Подземная газификация

Замечательная, глубоко революционная идея подземной газификации угля принадлежит великому русскому химику Д.И.Менделееву, выдвинувшему её ещё в 1888 году. Однако, ни Менделееву, ни вторично выдвинувшему эту идею через 25 лет английскому учёному Рамсэю не удалось в условиях капитализма добиться постановки опытных и исследовательских работ для проверки своих предположений.
Великий гений человечества Владимир Ильич Ленин ещё в 1913 году в своей статье «Одна из великих побед техники» дал блестящую оценку подземной газификации углей. Ленин писал: Всемирно знаменитый английский химик Вильям Рамсэй открыл способ непосредственного добывания газа из каменноугольных пластов...
Способ Рамсэя превращает каменноугольные рудники как бы в громадные дистилляционные аппараты для выработки газа. Газ приводит в движение газовые моторы, которые дают возможность использовать вдвое большую долю энергии, заключающейся в каменном угле, чем это было при паровых машинах. Газовые моторы, в свою очередь, служат для превращения энергии в электричество, которое техника уже теперь умеет передавать на громадные расстояния...
При социализме применение способа Рамсея, "освобождая" труд миллионов горнорабочих и т.д., позволит сразу сократить для всех рабочий день с 8 часов, к примеру, до 7, а то и меньше. "Электрификация" всех фабрик и железных дорог сделает условия труда более гигиеничными, избавит миллионы рабочих от дыма, пыли и грязи, ускорит превращение грязных отвратительных мастерских в чистые, светлые, достойные человека лаборатории. Электрическое освещение и электрическое отопление каждого дома избавят миллионы "домашних рабынь" от необходимости убивать три четверти жизни в смрадной кухне.

Подземную газификацию Ленин оценивал как "гигантскую техническую революцию".

В 1931 году по инициативе товарища Сталина ЦК ВКП(б) принял решение о постановке опытов газификации в естественных подземных условиях. А в 1932 году началось строительство первой опытной станции подземной газификации углей в Лисичанске.
Лисичанская станция представляет собой, по существу, живую историю исканий, историю борьбы человеческой мысли с тайнами природы за овладение методом подземной газификации углей. На этой станции были проверены в естественных условиях все известные до настоящего времени методы подземной газификации. Два опыта было проведено с искусственным разрыхлением угольного пласта и три опыта – в целике, без его разрыхления.
Первые два опыта не дали положительных результатов, хотя и был получен генераторный газ калорийностью до 1.025, но регулирование процесса и управление им оказалось невозможными. Эти методы не освобождали также от подземного труда. Механическое перенесение надземной газогенераторной техники в подземные условия себя не оправдало.
Следующие два опыта, проведённые по методу "скважин-газогенераторов" в целике, без его предварительного разрыхления, явились значительным шагом вперёд. Процесс газификации начинался почти вслед за началом подачи дутья в панель, и подземный генератор давал нормальный генераторный газ. Установлен ряд закономерностей процесса, явилась возможность регулирования и управления. Этот метод имеет перспективу промышленного внедрения, особенно при пологом и горизонтальном залегании пластов с неустойчивой, сыпучей кровлей.
Последний и наиболее эффективный способ проведён на панели № 5 по методу потока. Поточная панель показала бесспорные преимущества перед всеми предыдущими. Панель работала бесперебойно до конца опыта, и давала по желанию, в зависимости от установленного режима, то воздушный, то водяной газ. Процесс легко поддавался контролю, регулированию и управлению с поверхности.
Поточный метод проверен в естественных условиях и на других подземных установках «Подземгаза» – в Горловке, Ленинске-Кузнецком, шахтах. Во всех случаях установлено, что этот метод является самым совершенным. Его единодушно признали наиболее приемлемым для промышленного внедрения в условиях наклонно и круто залегающих пластов с устойчивой кровлей.

На основе накопленного опыта разработаны технологические схемы, лёгшие в основу строительства первых промышленных станций, одной из которых явится Лисичанская. Если Горловская станция должна будет заняться промышленным освоением производства энергетического газа, то перед строящейся Лисичанской станцией поставлена более сложная задача – освоить производство технологического газа, пригодного не только для топливных целей, но и как сырьё для химической переработки. Калорийность газа должна достигать 2500-3000 калорий.
Лисичанская станция становится мощной экспериментальной базой. Здесь должны быть проведены основные опыты по синтезу бензина, аммиака, спиртов, по бездоменному процессу получения железа путём его прямого восстановления в газовой среде. Для этого мы должны освоить ряд технологических режимов, которые позволят получить газы с различными, строго заданными химическими составами. Кроме того, Лисичанская станция явится одной из основных производственно-экспериментальных баз Академии наук СССР. Здесь Академия наук будет изучать химико-физические основы подземной газификации, вопросы управления кровлей при огневом режиме, экспериментально проверит и разработает метод одновременной газификации целой свиты пластов. Подготовка к этим работам будет начата уже в текущем году.
Таковы важнейшие задачи, стоящие перед Лисичанской станцией «Подземгаза». Строительство станции должно быть закончено в 1939 году. В настоящее время заканчиваются строительные работы по основным производственным цехам, и в ближайшее время будет начат монтаж оборудования. Однако строительство до сих пор не обеспечено рядом важнейших материалов и полным комплектом оборудования. В частности, испытывается острая нужда в трубах для газопровода, в строительном лесе, металле, цементе, гвоздях, кровельных и электротехнических материалах, высоковольтных столбах, кабеле, проводах. Стройка не получила до сих пор дожимающих кислородных компрессоров, парового котла, оборудования водоочистки, газодувных машин, ряда контрольно-измерительных приборов.
Строительство Лисичанской станции «Подземгаза» необходимо включить в число пусковых об'ектов на 1939 год. Ворошиловградским областным организациям следует всемерно помочь важнейшей стройке, и поставить перед Народным комиссариатом тяжёлой промышленности вопрос о полном её обеспечении оборудованием и материалами.

Инженер  Д. Немировский,
директор Лисичанской станции подземной газификации


газета «Ворошиловградская правда» за 22 ноября 1938 года