ячейка «Забоя»

Делимся опытом

(как мы писали книгу о 64-й паровозе)

Луганский паровозостроительный гигант в машиностроении занимает одно из первых мест в СССР. Если в 1929 году завод выпустил 41 паровоз, в 1930 году – 146, из них 64 в течение "штурмового" квартала, то в 1931 году он должен выпустить 312 паровозов серии Э (тип 0-5-0), а в 1932 – 500 паровозов типа 1-5-1, что приравнивается к тысяче паровозов нормального типа. Паровозы типа 1-5-1 впервые будут строить в Советском Союзе на паровозостроительном заводе в Луганске.
По заданию Парвагдиза завод должен был выпустить в "штурмовой" квартал 56 паровозов серии Э, а согласно встречным планам рабочих завода – 63 паровоза и рабочих котельного цеха – 64. Этот план котельщики выдвинули в ноябре месяце, вызвав на соревнование паровозомеханический цех. Вызов был принят.
18 декабря 64-й котёл строго по договору, после работы на многотысячном митинге был передан рабочим паровозомеханического цеха, которые заверили, что 29 декабря утром будет дан первый гудок из сверхпланового 64-го паровоза. А это будет означать, что паровоз готов на 99 %, кроме обшивки, обмазки и покраски.
И паровозосборочный цех с честью справился с этим трудным, но очень почётным заданием, и через 11 дней паровоз был на парах. 29 декабря в 10 часов утра был дан первый долгий триумфальный гудок с 64-го паровоза, а днём он пошёл в пробный рейс до станции Ольховой (40 км). Сердце паровоза, сделанное руками 12-тысячного коллектива рабочих завода ОР, работало хорошо, без перебоев. 31 декабря завод имени Октябрьской революции праздновал выпуск сверхвстречного 64-го паровоза серии Э.
Мы, коллектив авторов книги о 64-м паровозе, сами, своими руками точили детали, шлифовали, полировали, красили, подгоняли все составные части 64-го паровоза, простаивая за станком, верстаком по 2-3 смены подряд, а после этого устраивали ночные рейды, проверки тех, кто тормозил те или другие детали для 64-го паровоза. На следующий день газета «Октябрьский гудок» распекала всех виноватых, и в результате все детали были сделаны вовремя и даже раньше. Энтузиазм 12-тысячного коллектива был такой сильный и непреодолимый, что нас, молодых рабочих он заставил заговорить художественным языком, чтобы рассказать о победе. И мы заговорили.
Характерно то, что наша литературная ячейка ВУСПП–«Забоя» на заводе ОР была образована в ноябре и идея выпустить сверхвстречный 64-й паровоз появилась тогда же. Таким образом, одновременно возникли две идеи, которые сразу же пошли плечо к плечу с ударной стройкой социализма. Мы учимся бороться не только резцом, шлифовкой, но и пером.
На одном из очередных собраний мы говорили об отдельных очерках о 64-м паровозе. Тогда идея выпустить книгу витала в голове, готовая вот-вот появиться. И вот приезжает из Харькова бригада ВУСПП – Головановский и Мельник. Они предложили нам написать цикл очерков о 64-м паровозе, и тогда у нас появилась идея написать коллективную книгу, но как – мы ещё сами себе хорошо не представляли, хотя и чувствовали, что это то, что мы на протяжении двух с половиной месяцев искали.
На очередном собрании литячейки ВУСПП–«Забоя» завода ОР был зачитан план-конспект Латина и Сабуры. В него внесли ряд поправок, дополнений, изменений и план-конспект был утверждён единогласно (в литячейке было 25 чел.). Книга должна была состоять из 5-ти разделов или 8-ми очерков. Каждому литкружковцу дали определённую тему, которую он должен был сам обработать на конкретном материале, и в конце марта мы взялись за написание непосредственно книги о 64-м паровозе. Вся ячейка была увлечена идеей коллективно написать книжку, только и разговоров у нас было о 64-м паровозе.
Мы, участники ударной постройки 64-го паровоза, захотели точно также по-ударному описать, как этот паровоз рождался и до самой конечной его завершающей стадии. И только подойдя вплотную к этому вопросу, мы ощутили себя новичками, нам показалось это незнакомым и трудным делом, хотя все авторы книги – рьяные юнкоры. Но в самый трудный момент мы вспомнили слова тов. Сталина «Нет в мире таких крепостей, которых большевики не могли бы взять», а мы все, как один – большевики, хоть и молодые, поэтому вопрос о том, что нам не под силу написать книгу, отпал сам собой. Как и всё новое, наша идея попала под насмешки и иронию от консервативной части литкружковцев с механического завода "куда, мол, вам книжки писать, опозоритесь, а ещё нас на соревнование вызвали" (каемся, что вызвали на соцсоревнование литячейку ВУСПП–«Забоя» механического завода). Тогда мы бесповоротно и твёрдо, "сцепив зубы", решили, во что бы то ни стало, написать книгу.
Эту книгу писало 7 человек: Сабуров, Марьясов, Пыжов, Ефимов, Латин, Шепталин и Валкин. Все восемь её очерков связаны между собой одной темой – 64-й паровоз. В книге показан во всей своей красе правый оппортунизм на деле, ударный труд бывших пьяниц и прогульщиков.
Энтузиазм 360-ти комсомольцев зажёг 12-тысячный коллектив рабочих завода ОР, и самые отстающие по воле рабочего класса включились в большое социалистическое соревнование, показывая настоящие примеры отваги на промфинплановском фронте. Так, комсомольцы в ударном темпе выполнили канаву длиной 500 метров, где был проложен воздухопровод, и тем самым котельный цех избежал прорыва, который уже намечался. Кроме 64-х котлов, изготовленных в "штурмовой" квартал, цех дал ещё 9 котлов, переходящих на следующий год. Таким образом, котельный цех всего изготовил 73 котла для паровозов серии Э.
Это было коротко о том, как родился замысел написать книгу коллективом авторов. Сейчас эти товарищи работают над написанием серьёзных вещей:
Пыжов – пишет повесть «Фабзаец», в которой говорится детским языком о социалистическом строительстве;
Сабура – пишет повесть «Реванш» – о двадцатипятитысячнике, убитом на Мелитопольщине;
Валкин – готовит книгу очерков о чугунно-литейной мастерской завода ОР под названием «Штурм»;
Ефимов – пишет повесть «Город паровозов» – о Луганстрое и новом человеке-строителе;
Латин – заканчивает пьесу «Комсомольский график», в которой говорится о том, как комсомольцы борются за бережное использование сырья и деталей в бригаде и цеху.

Н. Сабура


журнал «Забой» № 13-14 за июль 1931 года