украинский рабочий театр

Организуем рабочий театр

Управление зрелищных предприятий, проводя свою работу в центре угольной промышленности, в городе Луганске, среди широких масс пролетариата, имеющих колоссальнейшие достижения в области социалистического строительства, ставит перед собою, прежде всего, одну большую задачу: перевоспитание старого и воспитание нового человека, гражданина советской республики, строителя и борца за социализм (Х с'езд КП(б)У). Эта задача тесно связана с другой – строительством украинской культуры Донбасса.
Коммунистическая партия отстаивает самостоятельное развитие украинской культуры и выявление всех творческих сил украинского пролетариата. Партия стоит за то, чтобы украинская социалистическая культура наиболее широко использовала все ценности мировой культуры, чтобы она решительно порвала с традициями провинциальной узости и рабского подражания. Выполнить эту громадную задачу можно лишь тогда, когда рабочий класс будет не только вовлечён в процесс культурного строительства, но когда он станет во главе строительства украинской социалистической культуры.
Одной из форм культурного воспитания широких рабочих масс является художественная работа. Рабочий театр – это крупнейший рычаг идеологической работы, могучее орудие политического и культурного воспитания рабочих масс, внедрения украинской пролетарской культуры. В то же время, это место для отдыха и культурного развлечения.
На Украине существуют и должны существовать театры различных школ и направлений, но каждый театр в отдельности не должен быть "заезжим двором", а иметь своё художественное, ярко выраженное лицо. Конечно, добиться своего стиля, единства в игре актёров, ансамбля и т.д. за короткий промежуток времени невозможно.
Рабочие Луганска на сегодня своего театра не имеют. Гастролирующие труппы могут удовлетворять и удовлетворяют запросы нашего луганского рабочего зрителя лишь частично. Прежде всего, не все гастролирующие труппы вообще могут удовлетворять повышенный культурный уровень рабочих. Кроме того, город имеет одно лишь театральное помещение на 680 мест, которое не может вместить всю жаждущую зрелищ рабочую массу. Вот почему мы так остро ставим вопрос об организации своего художественного рабочего театра при Луганском УЗП.
Организация театра в Луганске будет полностью оправдана. К осени с.г. в Луганске будут открыты три культурные единицы – дворец культуры металлистов, клубы железнодорожников и текстильщиков. Рабочий театр, наряду с удовлетворением запросов рабочего зрителя, должен будет вести и воспитательную работу среди кружков в этих клубах.
По предварительному подсчёту рабочий художественный театр будет иметь активную работу в городе – 5 месяцев. Если учесть гигантские рабочие дворцы культуры в округе, в которых часто вместо здоровой художественной культурно-воспитательной работы идёт халтура, то театр будет иметь нагрузку круглый год.
Будущий украинский театр рабочих Луганска должен не пассивно пересказывать автора, выявлять определённые факты, ставить проблемы, а и критиковать с классовой точки зрения. Актёры Луганского рабочего театра должны давать не только образы, но и свои отношения к этим образам, а это значит, что нужно иметь рабочее ядро в театре.
Театр должен выступить против натурализма и бытового реализма, как формы пассивного бытоотражательства, пассивного фотографирования голой натуры. Рабочий театр Луганска должен выступить против национальной ограниченности, против хвостизма, вульгаризации и упрощения его задач.
Работа театра должна будет вестись по таким областям: художественно-производственной, исследовательской, воспитание и перевоспитание актёрского кадра, работа по организации зрителя, работа по созданию общественности вокруг театра, инструктаж и руководство самодеятельностью рабочих драмкружков Луганска.
В рабочем театре – интересы театра выше интересов отдельных личностей. Мы должны поставить себе задачу создать не труппу, а рабочий художественный театр, где бы революционная сознательность и новая трудовая дисциплина окончательно выбили остатки старого быта: некультурность, эгоизм, пьянство и другие явления.
На содержание этого театра потребуется порядочная дотация, которую не в состоянии выделить ни одна из организаций города. УЗП мыслит создание бюджета театра следующим образом:
– ОСПС по линии ВУСПС какую-то дотацию на рабочий театр уже имеет;
– окрисполком на проведение культурно-воспитательной работы в городе и округе выделяет УЗП определённые суммы;
– Наркомпрос, в свою очередь, должен будет выделить дотацию (принципиальное согласие он дал);
– четвёртым коллективным пайщиком будут культотделы профсоюзов: металлистов, железнодорожников и текстильщиков.
УЗП должно будет приглашать, кроме своего театра, труппы всех видов искусства, планово и своевременно распределяя их по клубам-театрам. Таким образом, все клубы смогут за зимний сезон видеть у себя все виды искусства, имея в виду и то, что при централизации этой работы в УЗП, последнее выдержит определённую линию в художественном и идеологическом отношении, и что цены на билеты в театрах будут значительно понижены.
Создание рабочего украинского театра в Луганске должно заинтересовать всю пролетарскую общественность. По затронутому нами вопросу просим высказаться на страницах «Луганской правды».

С.Я.Пилипенко


газета «Луганская правда» за 28 апреля 1929 года