Замечательная, глубоко революционная идея подземной газификации угля принадлежит великому русскому химику Д.И.Менделееву, выдвинувшему её ещё в 1888 году. Однако, ни Менделееву, ни вторично выдвинувшему эту идею через 25 лет английскому учёному Рамсэю не удалось в условиях капитализма добиться постановки опытных и исследовательских работ для проверки своих предположений.
Великий гений человечества Владимир Ильич Ленин ещё в 1913 году в своей статье «Одна из великих побед техники» дал блестящую оценку подземной газификации углей. Ленин писал: Всемирно знаменитый английский химик Вильям Рамсэй открыл способ непосредственного добывания газа из каменноугольных пластов...
Способ Рамсэя превращает каменноугольные рудники как бы в громадные дистилляционные аппараты для выработки газа. Газ приводит в движение газовые моторы, которые дают возможность использовать вдвое большую долю энергии, заключающейся в каменном угле, чем это было при паровых машинах. Газовые моторы, в свою очередь, служат для превращения энергии в электричество, которое техника уже теперь умеет передавать на громадные расстояния...
При социализме применение способа Рамсея, "освобождая" труд миллионов горнорабочих и т.д., позволит сразу сократить для всех рабочий день с 8 часов, к примеру, до 7, а то и меньше. "Электрификация" всех фабрик и железных дорог сделает условия труда более гигиеничными, избавит миллионы рабочих от дыма, пыли и грязи, ускорит превращение грязных отвратительных мастерских в чистые, светлые, достойные человека лаборатории. Электрическое освещение и электрическое отопление каждого дома избавят миллионы "домашних рабынь" от необходимости убивать три четверти жизни в смрадной кухне.
Подземную газификацию Ленин оценивал как "гигантскую техническую революцию".
В 1931 году по инициативе товарища Сталина ЦК ВКП(б) принял решение о постановке опытов газификации в естественных подземных условиях. А в 1932 году началось строительство первой опытной станции подземной газификации углей в Лисичанске.
Лисичанская станция представляет собой, по существу, живую историю исканий, историю борьбы человеческой мысли с тайнами природы за овладение методом подземной газификации углей. На этой станции были проверены в естественных условиях все известные до настоящего времени методы подземной газификации.
Два опыта было проведено с искусственным разрыхлением угольного пласта и три опыта – в целике, без его разрыхления.
Первые два опыта не дали положительных результатов, хотя и был получен генераторный газ калорийностью до 1.025, но регулирование процесса и управление им оказалось невозможными. Эти методы не освобождали также от подземного труда. Механическое перенесение надземной газогенераторной техники в подземные условия себя не оправдало.
Следующие два опыта, проведённые по методу "скважин-газогенераторов" в целике, без его предварительного разрыхления, явились значительным шагом вперёд. Процесс газификации начинался почти вслед за началом подачи дутья в панель, и подземный генератор давал нормальный генераторный газ. Установлен ряд закономерностей процесса, явилась возможность регулирования и управления. Этот метод имеет перспективу промышленного внедрения, особенно при пологом и горизонтальном залегании пластов с неустойчивой, сыпучей кровлей.
Последний и наиболее эффективный способ проведён на панели № 5 по методу потока. Поточная панель показала бесспорные преимущества перед всеми предыдущими. Панель работала бесперебойно до конца опыта, и давала по желанию, в зависимости от установленного режима, то воздушный, то водяной газ. Процесс легко поддавался контролю, регулированию и управлению с поверхности.
Поточный метод проверен в естественных условиях и на других подземных установках «Подземгаза» – в Горловке, Ленинске-Кузнецком, шахтах. Во всех случаях установлено, что этот метод является самым совершенным. Его единодушно признали наиболее приемлемым для промышленного внедрения в условиях наклонно и круто залегающих пластов с устойчивой кровлей.
На основе накопленного опыта разработаны технологические схемы, лёгшие в основу строительства первых промышленных станций, одной из которых явится Лисичанская. Если Горловская станция должна будет заняться промышленным освоением производства энергетического газа, то перед строящейся Лисичанской станцией поставлена более сложная задача – освоить производство технологического газа, пригодного не только для топливных целей, но и как сырьё для химической переработки. Калорийность газа должна достигать 2500-3000 калорий.
