альпинизм

Воспоминания участника экспедиции

24.07.1987. После завтрака наша группа тоже выходит наверх. Погода неустойчивая, который раз движемся по леднику Ленина. Акклиматизация позволяет идти в хорошем темпе. До обеденного жаркого солнца доходим до 4200 м. Опять у меня проблемы с едой. Прошу выделить мне банку сгущенного молока, на колбасу и консервы глядеть не могу, но получаю отказ. Помучились на 4200 м. под жгучим солнцем, жалко порывы ледяного ветра загорать не дают, лишь Гриценко умудряется оголить свой торс. Двигаемся на 5200 м. Теперь-то мы знаем дорогу и вовремя сворачиваем влево и по скалкам, снегу, сыпухе выходим на гребень скал Липкина. Ну, а дальше увалами тропа набитая. Прибываем на 5200 м. Постоянно держим связь с Волохатых, они двигаются к высоте 6400 м. Мы готовим ужин. Наш главный распорядитель Костромитинов назначает дежурными Корнеева В.Н. и Загирняка. Боссы суетятся с продуктами, примусом, помогаем им. Читаем «Золотого телёнка». Костромитинов опять занимается учётом, распределением – достается парню, но лямку тянет исправно и безропотно. Спим в том же составе в высотной палатке. Повалил снег, вынуждены периодически стряхивать пологи палатки, чтобы не завалило.
25.07.1987. Утром, к тайной радости для меня, не удалось выйти вверх. Падает снег, видимости нет. По связи узнаем: наши наверху сидят на 6400 м., очень сильный ветер, холодно, метёт. Играем в карты, читаем «Золотого телёнка», готовим из порошка и молока великолепный омлет. Так провели весь день на 5200 м.
26.07.1987. Погода вроде наладилась, но большого желанья лезть на лавиноопасный склон нет. Другие команды на бивуаке тоже мнутся, никому не хочется первым топтать ступени в свежем снегу. Тактика выжидания. Все же пошли мы не первыми. После дня безделья очень тяжело на крутяке. По связи узнаём: наши вышли на штурм пика, но погода сложная. Выпираемся под пещеру, вдруг по связи получаем распоряжение уполномоченного района Шапошникова спускаться вниз из-за лавинной опасности и ухудшения погоды. После переговоров Волохатых всё же разрешили двигаться дальше по гребню к вершине, а всем группам ниже полки 6100 м. – вниз. Но этот приказ пришлось выполнить только нам, т.к. другие группы официальной радиосвязи не имеют и лезут вверх. Загирняк рвёт и мечет: какие мы бедные и несчастные, зачем только мы имеем эти рации и т.д. В общем, разворачиваемся и спускаемся к палаткам 5200 м. Продолжает сыпать снег понемногу. Волохатых передает: на гребне сложные метеоусловия, глубокий снег, двигаться трудно, да и плохо видно куда, метёт. Сидим на 5200 м., ежечасно поддерживаем связь со штурмовой группой. Наконец, сказали по рации: видимости совсем не стало, вымотались, решили спускаться. Наше руководство большую часть группы решает отпустить в лагерь, а несколько человек Корнеев В.Н., Костромитинов, Савостиков и Шевченко остаются еще на 5200 м. для подстраховки Волохатых. Режемся в преферанс, Савостиков залетает уже второй раз на мизере с хорошим "паровозом". Наконец, получаем сообщение, что наши благополучно спустились до палаток 6400 м., там остаются Волохатых, Цымбал с вымотанным Краснощековым, остальные идут вниз до 6100 м. Быстро собираемся и вниз. Видимости нет абсолютно: "молоко". Следы ребят засыпало. Идём напропалую, проваливаемся в снег чуть ли не по пояс. Особенно тяжело, где нога пробивает корку старого снега. Очень боимся сбиться с направления и выйти на сбросы, на карнизы. Такой альпинизм мне совсем не нравится, а надо же двигаться быстрее, дело-то к вечеру, до лагеря шагать и шагать. Движемся цепью. Единственный ориентир в этом молоке, который я ожидаю встретить – кусок скалы, на который мы выперлись в первый раз. Скатываемся со снежных крутяков не без робости – перспектива то не просматривается. Наконец-то видим скалу, ну, а дальнейшие опорные ориентиры уже есть. Сваливаем вниз по кулуару. Отстаю от ребят. На 4200 м. не задерживаемся, на леднике тоже видимости никакой, бортов не видно, идем диким зигзагом от края до края. Никак не поймём: справа или слева надо двигаться от потока воды по леднику? Перебираться через поток по снежным мостикам страшновато. Опасаемся пробежать поворот со льда на морену. Ребята ориентируются на какие-то банки на приметном камне. Я уже шестой раз здесь иду и этого камня не видел. Говорю о большом камне в сужении ледника, вот после него, и подниматься надо на морену. Шли долго и боялись, каждый вспоминал ориентиры. Но всё обошлось. Карабкаемся на перевал Турист, а дальше вниз-вниз в лагерь. Очень хочется борща. Луковая поляна вся покрыта снегом, не верится, что несколько дней назад здесь на зеленой травке играли в футбол.
27.07.1987. На следующий день погода, как в насмешку над нами, великолепная. К обеду приходят наши "штурмовики", против ожидания, как-никак две ночевки на 6400 м. в скверную погоду, неплохо выглядят. Под вечер появляются Цымбал, Волохатых, Краснощеков. Ну вот – все наши сборы в сборе.
30 июля и 2 августа мы двумя группами взошли на пик Ленина. Наша команда благополучно завершила первый этап экспедиции.
04.08.1987 был перелет на поляну Москвина для восхождения на пик Коммунизма. Нас ждало новое интересное восхождение.
8 и 9 августа луганские альпинисты впервые в истории стояли на самой высокой горе Советского Союза – пике Коммунизма.