Донгосдрама

Украинский театр – ближе к рабочим

Организовать массовые культпоходы

Через несколько дней в Луганске начинает работать украинский театр Дондерждрама. Со времени последних гастролей украинского театра в Луганске до приезда к нам Дондерждрамы прошло немало времени. Несмотря на все благие пожелания, украинский театр остаётся довольно редким гостем у рабочих Луганска.
В своё время представители большинства находящихся в Луганске организаций и учреждений в проведённой «Луганской правдой» анкете признали необходимым создание украинского стационарного театра. Была даже выдвинута определённая кандидатура театра. Но пока организации "увязывали" вопрос, театр, предположенный к переводу на стационарный, покинул Луганск. На этом все решения, пожелания и т.п. оборвались, и настала полоса сильнейшего затишья. На сцене театра УЗП зацвели мещанские «Фиалки» бывшего театра Корша, "скандальные" концерты и т.д.
Выработалось какое-то "стандартное" отношение к украинскому театру: А, приехал? Пусть играет!
До сих пор наши культурные организации не научились использовать полностью пребывание украинского театра для развёртывания массовой работы по украинизации. До сих пор почти ничего не сделано для популяризации украинского театра в связи с приездом Дондерждрамы. На совещании, созванном по этому поводу редакцией «Луганской правды», представители культкомиссий заводов пытались оправдываться "загруженностью" красных уголков. Такой "маленький" вопрос, как внедрение украинской культуры в рабочую массу, не может быть втиснут в полностью "загруженный" красный уголок.

Дондерждрама организовалась недавно, однако, этот молодой украинский театр сумел за сравнительно короткий срок оформиться в спаянный, имеющую определённую ценность коллектив. Для первого спектакля театром будет показана пьеса «Рейки гудуть» Киршона, затем его же – «Город ветров», Микитенко – «Диктатура», Корнейчука – «Каменный остров», Безыменского – «Выстрел», Кулиша – «Патетическая соната» и «Мина Мазайло», и др.
Театр Дондерждрамы своей основной установкой берёт политпросветительный уклон в работе, соответственно подбирая репертуар. В этом году театр был реорганизован и состав труппы обновлён более чем на половину. Художественное руководство и режиссура обеспечены И.А.Кригой и О.О.Ходымчуком. Кроме своих режиссёрских сил, к постановкам театра намечено привлечь известных украинских и русских режиссёров.
Кроме своей производственной работы, театр проводит работу по обслуживанию рабочей массы непосредственно на предприятиях, для чего сейчас выделены специальные агитконцертные группы.
Театр Дондерждрамы делает всё возможное, чтобы приблизить украинский театр к рабочему зрителю. Но отсутствие необходимой поддержки со стороны профорганизаций обрекает в значительной мере это большое дело на неудачу.
Боевой задачей всех культкомиссий и профорганизаций в целом является широкая популяризация украинского театра и организация массовых культпоходов рабочих на спектакли Дондерждрамы. Надо широко практиковать закупку целевых спектаклей дл яотдельных заводов.
Профсоюзы должны выполнить свои обязательства по внедрению украинской культуру в самую гущу рабочих. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы пребывание украинского театра в Луганске не было использовано с возможно большим успехом для дела украинизации широких рабочих масс.

П. Рест


газета «Луганская правда» за 24 октября 1929 года




Дондерждрама



Гастроли Дондерждрамы

Гастроли украинский театра Дондерждрамы, начавшиеся с постановки пьесы «Рейки гудуть» Киршона, свидетельствуют о том, что украинский театр идёт неуклонно по пути роста, окончательно порывая с "побутовщиной" и превращаясь в мощное орудие социалистического воспитания рабочей массы и внедрения украинской пролетарской культуры.
Украинский театр жадно ловит всё, что может и должно заслуживать внимания рабочего зрителя. Трудности, встречающиеся на пути к осуществлению стоящих перед украинским театром задач, преодолеваются, и вести о новых победах на театральном фронте становятся всё более частыми.
Дондерждрама существует недавно. В условиях, когда остро ощущается недостаток в культурных украинских актёрских кадрах, Дондерждраме удалось всё же подобрать весьма удовлетворительный по качественному составу коллектив. Несомненно, что дальнейшая упорная работа каждого члена коллектива и режиссуры поставят ещё на более высокую ступень художественно-производственную работу молодого украинского театра Дондерждрамы. Отрадно то, что, несмотря на трудности, возросшие требования на украинский театр удовлетворяются, и создаётся первый Донбасский украинский театр.
Мы не можем пред'являть к Дондерждраме такие требования, как мы это делаем в отношении других украинских театров, имеющих большой багаж опыта, знаний и т.д. Отчётный спектакль свидетельствует о том, что сам коллектив Дондерждрамы стремится к тому, чтобы соответствовать этим требованиям. Трудно по одному спектаклю дать окончательный анализ работы Дондерждрамы и осветить отдельные стороны постановки. К этому мы вернёмся в следующий раз.
Одно несомненно: Дондерждрама заслуживает того, чтобы вокруг её спектаклей организовывать рабочего зрителя и широко практиковать систему культпоходов рабочих, о чём мы уже писали в «Луганской правде». К сожалению, до сих пор ещё незаметно необходимого сдвига в этом направлении.

П.Р.


газета «Луганская правда» за 29 октября 1929 года