Лисичанская станция становится мощной экспериментальной базой. Здесь должны быть проведены основные опыты по синтезу бензина, аммиака, спиртов, по бездоменному процессу получения железа путём его прямого восстановления в газовой среде. Для этого мы должны освоить ряд технологических режимов, которые позволят получить газы с различными, строго заданными химическими составами. Кроме того, Лисичанская станция явится одной из основных производственно-экспериментальных баз Академии наук СССР. Здесь Академия наук будет изучать химико-физические основы подземной газификации, вопросы управления кровлей при огневом режиме, экспериментально проверит и разработает метод одновременной газификации целой свиты пластов. Подготовка к этим работам будет начата уже в текущем году.
Таковы важнейшие задачи, стоящие перед Лисичанской станцией «Подземгаза». Строительство станции должно быть закончено в 1939 году. В настоящее время заканчиваются строительные работы по основным производственным цехам, и в ближайшее время будет начат монтаж оборудования. Однако строительство до сих пор не обеспечено рядом важнейших материалов и полным комплектом оборудования. В частности, испытывается острая нужда в трубах для газопровода, в строительном лесе, металле, цементе, гвоздях, кровельных и электротехнических материалах, высоковольтных столбах, кабеле, проводах. Стройка не получила до сих пор дожимающих кислородных компрессоров, парового котла, оборудования водоочистки, газодувных машин, ряда контрольно-измерительных приборов.
Строительство Лисичанской станции «Подземгаза» необходимо включить в число пусковых об'ектов на 1939 год. Ворошиловградским областным организациям следует всемерно помочь важнейшей стройке, и поставить перед Народным комиссариатом тяжёлой промышленности вопрос о полном её обеспечении оборудованием и материалами.
Инженер Д. Немировский,
директор Лисичанской станции подземной газификации
газета «Ворошиловградская правда» за 22 ноября 1938 года
Подземная газификация
Замечательная, глубоко революционная идея подземной газификации угля принадлежит великому русскому химику Д.И.Менделееву, выдвинувшему её ещё в 1888 году. Однако, ни Менделееву, ни вторично выдвинувшему эту идею через 25 лет английскому учёному Рамсэю не удалось в условиях капитализма добиться постановки опытных и исследовательских работ для проверки своих предположений.
Великий гений человечества Владимир Ильич Ленин ещё в 1913 году в своей статье «Одна из великих побед техники» дал блестящую оценку подземной газификации углей. Ленин писал: Всемирно знаменитый английский химик Вильям Рамсэй открыл способ непосредственного добывания газа из каменноугольных пластов...
Способ Рамсэя превращает каменноугольные рудники как бы в громадные дистилляционные аппараты для выработки газа. Газ приводит в движение газовые моторы, которые дают возможность использовать вдвое большую долю энергии, заключающейся в каменном угле, чем это было при паровых машинах. Газовые моторы, в свою очередь, служат для превращения энергии в электричество, которое техника уже теперь умеет передавать на громадные расстояния...
При социализме применение способа Рамсея, "освобождая" труд миллионов горнорабочих и т.д., позволит сразу сократить для всех рабочий день с 8 часов, к примеру, до 7, а то и меньше. "Электрификация" всех фабрик и железных дорог сделает условия труда более гигиеничными, избавит миллионы рабочих от дыма, пыли и грязи, ускорит превращение грязных отвратительных мастерских в чистые, светлые, достойные человека лаборатории. Электрическое освещение и электрическое отопление каждого дома избавят миллионы "домашних рабынь" от необходимости убивать три четверти жизни в смрадной кухне.
Подземную газификацию Ленин оценивал как "гигантскую техническую революцию".
В 1931 году по инициативе товарища Сталина ЦК ВКП(б) принял решение о постановке опытов газификации в естественных подземных условиях. А в 1932 году началось строительство первой опытной станции подземной газификации углей в Лисичанске.
