Первая областная олимпиада рабоче-колхозных театров
Спектакли 2-го украинского драматического театра
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» «Свадьба в Малиновке»
Две пьесы, показанные 2-м украинским драматическим театром – «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А.Островского и «Свадьба в Малиновке» Ю.Юхвида, дают некоторую возможность судить о силах этого театрального коллектива.
Классическая комедия Островского, этот подлинный шедевр драматургического искусства, давала театру обильный материал для художественного воплощения совершенно законченных и отшлифованных сценических образов. Но пьеса не нашла в коллективе театра достойной оценки и исполнительских сил.
Островского играть и легко, и трудно. Легко в том случае, если постановщик и артисты глубоко изучают историческую и бытовую обстановку, в какой действуют герои великого драматурга и, если каждый актёр, при наличии, конечно, творческих способностей, будет чётко и ясно представлять себе роль и положение своего героя в отображаемом в пьесе обществе.
Трудно играть Островского, если эти незыблемые требования нарушаются или вовсе игнорируются. Это приводит к отсебятине, неверной трактовке ролей, к упрощённому, поверхностному восприятию сюжета пьесы. Именно такая неудача в постановке комедии «Не было ни гроша, да вдруг алтын» постигла 2-й украинский драматический театр.
В работе над этой пьесой художественный руководитель театра А.Ф.Коваленко, а с ним и весь коллектив, шли вслепую, наощупь, частно не отдавая себе отчёта в закономерности и даже в уместности того или иного штриха в характере и поведении изображаемых типов.
Так, например, артист И.А.Голобородько, исполнявший роль Баклушина, во время об'яснения с Настенькой поёт, к общему удивлению зрительного зала, романс «Я помню чудное мгновенье». Этим совершенно противоестественным "вставным номером", режиссёр пытался подчеркнуть мелодраматичность момента, но у публики получилась совершенно обратная реакция – она смеялась.
Точно также в очень неловкое положена поставлена артистка И.Е.Колесникова (Настенька), которой совсем не к месту приходится "под сурдинку" петь всё тот же пушкинский романс и, увы, – всё под тот же смех чуткого зрителя.
Эти эпизоды не идиничны. Основным и решающим недостатком спектакля является то, что Островский не постигнут, не раскрыт и не усвоен театром. Работу над этим спектаклем нужно начать сызнова, обогатившись предварительно историческими знаниями эпохи Островского и его героев, и изучив, хотя бы элементарно, работу крупных мастеров театра над пьесами великого драматурга. Эта задача вполне посильна для коллектива 2-го украинского драматического театра, в котором работают, несомненно, даровитые артисты.
«Свадьба в Малиновке» поставлена несколько живее и с лучшим знание материала, на котором построена пьеса. Но здесь театр снова вступил в конфликт с исторической правдой. Автор пьесы недостаточно ярко и выпукло подчеркнул теснейшую связь разношёрстных бандитов с кулачеством. Периодические появления на сцене кулака Балянского, которого неплохо играет артист П.М.Шамота, не раскрывают этой тесной связи. И вот, вместо того чтобы восполнить сценическими средствами этот пробел, театр усугубил его.
Пьеса посвящена борьбе красных бойцов-котовцев с бандитизмом. Советский народ потратил много энергии на борьбу с этим врагом – с ордами вооружённого кулачества. А театр показывает батька Грициана Таврического (артист П.П.Борисовский) и его банду в опереточном плане, как кучку уголовной шпаны, жизненные интересы которой дальше грабежей и пьянства не шли.
С кем же тогда с таким упорством, стратегической изобретательностью и самоотверженностью боролись котовцы? Иной раз, глядя на сцену, просто недоумеваешь, зачем было командиру красноармейского отряда Назару Забаре (артист С.Я.Харковецкий) переодеваться то солдатом-гармонистом, то врангелевским офицером? Зачем ему было, маскируясь, пробираться в штаб врага, если всю эту деморализованную и разложившуюся банду можно уничтожить силами небольшого красноармейского отряда?
Эта погрешность перед исторической правдой снизила, конечно, и художественные качества спектакля, который мог бы быть поставлен силами театра на более высоком уровне.
2-й украинский драматический театр нуждается в большой и настойчивой творческой учёбе, в серьёзной деловой помощи со стороны областного отдела искусств.
М. Бондаренко
газета «Ворошиловградская правда» за 3 апреля 1939 года
|