В гостях у телезрителя

Ворошиловград. 15.01. Молния. Впечатление от бокса прекрасное. Видимость исключительно чёткая. Получил огромное наслаждение. Подкопаев.

«Комсомольская правда» за 16 января 1936 года

*   *   *

В ночь на 15 января, в 00 часов 5 минут ночи по московскому времени начался этот необычный матч между чемпионом СССР Виктором Михайловым и молодым боксёром Константином Бирком.
Первый раунд немного замедлен. Боксёры показывают зрителям свои приёмы – "прямой", "апперкот", "хук". Второй раунд, за ним – третий... Ровно в 1 час ночи матч закончен.

Кто победил? Да не всё ли равно! В этом матче, происходившем не на привычной для боксёров спортивной площадке, а в комнате, под светом раскалённых до красна киноламп "юпитеров", менее всего интересен исход боя. И речь наша будет не о знаменитых "хуках" и "апперкотах" боксёра Михайлова. Речь пойдёт о зрителях этого матча, зрителях, наблюдавших ход его одновременно из Минска, Днепропетровска, Перми, Ленинграда, Ташкента, Горького, Ворошиловграда и ряда других городов нашей необ'ятной родины.
Матч же происходил в указанное нами время в студии при редакции телепередач, в городе Москве.

*   *   *

Доцент Ворошиловградского сельскохозяйственного института Андрей Терентьевич Подкопаев, проживающий по адресу: пл. Розы Люксембург, дом № 4 (второй этаж), начал увлекаться радио ещё с 1925 года. Сначала это было простое радиолюбительство на детекторном радио- приёмнике, которое затем переросло в страсть, а потом – стало такой же любимой работой, как и работа в сельхозинституте.
Когда в 1933 году в журнале «Радиофронт» проскользнуло первое короткое сообщение о передаче изображений через радио, Андрей Терентьевич одним из первых откликнулся на призыв журнала – сделать своими средствами небольшой телевизор. И сделал! Купил небольшой электромотор вентиляционного типа, установил его на специальной подножке, а на оси мотора укрепил небольшой фанерный диск (конструкции Нипкова) с небольшими миллиметровыми отверстиями.

– Можно было сделать диск из алюминия, эбонита или твёрдого картона, но как раз была под рукою фанера. Вышло неплохо, да и недорого – всего около 180 рублей затратил, – улыбается владелец, если не ошибаемся, единственного в нашем городе телевизора.

Сзади диска Андрей Терентьевич укрепил маленькую неоновую лампочку, а от радиоприёмника провёл к ней простейший электропровод.
Приёмник РФ-1 включён. Мотор пущен в ход. Диск начинает вращаться всё быстрее и быстрее, и звуковые радиосигналы на наших глазах превращаются в световые. На небольшом стеклянном экране, укреплённом впереди лампы, начинают через диск проскальзывать огненные змейки, немного напоминающие телеграфный код. Звук в это же время передаётся по-прежнему чётко.
А когда Андрей Терентьевич хочет принять звук и изображение, тогда он соединяет телевизор ещё и с другим приёмником ЭКЛ-4 в две антенны, но на разные волны – на станцию ВЦСПС, передающую только звук, и на станцию РЦЗ, передающую только изображение, конечно, по заранее намеченной программе, в точно установленные дни.

*   *   *

В ночь на 15 января Андрей Терентьевич видел на экране своего телевизора матч бокса, происходивший, как мы уже говорили, в Москве, в радиостудии редакции телевидения. На следующий день Подкопаев отправил в адрес телередакции телеграмму, текст которой, напечатанный в «Комсомольской правде», приведён в начале этого очерка.
Кстати сказать, таких телеграмм редактор телепередач тов. Сольман получает немало. А с Подкопаевым они – старые друзья – обмениваются письмами, советами. Одна лишь небольшая разница – Сольман знает Подкопаева только по письмам, а Подкопаев часто видит его на экране телевизора во время передач.

Видит иногда Подкопаев и заграницу.
– До прихода к власти в Германии Гитлера в 1933 году, бывали часто телепередачи и из Германии, а теперь, видно, не хотят. Да и передавать-то, собственно говоря, оттуда нечего, – говорит Андрей Терентьевич. – Теперь изредка вижу чехословацкие телепередачи, но преимущественно – Москва. По чётным дням – с 00 часов 5 минут ночи до 1 часу ночи, а по общевыходным дням – с половины седьмого до половины восьмого вечера.
Особенно запомнилась Подкопаеву передача в ночь на 11 декабря 1935 года, когда он видел пластический танец «Менуэт и весна» в исполнении артистки Горбуновой. А недавно передавали портреты лучших стахановцев (немое телевидение), а ещё раньше – сцены из опер «Холопка», «Сорочинская ярмарка», отрывки из пьесы Н.Погодина «Аристократы», различные кинофильмы, акробатические номера и т.д.

*   *   *

Совершенно ясно, что получить на экране телевизора изображение можно лишь в том случае, когда из той или иной студии телевидения передаётся специальный телесеанс. Но это – только пока, уважаемый читатель. Смеем вас уверить – только пока. Скоро, может быть скорее даже, чем мы с вами предполагаем, многие из нас будут иметь телевизоры (они уже есть в СССР в массовом производстве), а затем... кто знает, может быть через некоторое время любой гражданин из любого города нашей страны сможет всегда видеть те события, о которых идёт телепередача. А ведь неплохо бы, например, находясь в собственной квартире в Ворошиловграде, услышать, скажем, 7 ноября или 1 мая праздничную октябрьскую или майскую телепередачу из Москвы, и в это же время увидеть на экране телевизора своего великого земляка маршала Клима Ворошилова, выезжающего верхом на коне из Кремля.

А. Бобров


газета «Ворошиловградская правда» за 27 января 1936 года