ремонт здания луганского театра

Ремонт театра – видимость

Всё останется по-прежнему

Украшение Пушкинской улицы, лучшее здание Луганска – городской театр в опасности. Опасность грозная и очень серьёзная, в особенности потому, что ремонт театра производит организация, из ведения которой театр изымается. Отсюда все качества.

С глаз долой – из сердца вон

Некогда представители райкома металлистов нежно поглядывали на своё капризное детище – театр. Театр действительно капризничал. Неожиданно ему надоела сухость спектаклей, и он сквозь свои щели начал просачивать дождевые капли. Относительная устойчивость декораций потрясалась порывами ветра, ехидно пропускаемого сквозь многочисленные "отдушины" театрального здания.
Театр не любил, чтобы публика входила в его зрительный зал без галош, шапок и пальто. И всякий, кто старался пойти наперекор театру и раздевался, уходил, унося с собой воспоминания о виденном зрелище и зачатки более или менее серьёзной простуды. Комбинированной системой сквозняков здание театра беспощадно расправлялось со всеми, кто не подлаживался под его "нутро".
Сейчас райком металлистов смотрит на своё детище прощальным взором – театр уходит в ведение Управления зрелищными предприятиями. А потому райком мало заботиться о судьбе театра, и заканчивает ремонт не так хорошо, как быстро.

Сидячие места для... стояния

Недавно в одном из немецких архивов было найдено театральное об'явление, относящееся к 1769 году. В этом об'явлении к сведению публики сообщалось следующее: Для удобства публики, чтобы всем было видно, первый ряд зрителей смотрит спектакль лёжа на полу, второй ряд будет сидеть согнувшись, опираясь на палки, а третий ряд – стоять...
Так на заре театра беспокоились об удобствах зрителей. Это было в 1769 году. И этот документ сейчас нами воспринимается как хороший театральный анекдот. Но мало ли сколько было смешного в первых постановках старинного театра. Во всяком случае, администрация этого стародавнего театра предупреждала зрителя о возможных "удобствах".
В театре райкома металлистов, продавая билеты в 12-15-й более дальние ряды партера, никто не предупреждал, что, сидя там, ничего не видно. И действительно, многие предпочитали простоять весь спектакль вдоль стен зрительного зала и увидеть спектакль, чем сидеть и созерцать разнообразие головных уборов зрителей ближайших рядов.
При ремонте это обстоятельство было "учтено" и по всей вероятности "увязано", так как материал для поднятия пола в зрительном зале был куплен и подвезён к театру. Но этим дело и закончилось. Опекуны театра подымать пол не намерены. Деньги, затраченные на лесоматериалы, не пугают производящих ремонт.
Итак, пол поднят не будет. Зрители могут вновь смотреть на сцену стоя. Такова "культурная" работа театработников из райкома металлистов.
Да, пожалуй, и в первых рядах сидеть будет не легче. Расшатанные стулья театра, беспрестанно выбивающие чечёточную дробь, водворяются на прежнее место. Весёлые полёты со сломанных стульев – весьма вероятны. Администратор театра, настаивавший на замене никуда негодных стульев, ничего не добился.

Театр уже "не наш"

Может быть, из тех же соображений, что театр "не наш", т.е. не райкома металлистов, во дворе театра под открытым небом лежат декорации, стоящие больших денег. Во всяком случае, отношение райкома металлистов к ремонту театра должно привлечь внимание контрольных организаций.
Тщательный осмотр театра убеждает в том, что губительные сквозняки в театре не прекратятся. Производимым, с позволения сказать, "ремонтом" не захвачена такая "деталь" как окна, которые не замазаны и, представленные самим себе, вылетают маленькими окошечками из своих гнёзд. Замазка, как средство борьбы с этим явлением, не применяется. Поэтому можно быть совершенно спокойным – сквозняки будут.
Пока ещё неизвестно, будут ли администрацией театра вывешены об'явления о том, что прикасаться к стенам не рекомендуется. Мы, со своей стороны, считаем такие об'явления вполне уместными и целесообразными. Театр окрашен таким образом, что при большом скоплении публики многие рискуют уйти из театра в костюме, окрашенном под цвет стен театра.
Краска очень легко пристаёт ко всему, что может с ней соприкоснуться. Это ещё один ляпсус произведённого ремонта.

Ещё не поздно

Всё вышеприведённое свидетельствует об ужасном положении единственного в Луганске театра. Нам кажется, что ещё не поздно принять меры к исправлению тех грубых и недопустимых ошибок, которые имели место при ремонте театра.
Организации, которые возьмутся за наведение порядка в театре, должны ещё добиться передачи театру комнаты юнсекции клуба, так как театр, где в антрактах публика занимается гуляньем по коридору, может только оттолкнуть зрителя. Комнату юнсекции нужно использовать под фойе-читальню с шахматно-шашечными играми. Все имевшие возможность наблюдать нелепую толкотню во время антрактов в коридоре театра, поймут насущную необходимость этого мероприятия.
Осталось очень немного времени для того, чтобы исправить все отмеченные недочёты в оборудовании театра. Театру грозит довольно серьёзная опасность – стать вместо культурного очага пустующим зданием с претензиями на театр. Этого допустить нельзя.

П. Рест


газета «Луганская правда» за 14 сентября 1928 года