Постановление пленума ЦБ ДКО ЦК ВЛКСМ по докладу тов. Золотухина
«Работа пионеротряда и ударничество пионеров и школьников в учёбе»
1. Работа пионерской организации
проходит неудовлетворительно:
разнообразные, здоровые запросы
и стремления отдельных пионеров
и групп детей в различных, областях науки, техники, культуры
и общественной работы во многих
случаях не находят поддержки и необходимой помощи со стороны
эвена, отряда и вожатого, проходят зачастую вне пионерорганизаций.
Значительная часть отрядов и
бюро ДКО, механически перенося
формы и методы работы различных общественно-политических
организаций взрослых и комсомола в пионерскую организацию
превращают этим самым организацию детей, работающую на основе самодеятельности и инициативы самих детей, в организацию для детей.
2. Пленум считает, что максимальное развитие инициативы
самодеятельности самих детей под
опытным и чутким руководством
вожатых, удовлетворение их здоровых общественно-политических
и культурных запросов с целью
выполнения основных задач организации – борьба за знания
за учёбу и дисциплину – должны являться стержнем работы
эвена и отряда.
Пленум считает необходимым:
а) Широко развернуть по почину пионерских отрядов сеть разного рода кружков (радистов,
электротехников, опытников, автомоде- листов, кролиководов и т.д. и т.п.), вовлекая в них широкие
массы пионеров и школьников по
их стремлениям и желаниям. Для
руководства кружка́ми привлекать
квалифицированные кадры рабочих, учителей, специалистов и
особенно комсомольцев, а также
опытных любителей из числа
старших ребят.
В целях ликвидации параллелизма установить, как правило,
что кружки́ организуются при отрядах совместно со школой и руководятся пионерорганизацией.
б) Ввести в систему работы отрядов и особенно звеньев проведенпие живых, интересующих ребят занятий в различных областях
науки, техники, культуры (вечера
технической смекалки, путешествия по новостройкам, разведка
природных богатств, самодеятельные, художественные утренники
и др.). Звено и отряд должны оказывать постоянную помощь кружка́м, инициативным группам и отдельным пионерам в их начинаниях.
в) Считать основной задачей
детской станции и баз оказание
максимальной методической
технической помощи непосредственно соответствующим кружка́м, школам, группам и отдельным пионерам и школьникам, путем развертывания ими широкой
массовой работы и укрепления
кадров инструкторов и организаторов.
г) Поручить ЦБ совместно с
заинтересованными оргнизациями в помощь кружка́м в месячный
срок разработать примерные программы для различного рода кружков и примерные минимумы по отдельным отраслям работы для пионеров и школьников с учетом их
возрастных особенностей.
В целях всемерного поощрения
любительства и под'ёма активности масс детей установить, наряду
с премированием наиболее хорошо
работающих кружков и групп,
систему индивидуального поощрения пионеров и школьников, показывающих лучшие образцы работы, разработать в ЦБ ДКО порядок ее применения в месячный
срок.
3. Для оживления отрядных и звеньевых сборов и укрепления пионерской дисциплины:
а) Установить, как правило,
что звеньевые и отрядные сборы
не должны проходить без игр, песен, физкультурные формы и места сборов должны быть самые
разнообразные: прогулки, экскурсии, вылазки на лыжах и т.д.
Проводить на сборах выступления кружков затейников, групп и
отдельных пионеров, развертывая
соревнование между ними на лучшую организацию развлечения на
сборах.
б) В январе 1933 года провести
сборы во всех отрядах, посвященные раз’яснению пионерам значения обязательного для каждого
пионера выполнения законов и
соблюдения внешних законов, достигнув, в частности, того, чтобы каждый пионер постоянно нoсил красный галстук, при встрече
отдавал салют.
в) Повести систематическую
работу с пионерским активом (вожатыми, помощниками, вожатыми звеньев,
председателями, секретарями советов отрядов, руководителями
кружков и др.), укрепляя руководящую роль советов отрядов, как
органов повседневного инструктажа и помощи в работе звеньев и
кружков; ввести в систему проведение семинаров и курсов для
пионерактива; в феврале 1933 года
провести повсеместно перевыборы
пионерского актива. В целях по
вышения ответственности за работу в организации, поощрения лучших, а также более широкого
роста кадров пионерского актива,
ввести в пионерской организации
систему знаков различия в дегском активе, – ЦБ ДКО в месячный срок разработать осуществление этой системы.
