гостиница «Октябрь»

Как строился освобожденный Ворошиловград

В недавно освобождённом от немецких оккупантов Ворошиловграде, когда конец войны уже предрешён, но День победы ещё не настал, думают не только о восстановлении разрушенных войной зданий города, но и о постройке новых. Отзывается с фронта Шеремет А.С. , впоследствии ставший главным архитектором города. Решаются вопросы восстановления и реконструкции школы № 7, здания драматического театра, постройки гостиницы на 350 мест, названной впоследствии «Октябрь» на ул. Пушкинской. Расскажем о реконструкции драмтеатра и постройке новой гостиницы, ставших в последствии визитной карточкой города.

Совместное заседание областной архитектурной комиссии и областного экспертно-технического бюро при Ворошиловградском областном отделе по делам архитектуры от 3 февраля 1945 г. прошло с повесткой дня: «Рассмотрение и расширение проектного задания на восстановление и реконструкцию здания драматического театра в г. Ворошиловграде». Автор проекта инженер Ефимцев П.С., соавторы – архитектор Минько И.Ф. и художник-архитектор Шеремет А.С.
С представленной экспертами рецензией было принято решение согласиться, отметив, что в проекте правильно решены основные вопросы восстановления и реконструкции драматического театра, обеспечено создание удобных условий обслуживания зрителей, рабочих театра, проведения сценических действий, эвакуации. Здание и внутреннее архитектурно-художественное оформление помещений отвечает требованиям современных театральных сооружений...
Планировка в данном варианте была рекомендована к утверждению со следующими замечаниями:
а) трактовку фасадов в классических формах считать приемлемой;
б) портик главного фасада с фронтоном считать недоработанным и требовать обогащения архитектурными деталями с целью отражения народной героики в Отечественной войне, что учесть в последней разработке проекта;
в) при дальнейшей разработке авторами и соавторами проекта стремиться к достижению выразительности синтеза театрального сооружения, созданного на руинах бывшего театра, разрушенного немецкими оккупантами;
г) представленное расширенное проектное задание рекомендовать Управлению по делам архитектуры при СНК УССР к утверждению.

И сразу же после Дня победы, 15 мая 1945 г., проводится заседание архитектурной комиссии по рассмотрению проектного задания гостиницы на 350 человек и застройки ул. Пушкинской. По проекту гостиницы, разработанному ГИПРОГРАДом УССР, докладывал архитектор-доцент Каракис И.Ю., по проекту решения застройки ул. Пушкинской – городской архитектор Шеремет А.С., заключение давал архитектор Домбровский И.П.
На этом заседании в целом было одобрено проектное решение, признаны правильными выбранное место для строительства гостиницы, а также постановка одного здания с поворотом крыла под углом к оси ул. Пушкинской, что раскрывает тем самым площадь в районе театра и здания комбината «Ворошиловградуголь».
Постановили признать правильным внутреннюю планировку гостиницы, расположение торговых помещений, ресторана, номеров, комнат общего пользования с необходимостью дополнить устройством холодильника при ресторане, ванных и душевых общего пользования... считать неоправданным устройство крытых тротуаров по фасаду, выходящему на ул. Ленина, не являющихся продолжением существующих тротуаров.
В трудное послевоенное время считали необходимым применять только местные материалы для строительства гостиницы: в качестве облицовочного материала – силикатный кирпич, камень песчаник, керамику и чёрный мрамор из карьеров в р-не Красного Луча. Кстати будет сказать, что Иосифом Юлиевичем Каракисом была проведена специальная лабораторная работа, согласованная комиссией химиков, чтобы навеки сохранить прочность кирпича.
Несмотря на трудности послевоенного времени, как в случае с драмтеатром, так и в данном случае, Архитектурная комиссия считает необходимым обогатить архитектурное оформление фасадов и внутреннего убранства.