Лисичанская станция представляет собой, по существу, живую историю исканий, историю борьбы человеческой мысли с тайнами природы за овладение методом подземной газификации углей. На этой станции были проверены в естественных условиях все известные до настоящего времени методы подземной газификации. Два опыта было проведено с искусственным разрыхлением угольного пласта и три опыта – в целике, без его разрыхления.
Первые два опыта не дали положительных результатов, хотя и был получен генераторный газ калорийностью до 1.025, но регулирование процесса и управление им оказалось невозможными. Эти методы не освобождали также от подземного труда. Механическое перенесение надземной газогенераторной техники в подземные условия себя не оправдало.
Следующие два опыта, проведённые по методу "скважин-газогенераторов" в целике, без его предварительного разрыхления, явились значительным шагом вперёд. Процесс газификации начинался почти вслед за началом подачи дутья в панель, и подземный генератор давал нормальный генераторный газ. Установлен ряд закономерностей процесса, явилась возможность регулирования и управления. Этот метод имеет перспективу промышленного внедрения, особенно при пологом и горизонтальном залегании пластов с неустойчивой, сыпучей кровлей.
Последний и наиболее эффективный способ проведён на панели № 5 по методу потока. Поточная панель показала бесспорные преимущества перед всеми предыдущими. Панель работала бесперебойно до конца опыта, и давала по желанию, в зависимости от установленного режима, то воздушный, то водяной газ. Процесс легко поддавался контролю, регулированию и управлению с поверхности.
Поточный метод проверен в естественных условиях и на других подземных установках «Подземгаза» – в Горловке, Ленинске-Кузнецком, шахтах. Во всех случаях установлено, что этот метод является самым совершенным. Его единодушно признали наиболее приемлемым для промышленного внедрения в условиях наклонно и круто залегающих пластов с устойчивой кровлей.
На основе накопленного опыта разработаны технологические схемы, лёгшие в основу строительства первых промышленных станций, одной из которых явится Лисичанская. Если Горловская станция должна будет заняться промышленным освоением производства энергетического газа, то перед строящейся Лисичанской станцией поставлена более сложная задача – освоить производство технологического газа, пригодного не только для топливных целей, но и как сырьё для химической переработки. Калорийность газа должна достигать 2500-3000 калорий.
Лисичанская станция становится мощной экспериментальной базой. Здесь должны быть проведены основные опыты по синтезу бензина, аммиака, спиртов, по бездоменному процессу получения железа путём его прямого восстановления в газовой среде. Для этого мы должны освоить ряд технологических режимов, которые позволят получить газы с различными, строго заданными химическими составами. Кроме того, Лисичанская станция явится одной из основных производственно-экспериментальных баз Академии наук СССР. Здесь Академия наук будет изучать химико-физические основы подземной газификации, вопросы управления кровлей при огневом режиме, экспериментально проверит и разработает метод одновременной газификации целой свиты пластов. Подготовка к этим работам будет начата уже в текущем году.
Таковы важнейшие задачи, стоящие перед Лисичанской станцией «Подземгаза». Строительство станции должно быть закончено в 1939 году. В настоящее время заканчиваются строительные работы по основным производственным цехам, и в ближайшее время будет начат монтаж оборудования. Однако строительство до сих пор не обеспечено рядом важнейших материалов и полным комплектом оборудования. В частности, испытывается острая нужда в трубах для газопровода, в строительном лесе, металле, цементе, гвоздях, кровельных и электротехнических материалах, высоковольтных столбах, кабеле, проводах. Стройка не получила до сих пор дожимающих кислородных компрессоров, парового котла, оборудования водоочистки, газодувных машин, ряда контрольно-измерительных приборов.
Строительство Лисичанской станции «Подземгаза» необходимо включить в число пусковых об'ектов на 1939 год. Ворошиловградским областным организациям следует всемерно помочь важнейшей стройке, и поставить перед Народным комиссариатом тяжёлой промышленности вопрос о полном её обеспечении оборудованием и материалами.
Инженер Д. Немировский,
директор Лисичанской станции подземной газификации
газета «Ворошиловградская правда» за 22 ноября 1938 года