Окрполитпросвет – за постоянный театр
Инспектор окрполитпросвета тов. Черкасская в беседе с нашим сотрудником сообщила следующее:
– Создание в Луганске украинского стационарного театра необходимо. Вопрос этот поднят своевременно и осуществить его возможно. Организация украинского стационарного театра диктуется выросшими художественными требованиями со стороны рабочего зрителя. Нашего зрителя не удовлетворяют гастроли случайно приезжающих театров, которые работают в Луганске короткий срок. Такие театры не имеют возможности изучить требования нашего зрителя, и они не связаны с местной пролетарской общественностью. Поэтому наезжие театры у нас не прививаются.
С другой стороны, создание именно украинского стационарного театра обуславливается необходимостью внедрения украинской культуры в широкие массы трудящихся. Здесь существование постоянного украинского театра должно сыграть большую роль.
Своевременность организации стационарного театра обуславливается, как мы уже выше говорили, выросшими требованиями рабочего зрителя к театру как в смысле исполнения, так
и в смысле репертуара. Рабочий зритель требует репертуара, который отражал бы нашу современность и ставил бы актуальные вопросы нашего сегодня. А это всё может дать только стационарный театр, тесно увязывающий свою работу с местной общественностью, чего мы не видим, когда у нас работают даже лучшие передвижные театры.
Выросший интерес трудящихся к театру обеспечивает, при достаточной популяризации театра, большую посещаемость, а стало быть и материальный успех. Последний может быть обеспечен ещё и тем, что профсоюзные организации сейчас деятельнее участвуют в театральной работе в смысле популяризации театра, покупки целевых спектаклей, распространения абонементов и т.д.
Организация стационарного театра, который обслуживал бы Луганский, Артёмовский и Сталинский округа, требует большой работы в отношении обеспечения театра материальными средствами. Нам кажется, что материальная база для существования театра должна составиться из дотации Луганска (50 тысяч руб.), Наркомпроса, а также Сталинского и Артёмовского округов. При подведении такой материальной базы можно будет создать удовлетворительные условия работы для украинского стационарного театра.
Перспективы этой работы расширяются в связи с постройкой в Луганске нового клуба металлистов. Помимо того, стационарный театр должен будет обслуживать и округ в тех местах, где это позволяют технические условия театральных площадок. Для обслуживания более мелких клубных единиц и сельбудов будет целесообразно создать при стационарном театре передвижную мастерскую.
Важнейшим условием существования украинского стационарного театра является качественный состав труппы. В этом отношении могла бы нас удовлетворить работа такого заслуженного и авторитетного театра, каким является театр им. Заньковецкой. К сожалению, возможно, благодаря технически неудовлетворительным условиям работы передвижного театра, репертуар театра им. Заньковецкой в большей своей части нас не удовлетворяет, так как он беден по количеству пьес при примитивности их содержания.
В заключение нужно всё же сказать, что театр им. Заньковецкой можно рекомендовать для постоянной работы в Луганске при условии расширения репертуара, полного его обновления более актуальными, нужными и интересными рабочему зрителю пьесами.
газета «Луганская правда» за 16 ноября 1928 года
О создании стационарного театра
Директор УЗП тов. Пилипенко в беседе с нашим сотрудником по вопросу о создании в Луганске постоянного украинского театра указал следующее:
– Украинский стационарный театр, по нашему мнению, должен работать два с половиной месяца в округе, полтора месяца – в Луганске – в городском театре и один месяц – в строящемся сейчас клубе-театре металлистов. Учитывая также полуторамесячную подготовительную работу театра, которая будет проводиться в Луганске, всего украинский стационарный театр тогда будет работать в городе и округе шесть с половиной месяцев. Остальное время, за вычетом декретного отпуска работников театра, Луганский стационарный театр должен обслуживать Артёмовский и Сталинский округа.
Несомненно, успех работы украинского стационарного театра находится в тесной зависимости от содействия профсоюзных организаций. Нужно, чтобы профсоюзы занимались не только популяризацией театра, но и организовывали бы рабочего зрителя путём закупки целевых спектаклей, помогая УЗП в работе по распространению среди рабочих абонементов, не требуя за это процентного вознаграждения, как это делается сейчас, когда УЗП платит культкомиссиям и заводоуправлениям 2 % с суммы от распространённых абонементов.
Характерно для бездействия наших профсоюзных организаций следующее: за полтора месяца работы в Луганске украинского драматического театра им. Заньковецкой, профсоюзами был закуплен всего лишь один целевой спектакль.
ОСПС по линии ВУСПС имеет на театр дотацию. Таким образом, он сумеет принять участие в материальной помощи театру. Коллективным пайщиком Луганского стационарного театра должны явиться клубы – металлистов, железнодорожников, текстильщиков и строителей, которые к осени будущего года открывают свои клубы-театры.
Какая труппа должна быть закреплена за луганском для постоянной работы?
УЗП этого вопроса ещё не прорабатывало. По нашему мнению, кандидатура театра им. Заньковецкой может подвергнуться обсуждению при условии, если театр примет меры к расширению и улучшению своего репертуара, а также усилит свой коллектив новыми квалифицированными силами, так как в теперешнем его состоянии театр им. Заньковецкой не может удовлетворить нас в смысле постоянной работы в Луганске.
газета «Луганская правда» за 17 ноября 1928 года
Мнение союза Рабис
В беседе с нашим сотрудником по вопросу о создании в Луганске украинского стационарного театра председатель окррабиса тов. Заходяченко сказал следующее:
– К созданию стационарного театра в Луганске нужно подойти весьма осторожно. Дело в том, что Луганску нужен украинский театр высокого качества, что связано со значительным увеличением расходов (до 10-12 тысяч руб. в месяц). Если допустить, что такие средства и будут отпущены местным бюджетом, возможно ли будет такой громоздкий театр перебрасывать в районы без того, чтобы его художественная ценность не понизилась?
Нам кажется, что нет. Ибо тот же театр им. Заньковецкой за несколько недель работы в рабочих районах Донбасса столкнулся с такими препятствиями, которые сильно отразились не только на его постановочной части (разрушение декораций и т.п.), но и на актёрах, совершенно переутомившихся от бесчисленных передвижений и невозможных жилищных условий.
С другой стороны, несомненно, целесообразно, чтобы стационарный театр работал в городе 5-6 месяцев, так как рабочий зритель требует и других видов искусства.
В принципе, не возражая против существования в Луганске квалифицированного украинского стационарного театра, мы за то, чтобы такой театр работал в самом Луганске не более 2-3-х месяцев, остальное время – в Артёмовске и Сталино. Что же касается обслуживания округа, то сюда надо бросить другой украинский театр, более гибкий, необременённый громоздкими декорациями, но, конечно, по качеству не уступающий театру им. Заньковецкой.
От редакции. Помещая соображения тов. Заходяченко, редакция считает обсуждение вопросам об украинском стационарном театре на страницах нашей газеты до решения Наркомпроса исчерпанным.
газета «Луганская правда» за 18 ноября 1928 года
|