1-й областной украинский театр
театр


украинский передвижной театр

украинский передвижной театр

украинский передвижной театр

передвижной театр

передвижной театр

передвижной театр

передвижной театр

театр

театр


Три спектакля

Постановки Ворошиловградского украинского рабоче-колхозного драматического театра (художественный руководитель Д.Т.Бондаренко), работающего в нашем городе, заслуживают внимания не только как гастроли вообще, но и как творческий отчёт о работе театра за истекший год. Три спектакля («Ой, не ходи Грицю, та й на вечорниці», «Вій» и «Платон Кречет»), показанные ворошиловградцам, дают основание сделать некоторые выводы о достоинствах и недостатках театра.

Наиболее удачным можно считать спектакль «Ой, не ходи Грицю, та й на вечорниці». Коллективу удалось донести до зрителя народный характер пьесы. В этом отношении самый большой успех выпал на долю исполнительницы роли Маруси Шурай – артистки Е.К.Бондаренко. В её исполнении Маруся – весёлая жизнерадостная девушка. Она любит хороводы, девичьи игры, но в то же время она верна своей любви к Грицьку. Артистке удалось вызвать у зрителя искреннее сочувствие к судьбе Маруси.
Достоин похвалы и Хома в исполнении артиста Водолазского. Монологи этого хитреца и интригана артист произносит с большим мастерством. Завоёвывает симпатии зрителей и артист Панасенко в роли Дмытра, весельчака и балагура, души компании. Хороши его шутки на вечерницах (второе действие), дирижирование хором (четвёртое действие).
Надолго запоминается Вустя в исполнении артистки Брозной. Огорчает холодная, безжизненная игра артиста Л.Б.Савицкого (Грицько Шандура). Искренние чувства любви Грицька к Марусе остаются не вполне раскрытыми.
Трудно также согласиться с концовкой спектакля. Общеизвестна более сильная концовка у Старицкого – трагическая развязка подчёркивает силу любви над властью денег. Зачем понадобилось театру отступать от автора – непонятно.

Спектакль «Вій» в общем оставляет хорошее впечатление. Однако театру не всегда удаётся донести до зрителя замечательный гоголевский смех. Если некоторые исполнители с успехом следуют гоголевским традициям (например, бурсаки Тит Халява в исполнении Водолазского и Тиберий Горобец в исполнении Панасенко), то это мало относится к артисту Юхименко, исполняющему роль Хомы Брута. Брут (Юхименко) – скорее приглаженный красавец-паныч, чем весельчак и любимец базарных перекупок, каким он выведен у Гоголя.
В спектакле хорошо разработаны массовые сцены. Они проходят непринуждённо, правдиво и в то же время представляют собой что-то цельное, законченное (например, бурсаки на базаре, сцена в корчме и др.).
Очень во многом спектакль выигрывает благодаря слаженной игре оркестра (дирижёр тов. Глагольев).

Менее всего театру удался «Платон Кречет» Корнейчука. Нам кажется, что исполнитель главной роли артист Савицкий неправильно понял слова Платона: В моїй професії спокій і ясний розум – насамперед. Они характеризуют образ большевика и дерзающего учёного, нового человека, поставившего целью своей жизни службу на благо народа. Кречету (Савицкому) свойственны не столько спокойствие, сколько мрачность и подчёркнутая замкнутость. Его поступки скорее демонстративны, чем логически обоснованы и не соответствуют характеру этого уравновешенного человека. Жесты Савицкого иногда не обусловлены, непонятны.
Чрезмерная манерность свойственна и Лиде (артистка Бондаренко).
Прекрасный задушевный монолог Христины Архиповны стал достоянием даже коллективов художественной самодеятельности. Это обстоятельство требует от артистки, исполняющей эту роль, особенно серьёзной работы над монологом. Между тем, игра артистки Водолазской в волнующей роли Христы Архиповны мало волнует.
Пожалуй, наиболее справился со своей ролью артист Юхименко (Аркадий). Если в роли Хомы Брута («Вій») он подкупал больше пением, то здесь он показал себя неплохим драматическим артистом. Человек внешнего блеска, но внутренней пустоты, резонёр и хвастун – таким представил Аркадия артист Юхименко, избежав искусственности и схематизма, часто свойственных исполнителям этой роли.
Обаятельный образ Береста хорошо удался артисту Водолазскому. Нужно отметить также Валю (артистка Савицкая) и в особенности Бублика (артист Панасенко).

От предстоящих премьер зрители вправе ожидать большего. Театр имеет все возможности сделать свои спектакли культурными и хорошими.

А. Онищенко

газета «Комсомольское племя» за 5 мая 1941 года