1917

Съѣздъ представителей деревни по вопросу объ
организацiи власти на мѣстахъ и въ уѣздѣ

20 марта въ зданiи горно-коммерческаго клуба происходило многолюдное собранiе, созванное Славяносербской уѣздной земской Управой. Въ этомъ собранiи принимали участiе служащiе земства: врачи, учителя, фельдшера, ветеринарные врачи, агрономы, земскiе гласные, мировые судьи, волостные старшины, представители кооперативовъ, волостныхъ и сельскихъ комитетовъ, сельскаго духовенства.
Предсѣдатель земской Управы Н.В.Кудряновъ, объявляя собранiе открытымъ, объявляетъ мотивъ созыва настоящаго собранiя, ссылаясь на то, что хотя имъ – уѣзднымъ комиссаромъ и выработанъ уже проектъ образованiя на мѣстахъ органовъ, вѣдающихъ порядокъ, но проектъ этотъ не является исчерпывающимъ, и въ его пополненiи или измѣненiи должны помочь ему лица, прибывшiя съ мѣстъ.
Затѣмъ избирается президiумъ. Предсѣдательствуетъ Н.Ф.Агаповъ, товарищи его – докторъ Окуневичъ и Г.В. де-сенъ Лоранъ, секретари – Ковалевъ и Васильевъ.
Первое слово принадлежитъ Б.Н.Оловягину, говорящему отъ имени Общественнаго комитета. Ораторъ передаетъ исторiю возникновенiя Общественнаго комитета, объ его составѣ, его ближайшихъ и насущныхъ задачахъ, и намѣчаетъ, какъ по его мнѣнiю должно организоваться населенiе на мѣстахъ.
Н.М.Филатовъ говоритъ о безпомощности самого большого класса населенiя – крестьянскаго, находящегося въ данное время въ страшной нерѣшимости, въ тупикѣ, и главной задачей мѣстной сельской интеллигенцiи является скорѣйшая работа по разъясненiю всего происходящаго, указанiями и совѣтами сплотиться воедино, тѣмъ болѣе, что существованiе кооперативовъ показало, что крестьянская масса не лишена возможности самоорганизовываться. Ораторъ призываетъ интеллигенцiю взять этотъ трудъ въ свои руки.
Слѣдующiе ораторы высказывали мнѣнiе, что разъ палъ прежнiй строй, то съ нимъ должны пасть и мѣстные устои, т.е. – волостные старшины, сельскiя старосты, и на развалинахъ ихъ нужно воздвигать новое зданiе – мѣстные волостные и сельскiе комитеты, которые должны вѣдать полнымъ распорядкомъ деревни. И разъ того требуетъ правительство, то не приходится считаться съ темъ, что за волостными старшинами имѣются ихъ опредѣленныя не снятыя съ нихъ пока обязанности по выдачѣ, напримѣръ, пайковъ, также какъ не считались со спецiальными заданiями полицейской власти чисто гуманитарного свойства, и все это было сразу же выяснено.
Нельзя признать особенно удачнымъ выступленiе Критскаго, несумѣвшаго ясно выразить свою мысль и позволившаго бросить нѣкоторую тѣнь на интеллигенцiю, забывая, что передъ нимъ сидитъ та самая сельская интеллигенцiя, которая являлась и является единственнымъ насадителемъ и проводникомъ свѣта въ крестьянскую массу.
Послѣ этого вопросъ перешелъ на плоскость пренiй объ интеллигенцiи и ея значенiи въ революцiи и въ жизни, и остальная часть засѣданiя продолжалась подъ этимъ знакомъ. Со вполнѣ понятной горячностью въ защиту интеллигенцiи выступилъ Оловягинъ. Его рѣчь дышала тѣмъ пламеннымъ порывомъ, которымъ проникается человѣкъ, обиженный въ своихъ лучшихъ чувствахъ. Онъ говорилъ, что интеллигенцiя была, и есть, и будетъ, и ея значенiя ни въ революцiи, ни въ жизни отрицать никто не будетъ, и если кто могъ бы это сдѣлать, то лишь съ цѣлью натравить одну часть населенiя на другую. Заканчивая свою аппологiю интеллигенцiи, онъ призываетъ дать ей дорогу, слиться съ ней, идти за ней, ибо только она одна доведетъ всехъ къ идеалу.
Представитель Совѣта рабочихъ депутатовъ приглашаетъ прислушиваться къ выразителю крестьянскихъ нуждъ, къ голосу возродившагося органа – крестьянскаго союза, который является единственнымъ и полнымъ истолкователемъ ихъ задачъ, попутно дѣлясь съ собранiемъ, какъ были убраны въ городахъ и уѣздахъ полицейскiя власти. Онъ также призываетъ къ сплоченiю съ мѣстной лучшей интеллигенцiей, которая поможетъ населенiю разобраться въ вещахъ, поможетъ подготовиться къ великому дѣлу – къ выборамъ въ учредительное собранiе.
Священникъ Здоловичъ говоритъ объ единенiи крестьянскаго трудового населенiя съ интеллигенцiей. П.П.Чайка (представитель Совѣта рабочихъ депутатовъ), Ивановъ (представитель солдатской массы), Петровъ и др. призывают также къ единенiю, дѣлясь и своими личными переживанiями. Ивановъ проситъ также не забывать, что главный нашъ врагъ – бронированный нѣмецкiй кулакъ еще крѣпокъ, еще не разсѣялся и нужно прежде всего сразить его.
Необходимо отмѣтить также интересную рѣчь Д.С.Кипрiянова. Она, какъ и рѣчь Оловягина, дышала откликомъ человѣка, обиженнаго въ своихъ лучшихъ чувствахъ. Онъ призываетъ къ внутреннему строительству жизни на новыхъ началахъ, разсказывая какая масса труда предстоитъ на мѣстахъ, и ему, какъ участковому комиссару, это видно изъ практики. Но онъ полонъ силъ и энергiи, и проситъ собравшихся немедленно же строить полотно, класть шпалы и устилать рельсы, с тѣмъ, чтобы поѣздъ, олицетворяющiй свободу, шелъ по гладкому пути въ достиженiи счастья и свѣта, завоеванныхъ всѣми нами.
Рѣчь С.И.Ковалева произвела долго незабываемое, радостное впечатлѣнiе, и слова работника на школьной нивѣ, отдавшаго 20 лучшихъ своихъ лѣтъ, когда за плату въ 12 руб. въ мѣсяцъ, началъ онъ служить своему кровному брату-крестьянину, не пропадутъ даромъ. Онъ говорилъ, что данное собранiе въ его глазахъ представляетъ собою кипящiй котелъ, а всѣмъ извѣстно, что снизу при кипѣнiи поднимается различная муть, соръ, грязь и образуетъ пѣну. Такъ какъ всегда лицо, стоящее у котла сбрасываетъ эту пѣну, то и теперь вся пѣна, вся грязь, вся муть будутъ сброшены лицомъ, стоящимъ у котла, и будетъ дана всѣмъ настоящая здоровая пища.
Затѣмъ былъ сдѣланъ перерывъ и гостямъ были предложены закуска и чай. Послѣ перерыва состоялись выборы въ комиссiю по выработкѣ условiй возникновенiя мѣстныхъ организацiй. Въ ее составъ вошли по одному представителю отъ волостей, и г-да Агаповъ, Оловягинъ, Васильевъ, Ковалевъ С., Ковалевъ В., Чайка и Кипрiяновъ.

газета «Луганскiй листокъ» за 23 марта 1917 года