4. Борьба за знания организациями осуществляется часто формально, без овладения существом
школьной работы; большинство
отрядов ограничивает свою деятельность только организационными моментами и общими призывами к борьбе за качество учебы.
Главной задачей всей работы
пионерорганизании в школе считать: овладение знаниями по каждому предмету в отдельности и
постановку политехнического обучения, улучшение методов преподавания каждого предмета, создание заинтересованности у ребят
данной наукой, углубление знаний и расширение кругозора ребят
как через школьную, так и внешкольную работу. Борьба за сознательную дисциплину, за твердый социалистический порядок в
школе, против хулиганства и порчи школьного имущества должна быть поставлена как классовая политическая задача перед
каждым пионером и школьником.
а) Обязать все отряды, базы и
бюро ДКО повести систематическую работу с ударниками учебы,
поощряя их, ставя их в пример
перед остальными пионерами и
школьниками, добиваясь равнения
по ним всех учащихся и помогая
им. Лозунг – «Ни одного пионера, ни одного школьника вне индивидуального соревнования, –
все в ряды ударников учебы», –
должен стать основным в развертывании соревнования.
Ударник учебы должен быть
образцом в учебе, в поведении и
в общественной работе школы.
Ввести единый по союзу значок
ударника учебы, запретив введение всяких других значков, удостоверений, мандатов местными
организациями, поручить ЦБ совместно с НКП в месячный срок
разработать значок и порядок его
выдачи.
б) Расширяя практику создания кружков и временных бригад
по отдельным дисциплинам для
отстающих учеников под руководством педагогов, а также индивидуального прикрепления отстающих учеников к ударникам учебы,
главное внимание обратить на
предупреждение отставания, на
повседневную помощь слабым
ученикам, на материальную помощь нуждающимся ученикам.
в) В феврале 1933 года провести широкую кампанию проверки
выполнения соцдоговоров и индивидуальных обязательств пионеров и школьников, премируя
лучшие организации, школы,
группы и лучших ударников учебы.
5. Пленум отмечает, что директива ЦК ВКП(б) о перестройке общественной работы пионерских
отрядов в ряде организаций
не понята, а многие отряды явно извратили ее на практике, ограничив всю работу отрядов исключительно рамками школы.
Общественная работа отрядов должна развертываться в ЖАКТах,
дворах, на бульварах, фабриках,
в совхозах, колхозах и сопровождаться глубокой воспитательной
работой, быть связанной с общественной работой школы и иметь
своим конечным результатом расширение общественно-политического кругозора детей, классовую
их закалку.
Поручить всем организациям в
ЦБ ДКО добиться выделения особых детских помещений в рабочих клубах, ЖАКТах, Нардомах
и избах-читальнях для повседневной работы пионерских отрядов.
Наряду с повышением качества
работы внешкольной сети (детские станции, клубы, базы и т.п.)
и борьбой за систематическое обслуживание детей сетью культурных политико-воспитательных учреждений взрослых, необходимо
превратить школу в основной
центр культурно-массовой работы
с детьми, помогающий пионерорганизации в развертывании самодеятельных культурно-массовых
начинаний.
6. Пленум требует от всех комсомольских организаций немедленного выполнения решения ЦК
ВКП(б) и 7-й всесоюзной конференции ВЛКСМ об улучшении руководства пионердвижением, обеспечив немедленно все отряды вожатыми, вникая во все детали
содержания и организации работы
отряда и решительно борясь с оппортунистической недооценкой
работы среди детей.
Пленум обязывает все бюро ДКО решительно перестроить свою работу по руководству организациями, считая основной задачей
оказание живой оперативной и методической помощи вожатым отрядов и баз.
7. Все организации должны максимально повысить свою большевистскую бдительность на фронте
коммунистического воспитания
подрастающего поколения, особенно в школе, проводя самую решительную, беспощадную борьбу с
классово-враждебными влияниями
на детей, осуществив в ближайшее время все мероприятия по
глубокой политико-воспитательной работе, указанные в решениях ЦК ВКП(б) и 7-й всесоюзной
конференции ВЛКСМ.
газета «Пионерская правда» за 27 января 1933 года
|