Летом 2011 года некоторые уже бывшие участницы народного ансамбля
танца «Барвинок» Луганского учебно-воспитательного объединения
«Барвинок» № 9 перенесли сильный психологический удар, а родители
всерьез задумались об объективности оценивания их детей руководителем
именитого танцевального ансамбля Владимиром Дольчуком. Как оказалось,
его не очень-то заботит судьба и душевные переживания школьниц, которых
он решил досрочно выпустить из своего коллектива, невзирая на то, что
некоторые из них девять лет своей жизни посвятили «Барвинку». Несколько лет назад Дольчук ввел в коллективе экзамены, которые
воспитанники «Барвинка» должны сдавать раз в полгода. И все было бы
ничего, если бы не выяснилось, что у Дольчука нет четких
критериев оценивания танцевальных достижений детей, и «зарубить» на
экзаменах он может фактически любого, не обязательного самого слабого.
Во всяком случае, примерно такая картина вырисовалась после
контрольно-экзаменационного оценивания участниц "второго" состава
«Барвинка» (в июне в него входили выпускницы 5-7 классов луганских
школ). Худсовет во главе с Владимиром Дольчуком решил из 24 человек
оставить в коллективе 16 (причем, оставить во "втором" составе, а не
переводить в "первый"), соответственно, восьмерых – выпустить.
Для большинства девочек, которых, получается, досрочно исключили из
«Барвинка», а также для их родителей было непонятно, почему именно
такими оказались результаты экзаменов. Однако, в день оглашения
итогов Дольчук решил ничего не объяснять недоуменным родителям. Он им
просто не показался на глаза, уехав из Луганска, и передал право огласить результаты экзаменов хореографу Наталье Дорощук, которая их озвучила без комментариев. Стоит сказать, что родителям участниц «Барвинка» можно было бы
кое-что и объяснить. В частности, почему очередной танцевальный этап не
прошли именно 8 девочек, а не 6, 5 или 10? Ведь ни за месяц, ни за
полгода до экзамена никто из руководителей «Барвинка» не говорил о
количестве детей, которое покинет коллектив. Возможно, если бы дети
знали данное число, то у них появился бы дополнительный толчок к тому,
чтобы больше внимания и времени посвящать танцам.
Кроме того, не до конца понятным остается смысл самих
экзаменов, если в «Барвинке» из "второго" состава остались девочки с
плохими оценками, а школьниц с результатами значительно выше Дольчук
решил "выпустить". Руководитель «Барвинка» постфактум объяснил
это тем, что с плохими оценками в коллективе остались девочки, возрастом
поменьше (в таком случае логично было бы разделить состав по возрасту и
не судить их наравне со старшими танцовщицами). Дескать, за год они
могут подтянуться.
Однако подобный аргумент немного "хромает". Поскольку, во-первых, нет
никакой гарантии, что участницы «Барвинка», показавшие слабые
результата, но оставшиеся в коллективе, через год смогут удовлетворить
танцевальные запросы Дольчука. Во-вторых, у "выпущенных" детей со
средними результатами, которых раньше руководитель «Барвинка» сам же и
награждал грамотами за высокие показатели, могло бы открыться второе
дыхание, позволившее им сделать скачок. Правда, если бы их сохранили. Владимир Дольчук, рассказывая о том, чем же руководствовался при
приятии решения о завершении танцевальной деятельности ряда девочек в
«Барвинке», апеллировал к некоему Положению. Однако, в самом Положении
говорится лишь, что из состава ансамбля могут быть исключены
воспитанники за систематическое "не успевание" и регулярные плохие
результаты, чего не было у большинства "выпущенных" воспитанниц. А
главным показателем успеваемости детей является экзаменационное
оценивание, с которым у «Барвинка», как выяснилось, не все так
однозначно. Кстати, Дольчук, видимо, осознавая, что родителям непонятны
критерии, по которым он "отсеивает" из состава детей, собирается к концу
2011 года прописать более четкие правила для воспитанников «Барвинка»,
конкретизируя, за какие танцевальные "грешки" они могут покинуть ряды
коллектива. Примечательно, что Владимиру Дольчуку советовали оставить в
«Барвинке» нескольких детей, отправленных им "в отставку". Предложение
поступало от хореографов, которые регулярно четыре-пять раз в неделю
репетировали и контактировали с участниками "второго" состава на
протяжении нескольких лет. Однако руководитель «Барвинка» не
посчитал нужным прислушиваться к мнению других специалистов, что
дополнительно возмущало родителей. Тем более, как оказалось, за
полгода до экзамена Дольчук ни разу не посещал тренировок девочек со
"второго" состава, хотя его неоднократно звали. Соответственно, он не
мог лично видеть динамику развития своих воспитанниц. Примечателен также еще и тот факт, что после скандальных экзаменов
«Барвинок» решила покинуть хореограф, тренер коллектива Наталья Дорощук.
Она непосредственно занималась со "вторым" составом и проработала в
ансамбле около 17 лет. Одна из причин ее ухода связана со странными
результатами экзаменов, считают родители. Стоит отметить, что некоторые из них пытались найти возможность
вернуть своих "выпущенных" детей в «Барвинок», поскольку уж слишком
неожиданными для них оказались результаты экзаменов. Ну, а
главное, очень болезненно дети переживали разрыв с коллективом: кто-то
постоянно плакал в подушку, кто-то, не веря в произошедшее, продолжал
"вхолостую" ходить в «Барвинок», кому-то даже понадобилась помощь
психолога. Однако Дольчук оставался неприступен, давая понять, что в возникшей
ситуации виноваты лишь дети и отчасти их родители, а лично он здесь не
при чем. Хотя, с другой стороны, у родителей, ежемесячно вносивших в
течение девяти лет спонсорские деньги, резонно могут быть претензии как
раз к руководителю «Барвинка». Ведь это он не смог
организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы дети, еще
несколько лет назад подающие большие надежды, не оказались в неприятной
ситуации, достойный выход из которой Дольчук так и не нашел. Пока же получается, что худрук «Барвинка» вправе делать то, что
расходится с интересами детей и их родителей, но, видимо, абсолютно
устраивает самого Дольчука. Думается, что безучастное отношение к детям, которые по разным
причинам оказались не нужными руководителю известного танцевального
ансамбля, рано или поздно может сыграть злую шутку. Ведь «Барвинок»
- это не только аплодисменты, цветы, благосклонное отношение власти,
признание в Луганске, стране, за рубежом, и, как выражался
заслуженный работник культуры Украины Дольчук , "десятки тысяч евро и
долларов". Это еще и детские слезы, переживания, нервные срывы, ощущение
несправедливости. Однако, похоже, в настоящее время Дольчук
решил больше сосредоточиться на первом, закрыв, или, как минимум,
прикрыв глаза на второе.
P.S. Кстати, попытку продвижения то ли личных, то ли
общих интересов с помощью мам и пап воспитанников «Барвинка» Владимир
Дольчук делал в 2010 году. Тогда накануне выборов в местные органы
власти он на родительском собрании занимался агитацией Партии регионов,
от которой шел в депутаты райсовета. Правда Дольчук не напрямую призывал
голосовать за партию, однако, открытым текстом говорил, что в случае
победы ПР «Барвинок», а соответственно и он, только выиграет.
Виктор Волокита
Информагенство «Комментарии: Луганск» за 25 августа 2011 года
|