Вторая станция подземной газификации углей

На окраине Лисичанска скоро начнётся строительство второй Лисичанской станции подземной газификации. Здесь на рабочих пластах угля будут заложены панели, а на поверхности построена целая система зданий, сооружений и сложных коммуникаций газа, воздуха, пара.
Газ, добываемый из огневых подземных забоев, будет сжигаться под паровыми котлами электростанции. Эта комбинированная газоэлектрическая установка полностью покроет потребность Лисичанской технологической станции в электроэнергии.
Высокая мощность основных агрегатов станции, широкое оснащение автоматами, применение дистанционного управления – характеризуют проектируемую станцию, как предприятие, вооружённое наиболее передовой современной техникой. Начиная от аппаратуры, измерительных приборов, автоматов и кончая мощными турбокомпрессорами, турбогенераторами, высокопроизводительными котлами, – всё будет изготовлено на заводах нашей советской социалистической промышленности.

Какие основные задачи стоят перед строителями новой промышленной станции подземной газификации?
В срок и высококачественно должны быть выполнены все проектные, изыскательные, геологоразведочные работы, обеспечено полное и своевременное размещение оборудования для станции, чётко выдержаны его технические условия и сроки поставки. Своевременно должны быть также начаты горные работы, цикл которых является наиболее длительным, осуществлены методы скоростного строительства в области подземных работ. В третьем и четвёртом кварталах необходимо провести все подготовительные работы, чтобы, начиная с января 1940 года можно было в полном об'ёме развернуть промышленное строительство.
Осуществление этих мероприятий позволит закончить строительство станции и пустить её в эксплуатацию раньше намеченного срока. Это вполне реальная задача, если за дело взяться по-большевистски.

Следует отметить, что подготовка к строительству развёртывается медленно. Трест «Подземгаз», являющийся генеральным проектировщиком Лисичанской энергетической станции, должен был ещё 5 мая закончить проектное задание, но оно не готово и поныне.
Правильное проектирование станции подземной газификации требует, чтобы участки, на которых закладываются наши станции, были детально изучены в геологическом отношении. Геологоразведочные работы на участке строительства первой и второй станции уже подходят к концу. Благодаря своевременно принятым мерам эти работы могут быть выполнены в точно намеченные сроки, а полный геологический отзыв представлен к 20 июля.
В отношении оборудования предприняты только первые шаги. Пока заводам заказаны только компрессоры, паровые турбины, котлы. Задача состоит в том, чтобы обеспечить их изготовление в необходимые сроки, и приступить к размещению остальных заказов.
Об'ём капитальных работ по Лисичанской энергетической станции, утверждённый на 1939 год, составляет 1.5 миллиона рублей. Эти средства ассигнованы на проектирование, геологоразведочные работы, изыскания.

Однако уже сейчас необходимо приступить к подготовительным работам. Нужно начать строить не только временные сооружения, но и столовую, магазин, двухэтажные жилые дома, рассчитанные не только на строителей, но и рабочих по эксплуатации.
Возникает вопрос, где строить жилые дома? Из всех вариантов наиболее целесообразной является застройка одной из центральных улиц города. Это обеспечит наилучшее обслуживание культурно-бытовых условий рабочих и служащих строящейся станции. Застройка центральной части города потребует определённых затрат, связанных со сносом малоценных домов, но эти затраты будут меньшими, чем средства, которые пришлось бы затратить на освоение необжитого района.
Коренным вопросом для нового строительства является вопрос о рабочей силе, потребность в которой составит в третьем и четвёртом кварталах до 400 человек, а в будущем году – 1500-2000 человек.

Во всём об'ёме в подготовительный период должна быть решена проблема транспорта. Необходимо построить железнодорожную ветку, которая бы соединяла площадки обеих станций с железнодорожной веткой, идущей от шахты Мельникова на станцию Переездная. Эта ветка давала бы возможность перебрасывать на площадку станции строительный материал и оборудование. Помимо этого ветка будет нужна и на эксплуатационный период обеих станций, не говоря уже о том, что она обеспечила бы дешёвый транспорт угля целой группы шахт – имени ОГПУ, имени Войкова, «Черноморка». Вот почему в сметах обеих Лисичанских станций «Подземгаза» необходимо предусмотреть постройку железнодорожной ветки, и совместно с «Лисичанскуглём» осуществить это строительство в самые короткие сроки.

Чтобы обеспечить строительство хорошим камнем-песчаником, необходимо реконструировать карьеры. Нужно также произвести реконструкцию кирпичного завода имени Свердлова, установить на заводе ещё одну гофманскую печь и механизировать процессы изготовления кирпича. Реконструкция даст возможность довести производительность завода до 18-20 миллионов штук кирпича в год, и полностью удовлетворить потребности строительства. Помимо этого, в большом об'ёме на строительстве должен найти применение и силикатный кирпич Рубежанского завода и Лисхимстроя.

Преимуществом нашей стройки, по сравнению с другими стройками «Подземгаза», является наличие определённой материально-производственной базы и рабочих, которые будут освобождаться по мере окончания строительных работ на первой Лисичанской станции и перебрасываться на площадку второй станции. Ещё одним преимуществом является возможность кооперирования с первой станцией по линии промышленного водоснабжения, канализации, а также строительства железнодорожной ветки, складского хозяйства и других об'ектов.
Полностью используя эти преимущества, развернув строительство скоростными методами, коллектив станции выполнит возложенные на него задачи, и новая станция подземной газификации углей будет закончена досрочно.

И. Дольников,
директор строящейся Лисичанской энергетической станции


газета «Ворошиловградская правда» за 8 июля 1939 года