Спустя почти шести лет, в которые практически была возведена гостиница, на заседании архитектурной комиссии при исполкоме Ворошиловградского областного отдела по делам архитектуры совместно с общественностью города 15 декабря 1951 года слушали сообщение доцента-архитектора Каракиса о внутреннем и внешнем оформлении гостиницы в г. Ворошиловграде. Возникали и претензии.
Так, Шеремет отметил, что проектирование гостиницы приняло слишком затяжной характер, что влечёт за собой повторное рассмотрение отдельных деталей. Продолжительное время автор не мог дать ответа, почему так сильно расчленена центральная часть и почему так бедны боковые крылья. В целом, одобрив проектные решения и их исполнение, Шеремет сказал, что его беспокоит решение вестибюля центральной части гостиницы, как он заметил, там выражено своеобразие вкуса автора, который может быть не каждому понятен и приятен.
Управляющий «Облстройтрестом» Поляков П.В. в своём выступлении отметил, что пилястры с венчающими обелисками выглядят как надгробия. «Спасская башня» на проекте представляется не такой, какая есть в действительности. Здание слишком зажато, улица узкая, и эта башня не будет обозрима, тем более часы. Следует от них отказаться, также надо отказаться от лучей вокруг звезды. Неудачно решён центральный вход, входной тамбур очень мал, слишком тяжела ручка, нужно это пересмотреть; балясины центральной лестницы слишком ажурны, нужно сделать монументальнее, барельеф на стенах («Мать с ребенком») задуман не по тематике…
Конец спорам положил председатель горисполкома Седашов В.П., который резонно заметил, что поскольку фасад центральной части уже закончен, не следует ставить вопрос о переделке его или об изъятии отдельных элементов, так как фасад решён образно. Однако заметил, что рисунок венчающей части фасада очень измельчён и не придаёт строгости фасаду, слишком школьный.
В конце заседания было принято решение архитектурной комиссии под председательством Шеремета:
1. Фасад центральной части не переделывать, сохранив его в таком виде.
2. Фронтон сделать полностью по проекту с монтажом часов.
3. На боковых крыльях здания полуциркульные окна делать сплошными, в общем согласиться с представленным проектом.
4. У входов в магазины делать вазы из искусственного гранита.
5. Отказаться от укладки в 1-м этаже асфальтовой плитки, а сделать пол мозаичный, как предусмотрено проектом.
6. Панели в «люксах» красить маслом (мастика) высотой в 2,5 м.
7. Раздвижные перегородки в «люксах» оставить, но закрепить шпингалетами, остеклить стеклом с рисунком (под мороз).
8. Центральную лестницу оставить деревянной, форму балясин необходимо доработать, по наружной стороне ставить полубалясины на фанерированной панели.
9. Потолки холлов исправить, в кессонах гипсовые люстры снять и заменить стеклянными.
10. Установленные обелиски снять как некачественные. Выполнить их в соответствии с проектом.
11. Размеры тамбура необходимо проверить.
12. Лепку, обрамляющую входы в номера, переделать в соответствии с проектом, отказаться от барельефа «Мать с ребёнком» и медальонов и масок по коридору.
13. Ротонды расписать художественно-монументальной живописью. Просить Академию архитектуры УСССР оказать содействие в этом вопросе.
14. Просить Ворошиловградский горисполком принять решение о закреплении помещений под магазины за торгующими организациями, и обязать таковые обеспечить проектно-сметной документацией в 1-м квартале 1952 г., составление которого поручить Ворошиловградскому облпроекту.

Ещё немного о гостинице.
Построенная в 1945-1952 г.г. в стиле московской псевдоготики, она первоначально называлась «Москва», и сейчас является одним из лучших произведений выдающегося архитектора Каракиса И.Ю. (29.05.1902–23.02.1988) и, к слову, единственным памятником архитектуры в Луганске. В её архитектуре сочетается мавритано-готический аромат царицынской архитектуры наряду с традициями украинского модерна. Оригинальное решение по созданию "мозаичного ковра" на кирпичном фасаде, выполненного по всем правилам тектонической организации, стало средством придания фасаду нарядного и праздничного настроения, а вертикальные треугольные пилястры из белого силикатного кирпича, как кружево на контрасте с красной стеной порождают ритм, придавая фасаду пластичность и строгость.

(В статье использованы архивные материалы ГАЛО, фонд Р-2363).

Анна Драй,
член Межрегионального союза
писателей Украины


«Реальная газета» за 14 февраля 2007 года