателей и для работников библиотеки будет лучше. А вышло далеко не так. Большая половина читателей каталогом не пользуется. Их к этому не приучают. Да и, кроме того, пользоваться этим каталогом не совсем удобно, так как он составлен слишком небрежно, если не совсем безграмотно. Вот несколько примеров.
Попробуйте найти по каталогу учебник по грамматике. Висящий рядом справочник совершенно не поможет вам в этом, так как не даёт указания, в каком отделе можно найти эту книгу. После долгих поисков мы нашли грамматику по русскому языку в разделе... «Общего языковедения». Зато чисто языковедческие труды Поржезинского («Введение в языковедение») и Сепира («Язык») мы нашли в отделе «Языки русский, украинский, белорусский». Этим примеры неряшливости не исчерпываются. Так, в отделе «Теории литературы и поэтики» мы обнаружили книгу Горбунова «О работе издательств с начинающими писателями». Что и говорить, – поэтика!
Небрежность довела работников библиотеки до того, что М.Коцюбинский зачислен ими в разряд русских писателей и потому монография о нём числится в рубрике «Русские писатели».

Мы так долго остановились на недостатках каталога потому, что здесь как нельзя лучше видно безразличное отношение к читателю, отсутствие стремления действительно чётко и культурно обслуживать посетителя.
Как известно, библиотека должна работать с читателями, ориентировать их в имеющейся литературе, направлять чтение. Необходимость этого работники библиотеки не отрицают, но работу с читателями понимают несколько наивно и проводят её кустарными методами. Вся работа заключается в том, что перед пришедшим вываливают на стойку стопку книг, и наблюдают, как он их просматривает. Если читатель роется очень долго, то начинают советовать: Возьмите эту вот. Я её читала, и, знаете, замечательная книга.
Понятно, что этим личным советам библиотечного работника мало кто верит. Только отчаявшись найти что-либо по вкусу, следуют совету. Это и называется здесь "работой с читателем".
А почему бы библиотеке не организовать сбор мнений читателей о прочитанных ими книгах и не доводить эти мнения путём выставок таких рецензий до широкого круга читателей? Почему бы не проводить читательские конференции по отдельным произведениям? Конечно, это намного серьёзней и труднее, но ведь именно это и требуется от библиотеки.
Понятно, что так дальше работать библиотека – огромное культурное учреждение – не может. Обслуживание читателей, работа по продвижению книги, по повышению культурного уровня читателей должны быть резко улучшены.

Читатель


газета «Ворошиловградская правда» за 10 марта 1937 года